Плательщики налога на добавленную стоимость
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
МЧС России
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Кафедра финансово-хозяйственной деятельности
Экз. № ___1____
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая кафедрой
финансово-хозяйственной деятельности
Л.Г.Ворона-Сливинская
”_____” _____________ 200_ года
Л Е К Ц И Я
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Тема № 2НАЛОГИ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В СТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (1 часть).
Обсуждена на заседании кафедры
Протокол №______от
”______” _______________ 200_ года
Санкт-Петербург
I.Учебные цели
1. Ознакомить курсантов и слушателей с понятием и сущностью налога на добавленную стоимость.
2. Сформировать у курсантов и слушателей знания о косвенных налогах: акцизах, таможенных пошлинах.
3. Воспитать у курсантов и слушателей положительное отношение к предмету.
II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Понятие и сущность налога на добавленную стоимость. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Плательщики налога на добавленную стоимость 2. Объект налогообложения налога на добавленную стоимость. 3. Льготы по налогу на добавленную стоимость. 4. Определение базы для налогообложения налогом на добавленную стоимость. 5. Основные налоговые ставки по НДС. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
III. Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
4. Налоги и налогообложение / Пансков В.Г. – М.: Издательский Дом «МЦФЭР», 2002 г.
5. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие для сред.проф.учеб.заведений / О.В.Скворцов, Н.О.Скворцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
6. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Ф.Тарасова, Л.Н.Семыкина , Т.В.Сапрыкина. – 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2007. – 320 с.
7. Климова М.А. Налоги и налообложение: Учеб.пособие. – 4-е изд. – М.: РИОР, 2008. – 176 с.
IV. Учебно-материальное обеспечение
1. Технические средства обучения: слайдопроектор, мультимедийный проектор, DVD-проигрыватель, компьютерная техника.
V. Текст лекции
Введение
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и, соответственно, контроля со стороны налоговых органов.
Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.
Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, НДС является, пожалуй, самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г.
В настоящее время в мировой практике наблюдается усиление роли косвенного налогообложения. В 50-е годы НДС взимался только во Франции, сейчас - в большинстве европейских стран. В апреле 1967 г. Совет ЕЭС объявил НДС основным косвенным налогом стран - членов ЕЭС. В настоящее время 20 из 24 стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление. Кроме того, он взимается еще в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки. Пока еще этот вид косвенного налогообложения не действует в Канаде, США, Австралии и Швейцарии. Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими.
Эим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0 процентов.
НДС, в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.
На долю НДС приходится около 80 процентов всех косвенных налогов во Франции, более 50 процентов в Великобритании и Германии. При этом поступления НДС в бюджеты развитых стран постоянно увеличиваются.
Однако НДС с его достаточно высокими ставками и широкой налогооблагаемой базой в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. Это свойство НДС эффективно используется в экономике развитых европейских стран. Когда наблюдается перепроизводство каких-либо товаров, то увеличивается ставка, чтобы снизить объемы их выпуска.
В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.
Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.
Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога в бюджет регулируется положениями главы 21 НК РФ.
Вопрос
Плательщики налога на добавленную стоимость
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все предприятия и организации, вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность, и на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.
Плательщиками являются также индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории России.
Обязаны уплачивать НДС компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность на российской территории.
При ввозе товаров на территорию России плательщиком является декларант либо другое лицо, определяемое нормативными актами по таможенному делу. Платится НДС в этом случае до или в момент принятия грузовой таможенной декларации.
При безвозмездной передаче товаров, работ и услуг плательщиком является сторона, их передающая.
Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не являлись плательщиками налога на добавленную стоимость до 31 декабря 2000 г. С 1 января 2001 г. с принятием второй части Налогового кодекса указанные лица являются плательщиками данного налога при определенных условиях.
Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации впервые в практике российского налогообложения предусмотрел возможность освобождения как юридических, так и физических лиц от исполнения обязанностей налогоплательщика. Согласно положениям Кодекса организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг этих организаций и предпринимателей без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности 2 млн руб. Освобождение предоставляется на 12 последовательных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение утрачивает силу. После истечения указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, желающие продлить освобождение от уплаты налога должны представить в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие правомерность обращения. Данное положение не применяется при реализации подакцизных товаров и ввода товаров на таможенную территорию Российской Федерации (ст.145 НК РФ).
Налоговые органы в течение 10 дней обязаны произвести проверку этих документов и вынести два последовательных решения.
Во-первых, они могут подтвердить или не подтвердить правомерность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Во-вторых, налоговые органы могут принять решение о продлении освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика или же об отзыве от продления.
В том случае, если в течение периода освобождения от обязанностей налогоплательщика будет иметь место факт превышения предельной суммы реализации товаров, работ и услуг, то утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения.
В случае же непредставления налогоплательщиком необходимых документов или представления документов, содержащих недостоверные сведения, сумма налога должна быть восстановлена и уплачена в бюджет. При этом с налогоплательщика взыскиваются соответствующие суммы налоговых санкций и пени. При исчислении и уплате НДС наиболее сложно как экономически, так и чисто технически определить облагаемый оборот. Из самого названия налога вытекает, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства.
Вопрос