Тема 8. Типология рыночных структур. Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция

Вопросы

1. Классификационные признаки типов рыночных структур.

2. Конкуренция: сущность, виды, последствия.

3. Особенности чистой конкуренции.

4. Общий (валовой), средний и предельный доходы в условиях чистой конкуренции. Их графическая интерпритация.

5. Максимизация прибыли (два подхода) и минимизация убытков фирмы в условиях краткосрочного периода.

6. Предельные издержки и кривая предложения в краткосрочном периоде.

7. Равновесие фирмы и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

8. Преимущества и недостатки чистой конкуренции.

Термины и понятия

Рыночная структура. Отрасль. Конкуренция. Движущие силы конкуренции. Конкурентная стратегия. Чистая конкуренция. Монопсония. Двухсторонняя монополия. Дуополия. Дуопсония. Стандартизированная продукция. Дифференцированная продукция. Барьер вхождения в отрасль. Прайс-тейкер. Прайс-мейкер. Оптимальный объем производства продукции. Состояние равновесия фирмы.

Темы рефератов

1. Сравнительная характеристика типов рыночных структур.

2. Совершенная конкуренция как теоретическая абстракция.

Список литературы

1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб.: 1994. – С. 159-187.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. / Пер. с англ. 11-го изд. – Т. II. - М.: Республика, 1993. – C. 65-91.

3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2-е изд. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – С. 247-282.

4. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 97-108.

5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 1996. – С. 195-233.

6. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ. – М.: Дело и Сервис, 2002. – С. 117-162.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело ЛТД, 1993. – С. 156-173.

8. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т.I. / Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – С. 278-317.

9. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999. – С. 228-239.

10. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 262-274.

Вопросы для обсуждения и самоконтроля

1. К каким типам рыночных структур вы бы отнесли рынок мужской обуви и рынок видеокамер? Какие признаки окажутся доминирующими?

2. Почему даже на рынках с высокой степенью конкуренции может понадобиться вмешательство государства?

3. Приведите примеры отраслей экономики из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли, на Ваш взгляд, роль этого типа рынка в экономике нашей страны?

4. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.

5. Существует мнение, что закон, который ограничивает конкурентов, ограничивает и саму конкуренцию. Допустим, что существует закон, запрещающий продавать товар по цене, которая ниже рыночной. В этом случае будет ли иметь место ограничение конкуренции?

6. Какой из объемов производства выберет фирма – 6 или 7 тыс. единиц – если в том и в другом случае MC=MR? Ответ объясните.

7. Что предпримет фирма в условиях совершенной конкуренции, если МС<Р? Каким должно быть поведение фирмы в условиях МС>Р?

8. Как конкурируют фирмы в условиях совершенной конкуренции? В какой форме на рынке совершенной конкуренции присутствует конкуренция?

Задачи

1. Фирма планирует выпустить учебник «Economics». Минимальные средние издержки на производство книги составляют $4+$4000/Q, где Q – количество учебников, выпущенных за год. Планируемая цена книги $8. Каков должен быть годовой тираж учебника, соответствующий точке безубыточности?

2. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Р=20 у.е., МС=14 у.е., АТС=25 у.е. и AVC=16 у.е. Каково дальнейшее поведение фирмы? Покажите ситуацию на графике.

3. Зависимость общих издержек ТС конкурентной фирмы от объема производства Q характеризуется данными, представленными в таблице 5.

Таблица 5 – Объемы производства и общие издержки

Q, штук/день
ТС, у.е.

При какой цене фирма прекратит производство:

а) в краткосрочном периоде; б) в долгосрочном периоде.

4. Вы – совершенный конкурент. Если рыночная цена на помидоры установилась на уровне 50 руб./кг, каков будет Ваш предельный доход (MR) при объеме продаж 100 кг? 1 кг? 20 кг? Каков при этом будет Ваш средний доход (AR)?

5. Конкурентная фирма продает школьные тетради по цене 6 руб. за шт. Общие издержки на производство 10 тыс. тетрадей составили 80 тыс. руб., в том числе постоянные – 15 тыс. руб. При этом средние переменные издержки производства минимальны. Наилучшей стратегией фирмы в краткосрочном периоде является: а) прекращение производства; б) сокращение выпуска; в) увеличение выпуска или г) сохранение неизменного выпуска. Обоснуйте свой ответ.

6. Общие издержки трех конкурентных фирм А, Б и В при изменении объема выпуска в единицу времени меняются следующим образом (таблица 6).

Таблица 6 – Общие издержек трех конкурентных фирм

Выпуск Q Общие издержки ТС, у.е.
фирма А фирма Б фирма В

Рыночная цена за единицу продукции – 100 у.е. Определите, при каком выпуске продукции каждая фирма достигает равновесного состояния; при каком выпуске достигается равновесие в отрасли, если известно, что в отрасли действует 10 тыс. фирм типа фирмы А, 20 тыс. фирм типа фирмы Б и 5 тыс. фирм типа В.

7. На рисунке 1 изображены кривые общих издержек ТС и общего дохода TR. Проанализируйте графики и ответьте на следующие вопросы:

а) Какой временной период отражает график – краткосрочный или долгосрочный?

Тема 8. Типология рыночных структур. Совершенная конкуренция - student2.ru б) Какова цена товара фирмы?

в) При каких объемах выпуска фирма получает нулевую экономическую прибыль?

г) При каком объеме выпуска фирма получает положительную прибыль?

д) При каком объеме выпуска фирма получает максимальную прибыль?

е) Какова величина постоянных издержек производства продукции фирмы?

Наши рекомендации