Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
В современной глобальной среде ведения бизнеса возрастает конкуренция между компаниями как на внутреннем, так и на внешних рынках. В этих условиях определение цены продукции играет очень важную роль для выживания в конкурентной борьбе. Неправильная ценовая политика может привести к весьма драматическим последствиям вплоть до ухода компании с рынка. При этом стоит учитывать, что существует множество различных факторов, оказывающих влияние на формирование цен в международном бизнесе. Это приводит к ценовым различиям в странах мира, а также к необходимости вырабатывать определенную политику ценообразования при выходе компании на внешние рынки.
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладные. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Ценообразование на внешних рынках отличается от формирования цен на национальном уровне в силу ряда причин. Во-первых, необходимо принимать во внимание большое разнообразие рынков, спрос и предложение на которых обладают разными характеристиками. Во-вторых, не избежать эскалации цены при экспорте вследствие возможных дополнительных издержек при его осуществлении, хотя при определенной стратегии компании цена может и снизиться. Наконец, основное отличие цен, устанавливающихся на международном уровне, от национальных — это влияние внешних факторов по отношению к взаимодействию продавцов и покупателей товара (услуги).
В первую очередь речь идет о различиях в государственном регулировании цен внутреннего рынка. В ряде стран подвержены контролю розничные цены, в частности устанавливаются предельные цены для продажи стратегически важных товаров, например продовольствия или топлива. Кроме того, регулирование внутренних цен может осуществляться посредством единых закупочных цен или, в целом, закупок избыточного товара с целью поддержания стабильной ситуации на рынке (часто применяется в сельском хозяйстве), или предоставления субсидий национальным производителям для повышения их конкурентоспособности по сравнению с импортерами.
Таможенная политика стран также приводит к различиям в ценах. К таможенной политике можно отнести как тарифные (непосредственно, таможенные пошлины), так и нетарифные методы регулирования торговли. Уровень таможенной защиты по многим видам продукции в развитых странах значительно ниже, чем в развивающихся государствах.
Валютный фактор также имеет существенное значение для ценообразования. В частности, цены на гамбургеры в Макдоналдсе отличаются в США, КНР и России. Однако это может быть связано не столько со спросом, с разной производительностью и стоимостью ингредиентов, сколько с валютной политикой стран. Занижая курс национальной валюты, государства могут способствовать развитию экспорта, с одной стороны, и ухудшать позиции импортеров на национальном рынке — с другой. Высокий курс национальной валюты, наоборот, может стать препятствием для развития экспортных поставок, а также снизить спрос на товары отечественного производства.
Другим немаловажным фактором, оказывающим влияние на цены, является инфляция. Так, инфляционные процессы в странах мира приводят к повышению цен. Однако нельзя забывать и о цикличности колебания цен. Еще одной существенной характеристикой ВЭД является участие посредников, а также страновые различия в поведении дистрибьюторов, что сказывается на ценообразовании и т.д.
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же, как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять перечисленных ниже групп.
Общеэкономические — действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации:
• экономический цикл;
• состояние совокупного спроса и предложения;
• инфляция.
Конкретно экономические — определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации:
• издержки;
• прибыль;
• налоги и сборы;
• предложение и спрос на конкретные товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
• потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
Специфические — действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:
• сезонность;
• эксплуатационные расходы;
• комплектность;
• гарантии и условия сервиса.
Специальные — связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.
Внеэкономические:
• политические;
• военные;
• религиозные;
• этнические и др.
Как отмечено выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов.
Например, известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель - продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей — это, во-первых. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы здесь значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен.
Подмировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие мировой товарный рынок означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм — поставщиков и покупателей.
В мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияют:
• платежеспособный спрос покупателя данного товара — наличие денег;
• объем спроса — количество товара, которое способен приобрести покупатель;
• полезность товара и его потребительские свойства.
На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:
• количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
• издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
• цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя (товаром - заменителем). На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие как экономические, так и внеэкономические факторы.
На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях, по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже.
При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия цены продавца, т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и цены покупателя, т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры существуют рынок продавца, на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и рынок покупателя, на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.
В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, играют сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, шеф-монтаж, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60%-ную долю в цене поставки.
Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны, воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом полезного эффекта (например, возрастают скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя, снижаются.
При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений, особенно в фазах кризиса и подъема). Необходимо отметить, что динамика изменения цен зависит от вида товаров и товарных групп. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция цен на продукцию машиностроительного комплекса.