Основы и особенности ценообразования на мировом рынке

В современной глобальной среде ведения бизнеса возрас­тает конкуренция между компаниями как на внутреннем, так и на внешних рынках. В этих условиях определение цены про­дукции играет очень важную роль для выживания в конкурентной борьбе. Неправильная ценовая политика может привести к весьма драматическим последствиям вплоть до ухода компании с рынка. При этом стоит учитывать, что существует множество различных факторов, оказывающих влияние на формирование цен в между­народном бизнесе. Это приводит к ценовым различиям в странах мира, а также к необходимости вырабатывать определенную поли­тику ценообразования при выходе компании на внешние рынки.

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на формирование цен, как об­щего порядка, так и чисто прикладные. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи това­ра, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли сти­мулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической дея­тельности (ВЭД).

Ценообразование на внешних рынках отличается от формиро­вания цен на национальном уровне в силу ряда причин. Во-первых, необходимо принимать во внимание большое разнообразие рын­ков, спрос и предложение на которых обладают разными харак­теристиками. Во-вторых, не избежать эскала­ции цены при экспорте вследствие возможных дополнительных издержек при его осуществлении, хотя при определенной стратегии компании цена может и снизиться. Наконец, основное отличие цен, устанавливаю­щихся на международном уровне, от национальных — это влияние внешних факторов по отношению к взаимодействию продавцов и покупателей товара (услуги).

В первую очередь речь идет о различиях в государственном регулировании цен внутреннего рынка. В ряде стран подвержены контролю розничные цены, в частности устанавливаются предель­ные цены для продажи стратегически важных товаров, например продовольствия или топлива. Кроме того, регулирование внутрен­них цен может осуществляться посредством единых закупочных цен или, в целом, закупок избыточного товара с целью поддержа­ния стабильной ситуации на рынке (часто применяется в сельском хозяйстве), или предоставления субсидий национальным произво­дителям для повышения их конкурентоспособности по сравнению с импортерами.

Таможенная политика стран также приводит к различиям в ценах. К таможенной политике можно отнести как тарифные (непосредственно, таможенные пошлины), так и нетарифные методы регулирования торговли. Уровень таможенной защиты по многим видам продукции в развитых странах значительно ниже, чем в развивающихся государствах.

Валютный фактор также имеет существенное значение для ценообразования. В частности, цены на гамбургеры в Макдоналдсе отличаются в США, КНР и России. Однако это может быть свя­зано не столько со спросом, с разной производительностью и сто­имостью ингредиентов, сколько с валютной политикой стран. Занижая курс национальной валюты, государства могут способ­ствовать развитию экспорта, с одной стороны, и ухудшать пози­ции импортеров на национальном рынке — с другой. Высокий курс национальной валюты, наоборот, может стать препятствием для развития экспортных поставок, а также снизить спрос на товары отечественного производства.

Другим немаловажным фактором, оказывающим влияние на цены, является инфляция. Так, инфляционные процессы в стра­нах мира приводят к повышению цен. Однако нельзя забывать и о цикличности колебания цен. Еще одной существенной харак­теристикой ВЭД является участие посредников, а также страновые различия в поведении дистрибьюторов, что сказывается на цено­образовании и т.д.

В условиях рыночной экономики ценообразование во внеш­ней торговле, так же, как и на внутреннем рынке, осуществляет­ся под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принци­пиальном плане само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе в междуна­родной торговле, — это денежная сумма, которую намерен полу­чить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов зап­латить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение ука­занных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и сфе­ре действия они могут быть разграничены на пять перечислен­ных ниже групп.

Общеэкономические — действующие независимо от вида про­дукции и конкретных условий ее производства и реализации:

• экономический цикл;

• состояние совокупного спроса и предложения;

• инфляция.

Конкретно экономические — определяемые особенностями дан­ной продукции, условиями ее производства и реализации:

• издержки;

• прибыль;

• налоги и сборы;

• предложение и спрос на конкретные товар или услугу с уче­том взаимозаменяемости;

• потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические — действующие только в отношении некото­рых видов товаров и услуг:

• сезонность;

• эксплуатационные расходы;

• комплектность;

• гарантии и условия сервиса.

Специальные — связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.

Внеэкономические:

• политические;

• военные;

• религиозные;

• этнические и др.

Как отмечено выше, цены определяются условиями конку­ренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов.

Например, известно, что соотношения спроса и предложе­ния в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталки­вается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутрен­ними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель - продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоян­ного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей — это, во-первых. Во-вторых, в рамках миро­вого рынка факторы производства менее мобильны. Никто не бу­дет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы здесь значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен.

Подмировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие мировой товарный рынок означает совокупность устойчивых, повторяющихся опера­ций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организа­ционные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм — поставщиков и покупателей.

В мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего относит­ся состояние спроса и предложения. Практически на цену предла­гаемого товара влияют:

• платежеспособный спрос покупателя данного товара — нали­чие денег;

• объем спроса — количество товара, которое способен приоб­рести покупатель;

• полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения составляющие ценообразующие фак­торы:

• количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;

• издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;

• цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя (товаром - заменителем). На уровень мировых цен воздействуют валю­та платежа, условия расчета и некоторые другие как экономичес­кие, так и внеэкономические факторы.

На мировом рынке возможны случаи «искажения соотноше­ния спроса и предложения». В случае громадного спроса на то­вар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях, по на­циональной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты между­народной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже.

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия цены продавца, т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относи­тельно более высокие, и цены покупателя, т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры суще­ствуют рынок продавца, на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и рынок по­купателя, на котором из-за преобладания предложения господ­ствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отра­жение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в оп­ределении цен возможны очень серьезные ошибки.

В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразо­вании на товары, в особенности в мировой торговле, играют со­путствующие услуги, оказываемые производителем и поставщи­ком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, шеф-монтаж, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в совре­менных условиях, в период развития высоких технологий, ус­ложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда сто­имость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60%-ную долю в цене поставки.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совер­шенствование качественных характеристик товара, с другой сто­роны, воздействует на мировые цены. Внедрение новых техно­логий повышает производительность труда, эффективность про­изводства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Од­нако с учетом полезного эффекта (например, возрастают ско­рость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а зна­чит, и его цена для потребителя, снижаются.

При анализе цен следует учитывать и движение экономичес­кого цикла, что в сфере международных экономических отноше­ний имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торгов­лю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений, особенно в фазах кризиса и подъема). Необходимо отметить, что динамика изменения цен зависит от вида товаров и товарных групп. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меня­ются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реак­ция цен на продукцию машиностроительного комплекса.

Наши рекомендации