Раздел 7. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема. Проблемы перехода от планируемой централизованно к рыночной экономике
Переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс ее реформирования, трансформации и развития. Это процесс постепенного подрыва коренных социально-экономический отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых. Это процесс ущемления интересов (в первую очередь материальных) одних социальных групп другими, а значит, процесс реформирования не только экономических, но и политических и иных отношений в обществе.
Период, в течение которого происходит трансформация прежней экономической системы и зарождение новой, составляет так называемый переходный период. В течение этого периода существует переходная экономическая система, или переходная (трансформационная) экономика. Кстранам с переходной экономикой можно отнести Беларусь, Россию и другие государства, образовавшиеся после распада мировой системы социализма.
Рассматривая переход от одной экономической системы к другой, следует заметить, что переходный период — неотъемлемая часть перехода от одной экономической системы к другой. Однако если соответствующим системам присуща однотипная форма собственности, то этот переход совершается методом конвергенции, т.е. врастания одной экономической системы в другую.
Переход же от командно-административной экономической системы, основанной на общественной собственности, к рыночной, в основе которой лежит частная собственность, предполагает коренную ломку экономических отношения, а поэтому имеет свои особенности, соответствующие задачи и пути их реализации.
К основным задачам данной переходной экономики можно отнести:
а) создание экономического механизма нового типа.
Суть этой задачи состоит в том, чтобы изменить деформированный экономический механизм, приспособленный к плановой командно-административной экономике, оторванной от конкретных интересов человека. Рыночная система предполагает наличие соответствующей инфраструктуры хозяйства: коммерческих банков; бирж; лизинговых, страховых и иных компаний и др. Это задача не одного дня и требует немалых инвестиционных ресурсов;
б) обеспечение и развитие экономической свободы и инициативы субъектов рыночных отношений.
Весь предшествующий опыт показал, что плановая экономика, основанная на общественной собственности на средства производства и производимый продукт, подрывает стимулы к труду, невосприимчива к достижениям НТП, убивает инициативу и предприимчивость людей. Экономическая свобода, равно как и инициатива и предприимчивость, не могут быть обеспечены принудительными мерами. Это достигается путем воздействия на экономические интересы, что, в свою очередь, предполагает преобразование отношений собственности;
в) создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий.
Двигателем рыночной экономики, как известно, является конкуренция. В этой жесткой борьбе выживает и чувствует себя комфортно человек физически сильный, умный, образованный. Дифференциация населения по материальному признаку — неизбежный спутник рыночной экономической системы. Поэтому социальная защита населения и социальные гарантии — одно из условий стабильного и эффективного функционирования данной системы.
Своеобразие задач переходной экономики определяет и своеобразие путей их решения, основными из которых являются:
1. Демонополизация экономики посредством принятия законодательных актов, ограничивающих межфирменные соглашения о слиянии и образовании монополий, а также проведение разукрупнения уже сложившихся предпринимательских монополий.
2. Разгосударствление и приватизация и создание на этой основе предпринимательства и конкуренции.
3. Стабилизация денежного обращения и подавление на этой основе инфляционных ожиданий и ажиотажного спроса, что, в конечном итоге, позволит определить правильные ориентиры в формировании рыночного спроса и предложения.
4. Либерализация цен, что позволит в полной мере проявиться закону стоимости.
5. Создание рыночной инфраструктуры, т.е. создание экономических институтов (банков, бирж, страховых, инвестиционных и др. компаний.), призванных обслуживать субъектов рыночных отношений.
6. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику.
7. и др.
Практика экономических преобразований в странах, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», показала, что наиболее приемлемыми являются два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику:
- первый (исторически более ранний) – эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия);
Эволюционный путь (градуализм)заключается в следующем. Государство постепенно в течение 5—10 лет заменяет механизм командной системы на рыночный. Преобразования товарного рынка касаются установления гибких цен, но с сохранением небольшой системы дотаций. Затем преобразования распространяются на сферы производства, сбыта: вводятся рыночные отношения при поиске экономических партнеров. Либерализация цен сопряжена с сильной политикой социальной защиты населения, а именно с индексацией доходов граждан в соответствии с темпами инфляции, с сохранением государственного контроля над ценами на социально значимые товары (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и др.);
- второй — «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в Польше).
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:
· одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;
· скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;
· ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;
· либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.
Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.
Белорусская модель перехода к рынку характеризуется следующим:
· была избрана эволюционная концепция перехода к рынку и социально ориентированная модель (на первых этапах не было четко выработанной концепции);
· антиинфляционная политика базировалась на денежном, а не валютном «якоре» (ортодоксальный вариант макроэкономической стабилизации). Сначала применялся гетеродоксальный вариант стабилизации (ценовая стабилизация и стабилизация доходов). Причем для начального этапа переходного периода были характерны высокие темпы инфляции;
· происходило значительное свертывание национального производства и частичное наращивание его к концу 90-х гг.;
· проводилась политика таможенных ограничений (для защиты отечественного потребителя в условиях открытости экономики);
· был установлен контроль за стабильностью валютного курса с целью стимулирования экспорта производящих производств;
· финансовая стабилизация проходила в два этапа: на первом этапе использовались немонетарные рычаги; на втором - монетарные (операции на открытом рынке ценных бумаг, ограничение денежной эмиссии, манипулирование нормой обязательных банковских резервов);
· структурная политика носила как прямой, так и косвенный характер. Прямое воздействие заключалось в выделении субсидий, льготном инвестиционном кредитовании, особенно жилищных программ, а косвенное воздействие - в налоговом льготировании средств предприятий на расширение производства, таможенном ограничении и др.
Структурная перестройка экономики Республики Беларусь в последние годы осуществляется в соответствии с Программами социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующее пятилетие (последнее — на 2011—2015 гг.).
В качестве основных направлений структурных преобразований определены:
· создание нормативно-правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований;
· опережающее развитие наукоемких, импортозамещающих и экспорто-ориентированных отраслей экономики;
· расширение сферы услуг;
· развитие и государственная поддержка малого и среднего бизнеса на основе совершенствования денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики;
· разработка и реализация социальных программ, направленных на развитие человеческого потенциала;
· и др.