Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран по версии ВЭФ, 2012-2013 гг.
Место (из 144) | Страна | Количество баллов (от 1 до 7) | Место в 2011-2012 гг. и динамика в рейтинге |
Швейцария | 5,72 | 1 (-) | |
Сингапур | 5,67 | 2 (-) . | |
Финляндия | 5,55 | 4 (↑) | |
Швеция | 5,53 | 3 (↓) | |
Нидерланды | 5,50 | 7 (↑) | |
Германия | 5,48 | 6 (-) | |
США | 5,47 | 5 (↓) | |
Великобритания | 5,45 | 10 (↑) | |
Гонконг | 5,48 | 11 (↑) | |
Япония | 5,40 | 9 (↓) | |
Катар | 5,38 | 14 (↑) | |
Дания | 5,29 | 8 (↓) | |
Тайвань | 5,28 | 13 (-) | |
Канада | 5,27 | 12 (↓) | |
Норвегия. | 5,27 | 16 (↑) | |
Австрия | 5,22 | 19 (↑) | |
Бельгия | 5,21 | 15 (↓) | |
Саудовская Аравия | 5,19 | 17 (↓) | |
Республика Корея | 5,12 | 24 (↑) | |
Австралия | 5,12 | 20 (-) | |
… | |||
Россия | 4,20 | 66 (↓) |
Если оценивать по отчету ВЭФ глобальную конкурентоспособность России, то она окажется невысокой. Российской Федерации в 2012—2013 гг. заняла 67-е место из 144 стран против 66-го (из 142) в 2011—2012 гг. Падением рейтинга страны лишь на одну позицию Россия обязана размерам рынка и стабильной макроэкономической ситуации: по большинству остальных показателей страна остается аутсайдером и за год ситуация только ухудшилась.
Позиции России б различных подиндексах колеблются от первой (отсутствие случаев заболевания малярией, как и в целом ряде других стран) до 140-й (уровень защиты интересов миноритарных акционеров). Крайне низкую оценку Россия получила в подиндексе «таможенные барьеры» (137-е место), «защита собственности» (133-е), «доверие к полиции?» (133-е). К человеческому фактору добавляются и инфраструктурные проблемы: по качеству дорог Россия находится на 136-м месте. Выше значения суммарной российской позиции, помимо макроэкономических, подиндексы по детской смертности (52), распространению высшего образования (12), проникновению сотовой (5) и фиксированной (41) связи, широкополосного интернета (47). По качеству железнодорожной инфраструктуры Россия заняла сравнительно высокое 30-е место, а вот в аналогичных портовом и авиационном подиндексах заняла лишь 93-е и 104-е места. В числе главных проблемных факторов, затрудняющих ведение бизнеса в России, ВЭФ выделяет коррупцию (20,5% ответов бизнесменов, опрошенных для составления отчета), неэффективность бюрократического аппарата (11,9%) и доступ к финансированию (10%).
Портер выделяет четыре стадии конкурентного роста страны:
1) стадия, движимая факторами производства;
2) стадия, движимая инвестициями;
3) стадия, движимая инновациями;
4) стадия, движимая богатством.
На первой стадии страна может развиваться только благодаря факторным условиям ее «конкурентного ромба». Это отправная точка развития, когда в наличии имеется только основные факторы, а следовательно, узок диапазон отраслей, в которых национальные компании (а с ними и вся национальная экономика) могут конкурировать на мировом рынке: сельское хозяйство, добывающие отрасли промышленности. Конкуренция на мировом рынке ведется исключительно по цене на несложную продукцию массового производства. Необходимые технологии, оборудование закупаются за рубежом. Доходы, полученные от экспорта сырья, трудоемких, материалоемких товаров желательно направлять на инвестиции в собственную индустриально-технологическую базу. В 1950-е гг. с факторной стадии начинался подъем экономики Японии, Южной Кореи.
Инвестиции способствуют появлению других детерминант национального «ромба» и выходу страны на вторую стадию. Япония и азиатские «драконы» прошли эту стадию в 1960-1980-е гг., Китай, Бразилия находятся на ней в настоящее время. Другим странам выйти за пределы первой стадии («факторной экономики») мешает недееспособность правительства, отсутствие внутренней конкуренции, отсутствие контроля за зарубежными каналами сбыта продукции (утечка капитала) и пр.
На третьей стадии у страны имеется полный «конкурентный ромб» в целом ряде отраслей. В настоящее время на инновационной стадии находятся практически все страны ОЭСР. Причем, если Великобритания вступила на третью стадию еще в начале XX в., то Италия, Япония — в 1970-е гг., а Израиль, Сингапур, Тайвань — совсем недавно. На этой стадии национальные компании не только развивают известные зарубежные технологии (как на второй стадии), но и сами создают их. Конкуренция ведется не столько по цене, сколько на основе дифференциации продукции. Возрастает значимость стратегии компаний. Укрепляются позиции страны в сфере производства услуг («факторные экономики» и «инвестиционные экономики» редко пользуются успехом в международной торговле услугами).
«Инновационная экономика» обладает наивысшей сопротивляемостью по отношению к неблагоприятным внешним факторам, к макроэкономическим колебаниям. На инновационной стадии сельское хозяйство, промышленность, сфера нематериального производства конкурируют на базе передовых технологий и малоуязвимы для колебаний цен и валютных курсов.
На четвертой стадии движущей силой экономического развития страны является богатство нации, которое уже достигнуто. К этой стадии подошли социально ориентированные экономики стран Западной Европы. Целями общества становятся не столько экономические, сколько социальные. Падает престиж работы в реальном секторе экономики, в почете оказывается производство общественных благ, нематериальная сфера. Для обеспечения финансовой базы социально-ориентированного государства повышается уровень налогообложения. Но высокие налоги снижают стимулы к труду и предпринимательству, асоциальные гарантии способствуют иждивенчеству. Менеджерами становятся технократы-финансисты, а не предприниматели-первопроходцы. Огромные капиталы инвестируются в финансовые активы, информационные технологии. Одновременно возникает угроза утраты преимущества в базисных отраслях. Иностранные инвесторы все активнее приобретают национальные компании и интегрируют их в свою внутрифирменную структуру.
Однако в последние годы глобальная конкуренция заставляет эти страны отказываться от части социальных расходов, снижать налоги, поскольку сохранение принципов социально ориентированного рыночного хозяйства может обернуться экономическим застоем. Начатые в этих странах программы по дерегулированию и приватизации не позволили перешагнуть черту, означающую откат в развитии.
Что же касается современной России, то в ее экономике преобладают признаки начальных стадий конкурентного роста — ресурсной (факторной) и инвестиционной. Действительно, вклад в российскую экономику добывающих отраслей и первичных перерабатывающих производств огромен, а главным двигателем экономического развития страны служит инвестиционный капитал, подпитываемый доходами от сырьевого экспорта.
Итак, в области международного бизнеса необходимо поименно знать не только компании — лидеры в соответствующих отраслях специализации, но и взвешенно относиться к конкурентным возможностям тех или иных национальных экономик. Конечно хозяйствующие субъекты здесь в большей степени выступают только в качестве пользователей соответствующего набора детерминантов и переменных, которыми обладает то или иное государство, но в ряде случаев компании также своими действиями могут формировать конкурентную среду, усиливающую конкурентные позиции национальной экономики. А задачей национальных правительств является создание и поддержание высококонкурентной институциональной среды, в рамках которой будут действовать компании, что гарантирует улучшение позиционирования национальной экономики в рейтингах глобальной конкурентоспособности стран.
Вместе с тем при разработке глобальных конкурентных стратегий следует руководствоваться общей стратегической логикой бизнеса, не забывая о его рентабельности, защите от действий конкурентов и появлении продуктов-заменителей, учитывая рыночную силу потребителей и поставщиков, фокусируя внимание на центрах получения прибыли хозяйствующего субъекта. Кроме того, полезно доводить разумные требования об улучшения среды функционирования бизнеса до сведений государства, для того чтобы создать общий благоприятный конкуренции климат как внутри одной отдельно взятой национальной экономики, так и на всем глобальном пространстве международных бизнес-операций.