ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1. Основные виды западной рыночной экономики

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) Кафедра 502 - «Экономика предприятия»

БИБЛИОТЕКА

«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Конспект лекций Под редакцией д.э.н.,проф. Панагушина В.П

Утверждено на заседании редсовета

факультета № 5 5 сентября 2000 года.

ИВАКО Аналитик

Москва

УДК 681. 2

Панагушин Валерий Петрович, Лапенков Владимир Иванович, Лютер Елена Васильевна,

Сокуренко Вера Владимировна, Смирнова Наталья Викторовна, Чернобровкина Елена

Викторовна.

Экономика предприятия.

Конспект лекций. - М.: ИВАКО Аналитик, 2000.- 148с.

ISBN 5-89547-022-Х

Книга охватывает вопросы экономики предприятия. Она предназначена для студентов, обучающихся в Московском государственном авиационном институте (техническом университете) (МАИ) по специальности 0608 «Экономика и управление на предприятии», в том числе по специализации 060812 «Антикризисное управление на предприятии» и для слушателей бакалаврской подготовки по направлению «Менеджмент» (направление 524500).

В конспекте лекций отражены организационно-правовые и экономические условия работы предприятия, подробно рассмотрены финансовый оборот, ресурсы, затраты предприятия, себестоимость и цена продукции. С учетом сложных экономических условий, которые сложились сегодня для отечественных производителей показаны налогообложение предприятия, источники финансирования и методы оценки финансовых результатов деятельности и экономического управления предприятием.

В тексте книги использованы примеры из экономической практики авторов-преподавателей МАИ, работающих по совместительству в предпринимательских структурах в качестве руководителей, бухгалтеров, аудиторов и консультантов. Авторами приведены также наиболее важные законодательные, нормативные и инструктивные материалы, опубликованные в периодической печати до 1 сентября 2000 года.

ISBN 5-89547-022-Х

© В.П. Панагушин, В.И. Лапенков, Е.В.'Лютер, В.В, Сокуренко, Н.В. Смирнова, Е.В. Чернобровкина © ИВАКО Аналитик, 2000г,

Содержание^_____________________ ,____________________________________________________

Содержание

Вступление......................................................................................................................... 5

1. Предприятие как элемент рыночной экономики......................................................... 8

1.1. Основные виды рыночной экономики............................................... 8

1.2. Организационно-правовые условия для работы российских предпри­
ятий ................................................................................................................. 9

1.3. Состав и функции органов правового регулирования и государст­
венного контроля за работой предприятий.............................................................. 10

1.3.1. Функции органа государственной регистрации и ликвидации,.. 10

1.3.2. Функции территориального агентства Государствеббного коми­
тета РФ по управлению имуществом........................................................................ 14

1.3.3. Функции антимонопольноготерриториалъного органа............................... 16

1.3.4. Функции органа лицензионной деятельности............................. 17

1.3.5. Функции органа аттестации и сертификации................................................ 18

1.3.6. Функции органа Федеральной службы по делам о несостоятель­
ности и финансовому оздоровлению........................................................................ 19

1.3.7. Государственные внебюджетные фонды................................................... 20

1.3.8. Функции территориального органа Госкомстата РФ................. 21

1.3.9. Функции аудиторской фирмы....................................................... 21

1.3.10. Функции органа Государственной налоговой службы................................ 22

1.3.11. Функции Федеральной Службы налоговой полиции...................... 23

1.3.12. Функции Федеральной Государственной консультационной

службы....................................................................................................................... 23

2. Финансовый оборот и баланс предприятия.................................................................. 24

2.1. Структура финансового оборота......................................................... 24

2.2. Производственные ресурсы............................................................................... 26

2.3. Источники финансирования................................................................ 27

2.4. Внешняя бухгалтерская отчетность предприятия как отражение ак­
тивов предприятия и источников их финансирования............................. 28

3. Ресурсы предприятия...................................................................................................... 30

3.1. Внеоборотные активы............................................................................ 30

3.1,!, Основные средства........................................................................................ 30

3.1.2. Нематериальные активы................................................................................ 36

3.1.3. Временно иммобилизованные фонды.......................................... 38

3.2. Оборотные активы.............................................................................................. 38

3.3. Трудовые ресурсы................................................................................................ 48

3.3.1. Персонал предприятия.................................................................................. 48

3.3.2. Оплата труда................................................................................................... 51

3.3.3. Социальное страхование, пенсионное и медицинское обеспече­
ние работников............................................................................................. 53

4. Затраты предприятия, себестоимость и цена продукции................................. 54

4.1. Виды затрат........................................................................................................... 54

4.2. Себестоимость продукции.................................................................................... 55

4.3. Способы группировки и включения затрат в себестоимость реализо­
ванных товаров, продукции, работ, услуг.................................................................... 58

4.4. Ценообразование в рыночных условиях............................................ 62

4.4.1. Классификация основных ценообразующих факторов............................ 62

4.4.2. Виды цен........................................................................................... 67

4.4.3. Методы ценообразования............................................................................. 71

4,4.4 Корректировка базисных цен......................................................................... 74

© ИВАКО Аналитик-

Экономика предприятия

5. Продукция предприятия........................................................................................... 76

5.1. Маркетинговые исследования для определения номенклатуры и объ­
емов выпускаемой продукции............................................................... 76

5.2. Качество и конкурентоспособность продукции.................................... 78

5.3. Производственный результат и его измерение...................................... 84

5.4. Производственная мощность предприятия............................................. 87

6. Налогообложение предприятия.............................................................................. 91

7. Финансовые результаты деятельности предприятия......................................... 97

7.1. Виды и значение финансовых результатов.............................................. 97

7.2. Формирование и расчет показателей финансовых результатов 98

7.3. Использование чистой прибыли предприятием..................................... 102

8. Источники финансирования деятельности предприятия.................................. 105

8.1. Уставной, добавочный и резервный капиталы........................................ 105

8.2. Фонд износа активов, нераспределенная прибыль и оценочные ре­
зервы............................................................................................................ 107

8.3. Заемные источники финансирования........................................................ 109

9. Эффективность производственно-хозяйственной и инвестиционной дея­
тельности предприятия.................................................................................. 114

9.1. Основные понятия и задачи оценки эффективности производст­
ва .................................................................................................................. 114

9.2. Показатели эффективности производственно-хозяйственной дея­
тельности.......................................................................................................... 116

9.2.1. Показатели объема производства и реализации................... 116

9.2.2. Показатели эффективности ресурсов и затрат.................................. 117

9.2.3. Показатели оценки ликвидности................................................ 119

9.3. Показатели эффективности инвестиций........................................ 120

10. Экономическое управление предприятием......................................................... 124

10.1. Организационная структура экономической службы предприятия. 124

10.2. Функции подразделений экономической службы.................................. 125

10.3. Методы экономического планирования.................................................... 127

10.4. Экономическое планирование..................................................................... 128

10.5. Финансовое планирование........................................................................... 134

10.6. Анализ и контроль выполнения финансового плана.............................. 137

Приложение 1............................................................................................................ 138

Бухгалтерский баланс (форма №1)....................................................................... 138

Отчет о финансовых результатах (форма №2)....................................... 142

Отчет о движении денежных средств (форма №4)............................................ 144

Приложение 2. Пример расчета интегрального показателя конкурентоспособ­
ности продукции............................................................................................................... 146

Литература......................................................................................................................... 147

-©ИВАКО Аналитик

Вступление

ВСТУПЛЕНИЕ

Главными фигурами в преодолении экономических трудностей, которые стоят сегодня перед отечественными товаропроизводителями становятся специалисты экономических служб предприятия. Это люди, берущие на себя ответственность перед собственниками предприятий за решение экономических задач и их результаты. Но главная ответствен­ность - это ответственность перед людьми, которые доверили им свой труд и благополу­чие своих семей.

Более миллиона предприятий в России возглавляют предприниматели. Вместе с ними, начав с нуля и, преодолевая трудности, налаживают бизнес в торговле, промышленности, сфере услуг, строительстве и других видах деятельности тысячи экономистов, не имею­щих специального экономического образования. К проблемам занятия собственной ры­ночной ниши, преодоления бюрократии и противодействия фискальной системе у многих из них добавляется проблема отсутствия экономических знаний по правовым условиям работы предприятия, поиску источников финансирования, налогообложению, бухгалтер­скому учету, анализу своего финансового положения и взаимодействию с коммерческими банками. Многим экономистам-менеджерам, бухгалтерам, финансовым менеджерам и предпринимателям-практикам знакомы отдельные вопросы, но часто не хватает системы знаний по экономике предприятия для управления им в разных производственных ситуа­циях.

Но если у специалистов есть возможность хотя бы часть знаний получить на практике, то у студентов младших курсов, проходящих обучение по экономическим специальностям такой возможности нет. В условиях растущей безработицы устроиться на работу студенту младших курсов очень сложно.

Желание специалистов и студентов заняться самообучением сегодня наталкивается на отсутствие современных учебников и на трудности отслеживания постоянно появляю­щейся нормативной документации, инструкций и положений, которые часто претерпева­ют изменения. Сегодня нет собранного вместе, компактного и доступного по изложению, с примерами и расчетами, полного книжного издания по экономике предприятия адапти­рованного к российским условиям. Поэтому практической помощью им должно явиться издание таких учебно-методических пособий, которые бы устраняли указанные выше не­достатки в экономическом образовании и могли бы быть использованы для самостоятель­ного обучения. Предлагаемое пособие - попытка дать такую книгу в виде конспекта лек­ций. Оно подготовлено группой авторов, которые являются профессиональными препода­вателями и, вместе с тем, работают в предпринимательских структурах в качестве руково­дителей, бухгалтеров, аудиторов и консультантов предприятий. Опыт работы в предпри­нимательских структурах позволил включить в пособие практические примеры, а опыт преподавания - методический порядок изложения материалов книги.

Целью дисциплины «Экономика предприятия» является раскрытие сущности основ­ных категорий, закономерностей и методов экономического управления предприятием, для подготовки будущего специалиста к принятию решений в работе экономиста-менеджера.

Учебная дисциплина «Экономика предприятия» закладывает понятийный аппарат и фундамент теоретических знаний и практических навыков для других экономических дисциплин, таких как: «Бухгалтерский учет и отчетность» и «Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия» и др.

Экономическое управление предприятием - это направление менеджмента, обеспечи­вающее достижение стратегических и тактических целей предприятия на основе экономи­ческого планирования, контроля и регулирования внутренних и внешних экономических отношений. Область принятия экономических управленческих решений имеет более ши­рокие границы, чем границы финансового менеджмента в традиционном представлении.

Сюда относятся решения, принимаемые в следующих случаях:

© ИВАКО Аналитик-

Экономика предприятия

- при организации и ликвидации предприятия и выборе его организационно-
правовой формы с позиции обеспеченности собственным и заемным капиталом;

- при диагностике причин неплатежеспособности и финансовом оздоровлении в кри­
зисных ситуациях;

- при выборе учетной политики на предприятии с точки зрения эффективности для
собственников предприятия действующей системы управленческого и финансового учета;

- при организации работ по контролю над издержками и их отнесению на продукцию
предприятия;

- при оптимизации начислений, приходов и расходов денежных средств;

- при планировании и анализе финансовых результатов, убытков и штрафных санк­
ций в бюджет и внебюджетные фонды;

- при оценке конкурентоспособности продукции и ее влияния на уровень дебитор­
ской и кредиторской задолженности;

- при формировании бизнес-планов, маркетинговой и ценовой политики для продви­
жения продукции предприятия на рынки сбыта;

- при принятии решений о содержании социальных объектов предприятия за счет
доходов от основной деятельности;

- при выборе кредитных условий и услуг банков;

- при принятии инвестиционных решений по развитию или финансовому оздоровле­
нию предприятия;

- при выборе партнеров по бизнесу среди поставщиков и посредников для продвиже­
ния продукции на рынки сбыта и в других областях экономической и финансовой работы
на предприятии.

Сопоставляя затраты на реализацию управленческого решения с результатами от него для учредителей (собственников предприятия) выбирается наиболее рациональный вари­ант решения, который затем после принятия трансформируется в программу действий и определенную линию поведения предприятия посредством экономического планирования и контроля.

В основу книги положен курс лекций по дисциплине «Экономика предприятия», чи­таемый авторами на факультете «Экономика и менеджмент» Московского государствен­ного авиационного института (технического университета) при подготовке инженеров-экономистов по специальности 06.08 «Экономика и управление на предприятии» (в том числе по специализации 06.08.12 «Антикризисное управление на предприятии») и для слушателей бакалаврской подготовки по направлению «Менеджмент» (направление 524500) при получении 2-ого высшего экономического образования.

Дисциплина включает следующие двенадцать разделов, материалы которых позволя­ют дать комплекс экономических знаний и практических навыков для работы специалиста в сложных экономических условиях, которые сложились сегодня для многих отечествен­ных производителей:

1. Предприятие как элемент рыночной экономики.

2. Финансовый оборот и баланс предприятия.

3. Ресурсы предприятия,

4. Затраты предприятия, себестоимость и цена продукции.

5. Продукция предприятия.

6. Налогообложение предприятия.

7. Финансовый результат деятельности предприятия.

8. Источники финансирования деятельности предприятия.

9. Эффективность производственно-хозяйственной и инвестиционной деятельности
предприятия.

10.Экономическое управление предприятием.

5 ИВАКО Аналитик

Вступление

Материалы книги относятся к экономике производственных предприятий, которые в России зарегистрированы как акционерные общества и общества с ограниченной ответст­венностью.

Книга написана преподавателями и сотрудниками кафедры 502 «Экономика предпри­ятия» факультета «Экономика и менеджмент» МАИ.

Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: 125871, Москва, Волоколамское ш., д.4, тел/факс 1959437, 1584473, 1582051.

Email: economy @ mai.ru

Web-сайт: www.mai.ru/~k502.

© ИВАКО Аналитик-

Экономика предприятия

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1. Основные виды западной рыночной экономики.

Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики определяется, с од­ной стороны объективно действующими законами рынка (законы спроса и предложения, закон убывающей доходности и др.), с другой - устанавливаемыми государством мерами и нормами правового регулирования и контроля. Правовые нормы регулируют отноше­ния между предприятиями, и их отношения с государством. Прежде чем рассматривать состав и функции органов правового регулирования и контроля в российской экономике для их понимания полезно остановиться на опыте стран с развитой рыночной экономи­кой. Уровень вмешательства государства в экономику существенно различается в разных странах в зависимости от историко-национальных традиций, политической системы и от особенностей социально-экономического положения страны. Различают три основных вида рыночной экономики в зависимости от степени контроля, регулирования и под­держки предприятия государством.

1. Жесткая рыночная экономика (США 1980-1990г., Великобритания при пра­
вительстве М.Тэтчер и др.). В основе ее лежит принцип главенства частной собственно­
сти и предпринимательских решений в сфере экономики. Правительство действует огра­
ниченно через макроэкономические нормы и налоговую систему; предупреждение кри­
зисных ситуаций увеличением госзаказов, антимонопольная деятельность, регулирование
кредитно-денежных отношений между предприятиями, поддержка инновационного
предпринимательства, гибкая таможенная политика и т.п.

2. Социально ориентированная экономика (ФРГ, Австрия и др. страны) опира­
ется на частную собственность в виде малых и средних компаний в качестве основы эко­
номики, но наделяет правительство, региональные и местные органы власти ответст­
венностью и одновременно правами по контролю за обеспечением гарантированной за­
щиты населения в сфере социального обеспечения, через высокие отчисления во вне­
бюджетные фонды, контроль за сбором налогов, контроль за качеством продукции. Од­
новременно органы власти содействуют развитию экспорта, повышению конкурентоспо­
собности продукции предприятий и закрытию своих внутренних рынков через высокие
требования к качеству импорта и культивированию приоритетного потребления товаров
собственного производителя. Все это реализует национальную идею поддержки товаро­
производителя.

3. Регулируемая рыночная экономика является результатом государственной
политики социал-демократических правительств скандинавских стран (прежде всего в
Швеции, Норвегии, Финляндии). Государство принимает на себя функции регулирования
и финансирования системы занятости и пенсионного обеспечения, инвестиционной по­
литики и оптимизации размеров государственного и частного секторов в сфере экономи­
ки. Государство, используя дипломатические каналы и межгосударственные отношения,
лоббирует интересы национальных товаропроизводителей. В Швеции, например, капита­
лизм сочетается с протестантской логикой самоограничения.

Общими направлениями государственного контроля и регулирования для всех трех типов указанных выше экономик являются следующие: государство тщательно контро­лирует собираемость налогов, регулирует кредитно-денежную политику через банковские депозитные и кредитные ставки^ политику социальной стабильности, постоянно отсле­живает внешнеторговые регуляторы в виде таможенной политики лицензирования и кво­тирования товаров и контролирует присутствие конкуренции через антимонопольную политику.

Через регулирование кредитно-денежной политики и уровень денежной массы ведет­ся борьба с инфляцией. Рост цен порождается многими факторами: дефицитом (превы-

-© ИВАКО Аналитик

: Глава 1. Предприятие как элемент рыночной экономики

шением спроса над предложением), ростом издержек производства, монополизацией рынка и др. Экономическая теория и мировой опыт доказывают, что снизить темпы ин­фляции можно только используя совокупность мер, главными из которых являются ог- раничение доходов, ограничение денежной массы и управление кредитными ресурсами. Во всех типах рыночных экономик важнейшее место занимает роль государства в проведении политики социальной защищенности населения. Политика социальной за-щищенности - это контроль государства за работодателями по обеспечению нормального уровня доходов, формированию достаточного уровня внебюджетных фондов (пенсион­ных, медицинских, соцстрахования и занятости и т.д.), регулирования цен на отдельные виды товаров предприятий-монополистов и др.

1.2. Организационно-правовые условиядля работы российских предприятий

Гражданским Кодексом РФ [1] установлен состав организационно-правовых форм предприятий - юридических лиц (табл. №1.1) и определены права граждан - физических лиц.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имуще­ство в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, отвечает иму­ществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать имущественные или личные неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде, имеет са­мостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо может быть коммерческой и не­коммерческой организацией. Коммерческая организация - организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Граждане (физические лица) в праве заниматься предпринимательской деятельно­стью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента госрегистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица само­стоятельно или совместно с другими лицами. Гражданин отвечает по своим обязательст­вам всем принадлежащим ему имуществом. Глава фермерского хозяйства, осуществляю­щего деятельность без образования юридического лица признается предпринимателем с момента госрегистрации хозяйства. К предпринимательской деятельности, осуществляе­мой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятель­ность юридических лиц.

Кодекс разделил товарищества как объединения лиц (требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности) и общества как объединения капиталов (не тре­бующие такого участия, но предполагающие наличие специальных органов управления).

Подробно определен статус хозяйственных товариществ, а для обществ установлены лишь общие правила, детализация которых предполагается в специальных законах.

© ИВАКО Аналитик-

Экономика предприятия

Виды организационно-правовых форм предприятий

Коммерческие

Таблща№1.1



Хозяйственные товарищест­ва и общества

1. Хозяйственные товари­щества (XT):

1.1. XT полное

1.2. XT на вере

2.Хозяйственные общества

(ХО):

2.1.Акционерные общества

- открытого типа (АООТ)

- закрытого типа (АОЗТ)

2.2. Хозяйственное общест­
во ограниченной ответст­
венности (ООО)

2.3. Хозяйственное общест­
во с дополнительной ответ-
ственностью (ОДО)_____

Производств,
кооперативы
(артели)___

Государственные и
муниципальные
предприятия____

1 .На праве хозяйст­венного ведения

2. На праве опера­тивного управления (федеральное казен­ное предприятие)

Неко ммерческие

1.Потребительский кооператив

2. Общественные и религиозные орга­низации

3. Объединения

юридических

лиц

4. Фонды

5. Учреждения

Наши рекомендации