ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1. Основные виды западной рыночной экономики
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ
ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) Кафедра 502 - «Экономика предприятия»
БИБЛИОТЕКА
«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ»
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Конспект лекций Под редакцией д.э.н.,проф. Панагушина В.П
Утверждено на заседании редсовета
факультета № 5 5 сентября 2000 года.
ИВАКО Аналитик
Москва
УДК 681. 2
Панагушин Валерий Петрович, Лапенков Владимир Иванович, Лютер Елена Васильевна,
Сокуренко Вера Владимировна, Смирнова Наталья Викторовна, Чернобровкина Елена
Викторовна.
Экономика предприятия.
Конспект лекций. - М.: ИВАКО Аналитик, 2000.- 148с.
ISBN 5-89547-022-Х
Книга охватывает вопросы экономики предприятия. Она предназначена для студентов, обучающихся в Московском государственном авиационном институте (техническом университете) (МАИ) по специальности 0608 «Экономика и управление на предприятии», в том числе по специализации 060812 «Антикризисное управление на предприятии» и для слушателей бакалаврской подготовки по направлению «Менеджмент» (направление 524500).
В конспекте лекций отражены организационно-правовые и экономические условия работы предприятия, подробно рассмотрены финансовый оборот, ресурсы, затраты предприятия, себестоимость и цена продукции. С учетом сложных экономических условий, которые сложились сегодня для отечественных производителей показаны налогообложение предприятия, источники финансирования и методы оценки финансовых результатов деятельности и экономического управления предприятием.
В тексте книги использованы примеры из экономической практики авторов-преподавателей МАИ, работающих по совместительству в предпринимательских структурах в качестве руководителей, бухгалтеров, аудиторов и консультантов. Авторами приведены также наиболее важные законодательные, нормативные и инструктивные материалы, опубликованные в периодической печати до 1 сентября 2000 года.
ISBN 5-89547-022-Х
© В.П. Панагушин, В.И. Лапенков, Е.В.'Лютер, В.В, Сокуренко, Н.В. Смирнова, Е.В. Чернобровкина © ИВАКО Аналитик, 2000г,
Содержание^_____________________ ,____________________________________________________
Содержание
Вступление......................................................................................................................... 5
1. Предприятие как элемент рыночной экономики......................................................... 8
1.1. Основные виды рыночной экономики............................................... 8
1.2. Организационно-правовые условия для работы российских предпри
ятий ................................................................................................................. 9
1.3. Состав и функции органов правового регулирования и государст
венного контроля за работой предприятий.............................................................. 10
1.3.1. Функции органа государственной регистрации и ликвидации,.. 10
1.3.2. Функции территориального агентства Государствеббного коми
тета РФ по управлению имуществом........................................................................ 14
1.3.3. Функции антимонопольноготерриториалъного органа............................... 16
1.3.4. Функции органа лицензионной деятельности............................. 17
1.3.5. Функции органа аттестации и сертификации................................................ 18
1.3.6. Функции органа Федеральной службы по делам о несостоятель
ности и финансовому оздоровлению........................................................................ 19
1.3.7. Государственные внебюджетные фонды................................................... 20
1.3.8. Функции территориального органа Госкомстата РФ................. 21
1.3.9. Функции аудиторской фирмы....................................................... 21
1.3.10. Функции органа Государственной налоговой службы................................ 22
1.3.11. Функции Федеральной Службы налоговой полиции...................... 23
1.3.12. Функции Федеральной Государственной консультационной
службы....................................................................................................................... 23
2. Финансовый оборот и баланс предприятия.................................................................. 24
2.1. Структура финансового оборота......................................................... 24
2.2. Производственные ресурсы............................................................................... 26
2.3. Источники финансирования................................................................ 27
2.4. Внешняя бухгалтерская отчетность предприятия как отражение ак
тивов предприятия и источников их финансирования............................. 28
3. Ресурсы предприятия...................................................................................................... 30
3.1. Внеоборотные активы............................................................................ 30
3.1,!, Основные средства........................................................................................ 30
3.1.2. Нематериальные активы................................................................................ 36
3.1.3. Временно иммобилизованные фонды.......................................... 38
3.2. Оборотные активы.............................................................................................. 38
3.3. Трудовые ресурсы................................................................................................ 48
3.3.1. Персонал предприятия.................................................................................. 48
3.3.2. Оплата труда................................................................................................... 51
3.3.3. Социальное страхование, пенсионное и медицинское обеспече
ние работников............................................................................................. 53
4. Затраты предприятия, себестоимость и цена продукции................................. 54
4.1. Виды затрат........................................................................................................... 54
4.2. Себестоимость продукции.................................................................................... 55
4.3. Способы группировки и включения затрат в себестоимость реализо
ванных товаров, продукции, работ, услуг.................................................................... 58
4.4. Ценообразование в рыночных условиях............................................ 62
4.4.1. Классификация основных ценообразующих факторов............................ 62
4.4.2. Виды цен........................................................................................... 67
4.4.3. Методы ценообразования............................................................................. 71
4,4.4 Корректировка базисных цен......................................................................... 74
© ИВАКО Аналитик-
Экономика предприятия
5. Продукция предприятия........................................................................................... 76
5.1. Маркетинговые исследования для определения номенклатуры и объ
емов выпускаемой продукции............................................................... 76
5.2. Качество и конкурентоспособность продукции.................................... 78
5.3. Производственный результат и его измерение...................................... 84
5.4. Производственная мощность предприятия............................................. 87
6. Налогообложение предприятия.............................................................................. 91
7. Финансовые результаты деятельности предприятия......................................... 97
7.1. Виды и значение финансовых результатов.............................................. 97
7.2. Формирование и расчет показателей финансовых результатов 98
7.3. Использование чистой прибыли предприятием..................................... 102
8. Источники финансирования деятельности предприятия.................................. 105
8.1. Уставной, добавочный и резервный капиталы........................................ 105
8.2. Фонд износа активов, нераспределенная прибыль и оценочные ре
зервы............................................................................................................ 107
8.3. Заемные источники финансирования........................................................ 109
9. Эффективность производственно-хозяйственной и инвестиционной дея
тельности предприятия.................................................................................. 114
9.1. Основные понятия и задачи оценки эффективности производст
ва .................................................................................................................. 114
9.2. Показатели эффективности производственно-хозяйственной дея
тельности.......................................................................................................... 116
9.2.1. Показатели объема производства и реализации................... 116
9.2.2. Показатели эффективности ресурсов и затрат.................................. 117
9.2.3. Показатели оценки ликвидности................................................ 119
9.3. Показатели эффективности инвестиций........................................ 120
10. Экономическое управление предприятием......................................................... 124
10.1. Организационная структура экономической службы предприятия. 124
10.2. Функции подразделений экономической службы.................................. 125
10.3. Методы экономического планирования.................................................... 127
10.4. Экономическое планирование..................................................................... 128
10.5. Финансовое планирование........................................................................... 134
10.6. Анализ и контроль выполнения финансового плана.............................. 137
Приложение 1............................................................................................................ 138
Бухгалтерский баланс (форма №1)....................................................................... 138
Отчет о финансовых результатах (форма №2)....................................... 142
Отчет о движении денежных средств (форма №4)............................................ 144
Приложение 2. Пример расчета интегрального показателя конкурентоспособ
ности продукции............................................................................................................... 146
Литература......................................................................................................................... 147
-©ИВАКО Аналитик
Вступление
ВСТУПЛЕНИЕ
Главными фигурами в преодолении экономических трудностей, которые стоят сегодня перед отечественными товаропроизводителями становятся специалисты экономических служб предприятия. Это люди, берущие на себя ответственность перед собственниками предприятий за решение экономических задач и их результаты. Но главная ответственность - это ответственность перед людьми, которые доверили им свой труд и благополучие своих семей.
Более миллиона предприятий в России возглавляют предприниматели. Вместе с ними, начав с нуля и, преодолевая трудности, налаживают бизнес в торговле, промышленности, сфере услуг, строительстве и других видах деятельности тысячи экономистов, не имеющих специального экономического образования. К проблемам занятия собственной рыночной ниши, преодоления бюрократии и противодействия фискальной системе у многих из них добавляется проблема отсутствия экономических знаний по правовым условиям работы предприятия, поиску источников финансирования, налогообложению, бухгалтерскому учету, анализу своего финансового положения и взаимодействию с коммерческими банками. Многим экономистам-менеджерам, бухгалтерам, финансовым менеджерам и предпринимателям-практикам знакомы отдельные вопросы, но часто не хватает системы знаний по экономике предприятия для управления им в разных производственных ситуациях.
Но если у специалистов есть возможность хотя бы часть знаний получить на практике, то у студентов младших курсов, проходящих обучение по экономическим специальностям такой возможности нет. В условиях растущей безработицы устроиться на работу студенту младших курсов очень сложно.
Желание специалистов и студентов заняться самообучением сегодня наталкивается на отсутствие современных учебников и на трудности отслеживания постоянно появляющейся нормативной документации, инструкций и положений, которые часто претерпевают изменения. Сегодня нет собранного вместе, компактного и доступного по изложению, с примерами и расчетами, полного книжного издания по экономике предприятия адаптированного к российским условиям. Поэтому практической помощью им должно явиться издание таких учебно-методических пособий, которые бы устраняли указанные выше недостатки в экономическом образовании и могли бы быть использованы для самостоятельного обучения. Предлагаемое пособие - попытка дать такую книгу в виде конспекта лекций. Оно подготовлено группой авторов, которые являются профессиональными преподавателями и, вместе с тем, работают в предпринимательских структурах в качестве руководителей, бухгалтеров, аудиторов и консультантов предприятий. Опыт работы в предпринимательских структурах позволил включить в пособие практические примеры, а опыт преподавания - методический порядок изложения материалов книги.
Целью дисциплины «Экономика предприятия» является раскрытие сущности основных категорий, закономерностей и методов экономического управления предприятием, для подготовки будущего специалиста к принятию решений в работе экономиста-менеджера.
Учебная дисциплина «Экономика предприятия» закладывает понятийный аппарат и фундамент теоретических знаний и практических навыков для других экономических дисциплин, таких как: «Бухгалтерский учет и отчетность» и «Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия» и др.
Экономическое управление предприятием - это направление менеджмента, обеспечивающее достижение стратегических и тактических целей предприятия на основе экономического планирования, контроля и регулирования внутренних и внешних экономических отношений. Область принятия экономических управленческих решений имеет более широкие границы, чем границы финансового менеджмента в традиционном представлении.
Сюда относятся решения, принимаемые в следующих случаях:
© ИВАКО Аналитик-
Экономика предприятия
- при организации и ликвидации предприятия и выборе его организационно-
правовой формы с позиции обеспеченности собственным и заемным капиталом;
- при диагностике причин неплатежеспособности и финансовом оздоровлении в кри
зисных ситуациях;
- при выборе учетной политики на предприятии с точки зрения эффективности для
собственников предприятия действующей системы управленческого и финансового учета;
- при организации работ по контролю над издержками и их отнесению на продукцию
предприятия;
- при оптимизации начислений, приходов и расходов денежных средств;
- при планировании и анализе финансовых результатов, убытков и штрафных санк
ций в бюджет и внебюджетные фонды;
- при оценке конкурентоспособности продукции и ее влияния на уровень дебитор
ской и кредиторской задолженности;
- при формировании бизнес-планов, маркетинговой и ценовой политики для продви
жения продукции предприятия на рынки сбыта;
- при принятии решений о содержании социальных объектов предприятия за счет
доходов от основной деятельности;
- при выборе кредитных условий и услуг банков;
- при принятии инвестиционных решений по развитию или финансовому оздоровле
нию предприятия;
- при выборе партнеров по бизнесу среди поставщиков и посредников для продвиже
ния продукции на рынки сбыта и в других областях экономической и финансовой работы
на предприятии.
Сопоставляя затраты на реализацию управленческого решения с результатами от него для учредителей (собственников предприятия) выбирается наиболее рациональный вариант решения, который затем после принятия трансформируется в программу действий и определенную линию поведения предприятия посредством экономического планирования и контроля.
В основу книги положен курс лекций по дисциплине «Экономика предприятия», читаемый авторами на факультете «Экономика и менеджмент» Московского государственного авиационного института (технического университета) при подготовке инженеров-экономистов по специальности 06.08 «Экономика и управление на предприятии» (в том числе по специализации 06.08.12 «Антикризисное управление на предприятии») и для слушателей бакалаврской подготовки по направлению «Менеджмент» (направление 524500) при получении 2-ого высшего экономического образования.
Дисциплина включает следующие двенадцать разделов, материалы которых позволяют дать комплекс экономических знаний и практических навыков для работы специалиста в сложных экономических условиях, которые сложились сегодня для многих отечественных производителей:
1. Предприятие как элемент рыночной экономики.
2. Финансовый оборот и баланс предприятия.
3. Ресурсы предприятия,
4. Затраты предприятия, себестоимость и цена продукции.
5. Продукция предприятия.
6. Налогообложение предприятия.
7. Финансовый результат деятельности предприятия.
8. Источники финансирования деятельности предприятия.
9. Эффективность производственно-хозяйственной и инвестиционной деятельности
предприятия.
10.Экономическое управление предприятием.
5 ИВАКО Аналитик
Вступление
Материалы книги относятся к экономике производственных предприятий, которые в России зарегистрированы как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
Книга написана преподавателями и сотрудниками кафедры 502 «Экономика предприятия» факультета «Экономика и менеджмент» МАИ.
Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: 125871, Москва, Волоколамское ш., д.4, тел/факс 1959437, 1584473, 1582051.
Email: economy @ mai.ru
Web-сайт: www.mai.ru/~k502.
© ИВАКО Аналитик-
Экономика предприятия
ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1. Основные виды западной рыночной экономики.
Функционирование предприятия в условиях рыночной экономики определяется, с одной стороны объективно действующими законами рынка (законы спроса и предложения, закон убывающей доходности и др.), с другой - устанавливаемыми государством мерами и нормами правового регулирования и контроля. Правовые нормы регулируют отношения между предприятиями, и их отношения с государством. Прежде чем рассматривать состав и функции органов правового регулирования и контроля в российской экономике для их понимания полезно остановиться на опыте стран с развитой рыночной экономикой. Уровень вмешательства государства в экономику существенно различается в разных странах в зависимости от историко-национальных традиций, политической системы и от особенностей социально-экономического положения страны. Различают три основных вида рыночной экономики в зависимости от степени контроля, регулирования и поддержки предприятия государством.
1. Жесткая рыночная экономика (США 1980-1990г., Великобритания при пра
вительстве М.Тэтчер и др.). В основе ее лежит принцип главенства частной собственно
сти и предпринимательских решений в сфере экономики. Правительство действует огра
ниченно через макроэкономические нормы и налоговую систему; предупреждение кри
зисных ситуаций увеличением госзаказов, антимонопольная деятельность, регулирование
кредитно-денежных отношений между предприятиями, поддержка инновационного
предпринимательства, гибкая таможенная политика и т.п.
2. Социально ориентированная экономика (ФРГ, Австрия и др. страны) опира
ется на частную собственность в виде малых и средних компаний в качестве основы эко
номики, но наделяет правительство, региональные и местные органы власти ответст
венностью и одновременно правами по контролю за обеспечением гарантированной за
щиты населения в сфере социального обеспечения, через высокие отчисления во вне
бюджетные фонды, контроль за сбором налогов, контроль за качеством продукции. Од
новременно органы власти содействуют развитию экспорта, повышению конкурентоспо
собности продукции предприятий и закрытию своих внутренних рынков через высокие
требования к качеству импорта и культивированию приоритетного потребления товаров
собственного производителя. Все это реализует национальную идею поддержки товаро
производителя.
3. Регулируемая рыночная экономика является результатом государственной
политики социал-демократических правительств скандинавских стран (прежде всего в
Швеции, Норвегии, Финляндии). Государство принимает на себя функции регулирования
и финансирования системы занятости и пенсионного обеспечения, инвестиционной по
литики и оптимизации размеров государственного и частного секторов в сфере экономи
ки. Государство, используя дипломатические каналы и межгосударственные отношения,
лоббирует интересы национальных товаропроизводителей. В Швеции, например, капита
лизм сочетается с протестантской логикой самоограничения.
Общими направлениями государственного контроля и регулирования для всех трех типов указанных выше экономик являются следующие: государство тщательно контролирует собираемость налогов, регулирует кредитно-денежную политику через банковские депозитные и кредитные ставки^ политику социальной стабильности, постоянно отслеживает внешнеторговые регуляторы в виде таможенной политики лицензирования и квотирования товаров и контролирует присутствие конкуренции через антимонопольную политику.
Через регулирование кредитно-денежной политики и уровень денежной массы ведется борьба с инфляцией. Рост цен порождается многими факторами: дефицитом (превы-
-© ИВАКО Аналитик
: Глава 1. Предприятие как элемент рыночной экономики
шением спроса над предложением), ростом издержек производства, монополизацией рынка и др. Экономическая теория и мировой опыт доказывают, что снизить темпы инфляции можно только используя совокупность мер, главными из которых являются ог- раничение доходов, ограничение денежной массы и управление кредитными ресурсами. Во всех типах рыночных экономик важнейшее место занимает роль государства в проведении политики социальной защищенности населения. Политика социальной за-щищенности - это контроль государства за работодателями по обеспечению нормального уровня доходов, формированию достаточного уровня внебюджетных фондов (пенсионных, медицинских, соцстрахования и занятости и т.д.), регулирования цен на отдельные виды товаров предприятий-монополистов и др.
1.2. Организационно-правовые условиядля работы российских предприятий
Гражданским Кодексом РФ [1] установлен состав организационно-правовых форм предприятий - юридических лиц (табл. №1.1) и определены права граждан - физических лиц.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, отвечает имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать имущественные или личные неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо может быть коммерческой и некоммерческой организацией. Коммерческая организация - организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Граждане (физические лица) в праве заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента госрегистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими лицами. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Глава фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица признается предпринимателем с момента госрегистрации хозяйства. К предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц.
Кодекс разделил товарищества как объединения лиц (требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности) и общества как объединения капиталов (не требующие такого участия, но предполагающие наличие специальных органов управления).
Подробно определен статус хозяйственных товариществ, а для обществ установлены лишь общие правила, детализация которых предполагается в специальных законах.
© ИВАКО Аналитик-
Экономика предприятия
Виды организационно-правовых форм предприятий
Коммерческие
Таблща№1.1
Хозяйственные товарищества и общества
1. Хозяйственные товарищества (XT):
1.1. XT полное
1.2. XT на вере
2.Хозяйственные общества
(ХО):
2.1.Акционерные общества
- открытого типа (АООТ)
- закрытого типа (АОЗТ)
2.2. Хозяйственное общест
во ограниченной ответст
венности (ООО)
2.3. Хозяйственное общест
во с дополнительной ответ-
ственностью (ОДО)_____
Производств,
кооперативы
(артели)___
Государственные и
муниципальные
предприятия____
1 .На праве хозяйственного ведения
2. На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)
Неко ммерческие
1.Потребительский кооператив
2. Общественные и религиозные организации
3. Объединения
юридических
лиц
4. Фонды
5. Учреждения