Нормативов в коллективных трудовых отношениях
Понятие и виды социальных нормативов.Социальные нормативы отражают общественные потребности и возможности на данном этапе развития. Они имеют четкую определенность, характеризующую желаемую цель состояния конкретного социального процесса.
Социальные нормативы- это научно обоснованные количественные и качественные показатели (параметры) состояния социального объекта, полученные на основе учета объективных закономерностей его развития.
Одним из видов социальных нормативов в Беларуси выступают государственные минимальные социальные стандарты. Государственный минимальный социальный стандарт- это минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выраженный в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.
Государственные минимальные социальные стандарты применяются для решения следующих задач:
« удовлетворение основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;
• нормативное обеспечение формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды;
• обеспечение государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;
• оказание необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.
Система государственных минимальных социальных стандартов в республике включает стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания. В практике взаимодействия социальных партнеров Республики Беларусь наиболее широкое практическое применение получили социальные нормативы, характеризующие уровень жизни населения', минимальный потребительский бюджет; прожиточный минимум; минимальная заработная плата; тарифная ставка первого разряда; средняя номинальная и реальная заработная плата.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.
В соответствии с действующим с 1992г. Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» МПБ применяется как социальный норматив:
• для прогнозирования изменений уровня жизни населения;
• усиления социальной защиты и поддержания наименее защищенных слоев населения;
• определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
• разработки социальных программ помощи населению, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан до научно обоснованного уровня.
Даже в странах с развитой рыночной экономикой, то есть при широких экономических возможностях, государство не гарантирует всем гражданам потребление на уровне стандартов, отвечающих нормативам МПБ. Тем более это касается стран с кризисной или переходной экономикой. В этой связи наряду с МПБ используют другой социальный норматив уровня жизни, который, с одной стороны, определяет допустимо минимальную границу потребления, а с другой - учитывает экономические возможности страны на данном этапе своего развития. Такой норматив в разных странах называют по-разному: черта бедности, уровень малообеспеченное™, прожиточный минимум и т. д.
Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (действует с 1998 г.) устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования в качестве социального норматива:
• для анализа и прогнозирования уровня жизни населения;
• оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям);
• обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.
Прожиточный минимум (ПМ) является минимальным набором материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Минимальная заработная плата (МЗП) применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работников. Размер МЗП (месячной и часовой), установленный законодательством, является обязательным для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников.
Тарифная ставка первого разряда применяется для оплаты труда работников бюджетной сферы, устанавливается Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Номинальная заработная плата представляет собой начисленную заработную плату. В коллективных договорах, тарифных соглашениях, как правило, предусматриваются обязательства не только по увеличению размера номинальной заработной платы, но и по сохранению ее реального уровня.
Реальная заработная плата рассчитывается по отношению к прошлому периоду и равна номинальной заработной плате, деленной
на индекс потребительских цен за анализируемый период. Индекс потребительских цен- это показатель, характеризующий изменение за определенный период стоимости фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых населением.
Содержание основных социальных нормативов уровня жизни.Различают натурально-вещественную и стоимостную величину МПБ.
Натурально-вещественная величина МПБ формируется нормативно-статистическим методом на основе системы потребительских «корзин» по основным статьям расходов: на питание; одежду, белье, обувь; лекарства, предметы санитарии и гигиены; мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения; жилищно-коммунальные и бытовые услуги, транспорт и связь; культурно-просветительные мероприятия и отдых; содержание детей в дошкольных учреждениях; обязательные взносы и платежи. Соотношение между перечисленными составляющими представляет структуру МПБ.
Структура и состав потребительских корзин дифференцируются в зависимости от пола и возраста потребителей, социального и семейного положения, достигнутого уровня потребления. Наборы МПБ разрабатываются и утверждаются для 18 социально-демографических групп населения: семьи из четырех человек; мужчины-одиночки трудоспособного возраста; женщины-одиночки трудоспособного возраста; семьи пенсионеров и отдельно пенсионера и пенсионерки; молодых семей с различным количеством детей; студента и студентки; детей различных возрастов.
При разработке МПБ по всем социально-демографическим группам населения в основу потребительской корзины по продуктам питания закладываются научно обоснованные физиологические нормы потребления продуктов, сбалансированные по содержанию пищевых веществ (белкам, жирам, углеводам), энергетической ценности (калорийности) и химическому составу. Удовлетворение потребностей в питании детей и подростков до 18 лет закладывается в расчеты на уровне рациональных норм питания.
При формировании наборов МПБ по непродовольственным товарам в состав потребительских корзин включаются те товары, уровень обеспеченности которыми среди населения составляет не менее 70 %. В состав потребительских корзин включаются минимально необходимые на данном этапе социально-экономического развития наборы предметов мебели, бытовой техники, посуды, предметы хозяйственного назначения и культтовары.
Наборы необходимой одежды, белья и обуви формируются с учетом возрастной структуры населения, национальных особенностей потребления, сложившихся традиций и образа жизни. Расходы на данные группы товаров рассчитываются с учетом нормативных сроков их эксплуатации и износа.
Расходы на содержание детей в дошкольных учреждениях закладываются в наборы МПБ молодых семей, детей в возрасте 3-6 лет и определяются по действующим в республике тарифам.
Для расчетов уровня жизни и определения размера минимальных государственных трудовых гарантий применяется среднедушевой МПБ семьи из четырех человек, в состав которой вошли супруги в трудоспособном возрасте и двое детей школьного возраста (мальчик 13-14 лет и девочка 7-8 лет).
Структура и состав потребительских корзин подлежит пересмотру не реже одного раза в 5 лет с учетом социально-экономического развития страны и изменений в нормах потребления товаров и услуг населением. Данная работа осуществляется Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь совместно с другими заинтересованными министерствами, а также республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов.
Стоимостная величина МПБ определяется и пересматривается исходя из роста потребительских цен на основные продукты питания, товары и услуги. При этом используются средние цены покупки соответствующих товаров и услуг во всех формах торговли.
ПМ разрабатывается в среднем на душу населения и для следующих социально-демографических групп: трудоспособное население, пенсионеры, студенты, дети. В качестве ПМ в среднем на душу населения принимается среднедушевой ПМ семьи из четырех человек.
Бюджет прожиточного минимума (БПМ) представляет собой стоимостную оценку натурального набора ПМ, а также расходы на налоги и другие обязательные платежи. Его величина рассчитывается ежеквартально в ценах последнего месяца каждого квартала и после утверждения публикуется в официальных изданиях республиканской и местной печати.
Применение социальных нормативов в соглашениях социальных партнеров.Социальные нормативы уровня жизни находят практическое применение в обязательствах социальных партнеров, принимаемых ими в Генеральном, отраслевых, местных соглашениях,
В главе 2 «Доходы, заработная плата и уровень жизни населения» Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2009-2010 гг. социальные партнеры в качестве главных целей признают:
• систематическое повышение реальных доходов населения;
• снижение дифференциации денежных доходов различных социальных групп населения;
• уменьшение доли населения с доходами ниже БПМ.
Среди обязательств по повышению уровня жизни населения сторонами зафиксировано:
• ежемесячно с учетом индекса потребительских цен рассчитывать МПБ семьи из четырех человек и среднедушевой бюджет ПМ;
• развивать систему регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и тарифных соглашений;
• обеспечить рост среднемесячной заработной платы к концу 2009-2010 гг. в целом по республике в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь;
• определять соотношение между размерами МЗП и МПБ, обеспечивая ежегодное поэтапное сближение их размеров;
• обеспечить соотношение среднемесячной заработной платы к МПБ в 2009-2010 гг. в соответствии с расчетными балансовыми показателями прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь и др.
В главе 3 «Социальная защита, социальные гарантии и социальное страхование» Генерального соглашения стороны обязались:
• проводить политику, направленную на повышение уровня жизни населения, оздоровление демографической ситуации, поддержку малообеспеченных групп населения, укрепление системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ;
• пересмотреть в соответствии с законодательством в 2009 г. состав и структуру «потребительской корзинки», в 2010 г.- БПМ для различных социально-демографических групп населения;
• обеспечить денежную выплату иногородним студентам и иным учащимся для компенсации расходов по найму жилья, при невозможности их заселения в общежития, в соответствии с действующим законодательством и др.
Ход выполнения Генерального соглашения стороны регулярно рассматривают на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам.
На практике при взаимодействии социальных партнеров по заключению соглашений, коллективных договоров, при обсуждении их выполнения, в ходе консультаций по отдельным вопросам социально-трудовых отношений важно иметь более полное представление о реальных показателях оплаты труда, уровня жизни населения и т. д. Для этого целесообразно вести системный учет размеров основных социальных нормативов, рассматривать их в динамике по форме таблицы 1.7.2.
Таблица1.7.2 -Сравнительная характеристика социальных нормативов уровня жизни
По состоянию на ... | МПБ (руб..) | БПМ (руб.) | сзп (руб.) | сзп/ МПБ (%) | мзп (руб.) | МЗП/ БПМ (%) |
Реализация критериев жизненного уровня и социальных гарантий, устанавливаемых Генеральным соглашением, соглашениями на отраслевом и территориальном уровнях требуют от социальных партнеров выработки и проведения в жизнь активной социальной политики.