Социальные последствия монополизации рынков совершенной конкуренции
Область на рис. 7,3 | При совершенной конкуренции | После монополизации |
P*2ML P*1P*2LK KLE1 OCNQ*2 Q*2E2E1Q*1 KE2E1 P*1KNC | Излишек потребителя Излишек потребителя Излишек потребителя Затраты производства Затраты производства Излишек производителя Излишек производителя | Излишек потребителя Избыточная (монопольная прибыль Безвозвратные потери Затраты производства Альтернативная ценность ресурсов, высвобождаемых в результате монополизации Безвозвратные потери Монопольная прибыль |
Для уменьшения выгод монопольного положения на рынке правительство пользуется различными методами.
1) Введение потоварных (косвенных) и паушальных ( не зависящих от величины дохода) налогов, сокращающих положительную экономическую прибыль предприятия-монополиста.
2) Установление предельных, или максимально допустимых, цен продукции, как это существует применительно к естественным монополиям в практике многих стран.
3) Внедрение принципа конкуренции, реорганизация отрасли с выделением конкурентного и централизованного секторов.
Не менее важное значение имеет ограничение монополистической практики доминирующих компаний. В Российском законодательстве хозяйствующие субъекты, доля которых на товарном рынке превышает 50 процентов, признаются доминирующими. Нижний порог доминирования установлен на уровне 35%, за исключением товарных рынков, характеризующихся особой структурой спроса и предложения. Так, может быть признан занимающим доминирующее положение субъект с незначительной рыночной долей, если спрос на соответствующий товар не является эластичным и товар не имеет близких заменителей. Или же производство товара характеризуется высокой концентрацией (суммарная доля трех производителей больше 50 процентов, либо пятерых больше 70 процентов). Дополнительным фактором, обуславливающим высокую вероятность возникновения доминирования относительно небольших хозяйствующих субъектов, является высокая степень сегментированности такого рынка и связанные с ней значительные издержки смены продавца (покупателя).
В отношении злоупотребления доминирующим положением законом установлен перечень нарушений, именуемых монополистической практикой:
· установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
· создание или поддержание дефицита путем изъятия товаров из обращения ;
· навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других);
· отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара;
· необоснованное экономическими, техническими и иными условиями установление различных цен (тарифов) лицам, приобретающим один и тот же товар.[19]
Исключением из общего принципа монополии "низкий объем производства - высокая цена" является естественная монополия, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что позволяет устанавливать низкие цены при большом объеме производства, которые могут превысить аналогичные показатели конкурентного рынка. Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (например, природного газа, нефти), проводная телефонная связь, железнодорожные перевозки, централизованное теплоснабжение, водопроводная система. Рассмотрим централизованное теплоснабжение. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома могут быть подключены к любой из двух теплоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждой Гкал тепла, доставленного потребителю. Очевидно, что при наличии одной теплоснабжающей системы достигается существенная экономия. Подобным же образом обстоят дела и с транспортировкой газа, электричества. Технологии этих отраслей предполагает очень высокие постоянные затраты на то, чтобы проложить и поддерживать в рабочем состоянии оборудование. Вместе с тем, если это оборудование уже установлено, предельные затраты на доставку дополнительной единицы продукции малы. Таким образом, высокие постоянные и низкие предельные затраты отличают естественные монополии. Поэтому ценообразование по предельным затратам приводит компании к их убыточности.По отношению к естественным монополиям возможны различные варианты государственного регулирования цен:цена устанавливается на уровне предельных издержек (Р = МС)либо цена устанавливается на уровне средних издержек (Р = АС).
В соответствии с законом "О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий" в России цены на товары, поставляемые субъектами естественных монополий независимо от их организационно-правовых форм, подлежат обязательному государственному регулированию.. Закон предусматривает, что тарифы естественных монополий устанавливаются ежегодно в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. В рамках структурной реформы естественных монополий было проведено реформирование двух важнейших инфраструктурных отраслей: электроэнергетики и железнодорожного транспорта. По результатам реформы железных дорог функции хозяйственного управления полностью перешли к единому хозяйствующему субъекту – ОАО «РЖД». Было обеспечено формирование конкурентного рынка железнодорожных перевозок путем создания дочерних операторских компаний, и передачи парка грузовых вагонов в капитал дочерних операторов и независимых компаний. Однако состояние рынка транспортных услуг на данном этапе не может оцениваться однозначно. В сегменте оперирования вагонами приватизация подвижного состава обусловила развитие конкуренции и приток инвестиций, увеличение вагонного парка и объёмов перевозок. Вместе с тем существуют и проблемы, связанные с логистическими сбоями в работе транспорта, отсутствием четкой системы управления перевозками, ростом цен на услуги перевозчиков. Если до реформы вагонная составляющая тарифа составляла около 15% в структуре стоимости перевозки, то теперь до 40–60%[20].
Дилемма «монополия или конкуренция», основанная на эффективности совершенной конкуренции и недостатках монопольных рынков, слишком упрощенно представляет реальную жизнь. Тот факт, что монопольная цена завышена, а объем выпуска монополиста меньше объема производства конкурентных фирм, делает монопольные рынки менее эффективными, чем конкурентные. Вместе с тем необходимо учитывать и другие факты. Конкурентные фирмы по сравнению с крупными корпорациями вкладывают значительно меньше средств в НИОКР, поскольку их экономические возможности невелики. Это значит, что именно крупный бизнес является носителем технических нововведений и главным источником повышения уровня жизни общества. Антимонопольная политика должна строиться таким образом, чтобы это не приводило к дроблению и измельчению фирм, а значит, и к замедлению технического прогресса, росту цен, падению экономической эффективности.