Ключевые факторы успеха во внешней и внутренней среде компании.
Ключевые факторы успеха – это факторы, дающие фирме преимущество перед конкурентами, определяющие ее успех на данном рынке или в данной отрасли. Их выявление необходимо для разработки стратегии предприятия.
Ключевые факторы успеха можно разделить на две категории:
1. Внешние – факторы среды, в которой существует бизнес. К ним можно отнести потенциал отрасли, ее стабильность, характер спроса, влияние конкуренции, проблемы, существующие в настоящее время и прогнозируемые в будущем. Мы должны отчетливо понимать, что происходит на рынке, каковы потребности потребителей, какие подводные камни могут обнаружиться.
2. Внутренние – факторы, действующие внутри самой компании. К наиболее общим из них относятся: технологические (применение научных разработок, возможность внедрения инноваций), сбытовые (налаженная дилерская сеть, логистика), производственные (эффективность, высокое качество, возможность снижения издержек), маркетинговые (соответствие продукции потребности рынка, широкий ассортимент, соотношение цена-качество), финансовые (наличие большого количества оборотных средств, доступ к источникам финансирования). Для каждой отрасли можно отметить более значимые факторы, например, для фармацевтики ими будут являться наличие современных технологий и репутация фирмы, для продуктов питания – стоимость, ассортимент и логистика, для журналистики – это Школа жизни журналиста-фрилансера.
Сравнительный анализ традиционной системы планирования и бизнес-планирования.
До 1970-х гг. традиционное стратегическое планирование деятельности компании работало весьма неплохо. Циклы деловой активности были весьма предсказуемы, обстановка стабильна, конкуренты хорошо известны, валютные курсы были фиксированными, ценообразование стабильно и поведение потребителей предсказуемо.
После нефтяного "шока" начала 1970-х гг. и перехода к "плавающим" валютным курсам предприятия столкнулись с радикально иной, быстроизменяющейся обстановкой. Новые технологии, новая конкуренция, значительные изменения в ценах и другие необратимые изменения потребовали стратегического планирования иного типа. Фокус внимания менеджмента компаний переместился с долгосрочного планирования на осуществление корпоративных планов, когда в течение ограниченного времени фирма получает реальные результаты, на основании которых в долгосрочный стратегический план вносятся необходимые коррективы. Горизонты планирования сузились до нескольких лет.
Основное различие между двумя подходами заключается в том, что в традиционном планировании предполагается, что вся имеющая отношение к делу информация доступна с самого начала процесса, тогда как новое "стратегическое" планирование использует новые данные по мере их поступления. На текущий момент специалистами в области планирования маркетинга принят метод "стратегического" планирования.
Цели и структура бизнес-планов.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.
Цели бизнес плана
Бизнес-план служит трем основным целям:
1. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
2. Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
3. Банк при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.
Структура бизнес плана
Общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна придерживаться следующих параметров:
1. Резюме
2. Идея (сущность) предлагаемого проекта
3. Общие исходные данные и условия.
4. Описание образца нового товара.
5. Оценка опыта предпринимательской деятельности.
6. Оценка рынка сбыта
7. Описание потребителей нового товара.
8. Оценка конкурентов.
9. Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
10. План маркетинга
11. Цели маркетинга.
12. Стратегия маркетинга.
13. Финансовое обеспечение плана маркетинга.
14. План производства
15. Изготовитель нового товара.
16. Наличие и требуемые мощности производства.
17. Материальные факторы производства.
18. Описание производственного процесса.
19. Организационный план
20. Организационно-правовая форма собственности фирмы.
21. Организационная структура фирмы.
22. Распределение обязанностей.
23. Сведения о партнерах.
24. Описание внешней среды бизнеса.
25. Трудовые ресурсы фирмы.
26. Сведения о членах руководящего состава.
27. Финансовый план.
28. План доходов и расходов .
29. План денежных поступлений и выплат.
30. Сводный баланс активов и пассивов фирмы.
31. График достижения безубыточности.
32. Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
33. Оценка риска и страхование.
34. Приложения
Или:
1. резюме (введение, концепция бизнеса);
2. описание предприятия и отрасли;
3. описание продукции (работ, услуг);
4. анализ рынка;
5. конкуренция;
6. план маркетинга;
7. план производства;
8. организационный план;
9. финансовый план;
10. потенциальные риски.
11. приложения
Описание продукции (услуги) в бизнес-плане.
В рамках данного раздела бизнес-плана необходимо отразить четкие ответы на ряд вопросов, позволяющих наиболее конкретно описать специфические свойства производимой и планируемой к реализации продукции, определяющие ее конкурентоспособность. К таким вопросам следует отнести следующие:
ü Чьи и какие потребности призван удовлетворять предлагаемый продукт (услуга)?
ü Какими специфическими свойствами обладает продукт (услуга)? Что отличает ее от продуктов-конкурентов?
ü Что именно в продукте (услуге) ориентирует потребителей покупать именно эту продукцию?
ü Какими патентами, авторскими свидетельствами и другими мерами защиты защищен продукт (технология его производства, услуга)?
При характеристике конкретного продукта, на производство и реализацию которого направлен бизнес-план, следует отразить основные технико-экономические и потребительские качества продукции, которые выражаются в следующих параметрах:
· функциональное назначение;
· характерные свойства продукции;
· стоимость;
· технологичность (в том числе, себестоимость);
· универсальность;
· соответствие национальным и международным стандартам, наличие сертификатов, свидетельств, патентов и т.д.;
· доля данного продукта в общем объеме производства;
· этап жизненного цикла, на котором находится продукт;
· наличие гарантийного и постгарантийного обслуживания;
· возможности дальнейшего развития (совершенствования) продукта и увеличения объемов его производства (наличие технических возможностей для расширения производства продукта).
В данном разделе бизнес-плана не рекомендуется делать основной акцент только исключительно на достоинствах предлагаемой к производству продукции, а также попытаться выявить и оценить существующие недостатки и проблемные (узкие) места, которые в дальнейшем необходимо доработать.
При описании продукции необходимо также проанализировать к какой категории можно отнести рыночный спрос на данный продукт. Выделяют шесть основных видов спроса в соответствии с его интенсивностью и динамикой развития:
1. первичный спрос – минимальный спрос, определяемый потребностями населения;
2. вторичный спрос – включает потребности более высокого порядка;
3. реализованный спрос – сопровождающийся покупкой товара;
4. ажиотажный спрос – характеризуется резким нарастанием объема покупок товара;
5. неудовлетворенный (отложенный) спрос – вызван отсутствием товара на рынке, способного удовлетворить существующую потребность;
6. формирующийся спрос – спрос, ориентированный на новые товары, готовящиеся к выходу на рынок.
В зависимости от того, к какому типу спроса относится спрос на конкретную продукцию будет строиться не только маркетинговая политика компании, но и будет зависеть конкурентоспособность продукции, ее потребительские свойства, комплектность и т.д.
План описания технико-экономических и потребительских качества продукции:
· Функциональное назначение продукции (какие потребности покупателей удовлетворяет продукт);
· Характерные свойства продукции и описание внешнего вида;
· Стоимость продукции, ее сопоставление с продуктами-аналогами (здесь же – оценка конкурентоспособности продукции);
· Технологичность (в том числе, себестоимость);
· Универсальность в использовании (какие дополнительные потребности покупателей продукт может удовлетворить);
· Соответствие национальным и международным стандартам, наличие сертификатов, свидетельств, патентов и т.д.;
· Доля данного продукта в общем объеме производства;
· Этап жизненного цикла, на котором находится продукт;
· Наличие гарантийного и постгарантийного обслуживания;
· Возможности дальнейшего развития (совершенствования) продукта и увеличения объемов его производства (наличие технических возможностей для расширения производства продукта).
10. Описание состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли.
Описывается текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры.
Данный раздел бизнес-плана содержит общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом.
Ключевые элементы раздела:
• основные сведения о предприятии;
o ▪ полное и сокращенное наименование предприятия, дату и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый адреса предприятия, банковские реквизиты;
o ▪ организационно-правовую форму;
o ▪ размер уставного капитала, виды, количество, номинальную стоимость выпущенных акций;
o ▪ учредителей предприятия с указанием их доли в уставном капитале;
o ▪ принадлежность предприятия к различного рода объединениям, членство на биржах;
o ▪ наличие филиалов, представительств;
• краткая история предприятия;
• тип бизнеса, основные виды деятельности;
• месторасположение предприятия;
• характеристика отрасли;
• роль и тенденции развития предприятия внутри отрасли;
• факторы, влияющие на деятельность предприятия (SWOT-анализ);
• цели и стратегии бизнеса.
Производственный план.
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане ( сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
Описание технологического процесса должно отразить:
o обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;
o потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
o потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
o потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;
o требования к источникам энергии и их доступность;
o требования к подготовке производства;
o возможности совершенствования технологии производства;
o требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.