Государственная политика в области внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая политика РФ неразрывно связана с внутренней политикой государства. Она направлена на формирование качественно новых основ взаимодействия национальной экономики с мировой экономикой, внутреннего рынка с внешним рынком.

Основной задачей внешнеэкономической политики России (ВЭП) является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширения воспроизводственного процесса, оптимизации участия страны в процессе деятельности её хозяйствующих субъектов в международном разделении труда в условиях глобализации экономики. Основными составляющими внешнеэкономической политики России являются:

· внешнеторговая политика;

· политика в области привлечения иностранных инвестиций и инвестирования капитала за национальные таможенные границы;

· валютная политика.

Если составными частями ВЭП выступают вышеперечисленные элементы, то внешнеэкономическая деятельность представляется собой объект регулирования в процессе реализации ВЭП.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это совокупность экономических, организационно–правовых операций и сделок национальных, хозяйственных субъектов с субъектами хозяйственных связей зарубежных стран с целью обеспечения максимально возможной эффективности, недостижимой на базе осуществления операций исключительно на внутреннем рынке.

В основе ВЭД находится внешняя торговля, отличительным признаком которой выступает международная купля–продажа товаров, услуг, промышленной собственности, а также перемещение материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.

Внешнеторговая политика – это деятельность государств, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира с целью укрепления позиций страны и её бизнеса на мировой экономической арене.

Внешнеторговая политика государства самым тесным образом взаимосвязана с внутренней экономической политикой, составляя вместе с ней общую экономическую политику страны.

Ее объектом выступает обмен продуктами производственной деятельности (товарами и услугами) между отдельными государствами. Выделяют два конкурирующих друг с другом направления внешнеторговой политики:

- политика свободной торговли,

- политика протекционизма.

Политика свободной торговли - в чистом виде предполагает отсутствие, какого бы то ни было вмешательства государства в отношения, связанные с внешнеторговым обменом с другими государствами, в реальности же сводится к минимальному вмешательству государства в указанные процессы.

Свобода торговли позволяет отдельным странам беспрепятственно реализовывать преимущества, которыми они наделены в результате сложившегося международного разделения труда. Она также создает условия для перестройки отраслевой структуры национальной экономики в соответствии с постоянно меняющимися условиями международного разделения труда.

Политика протекционизма - политика государственного регулирования внешнеторговых отношений с другими странами, направленная на создание наиболее благоприятных условий для деятельности отечественных компаний на национальном и зарубежных рынках по сравнению с иностранными конкурентами. Она осуществляется как путем защиты внутреннего рынка, так и содействия повышению конкурентных преимуществ отечественных компаний на зарубежных рынках.

Таким образом, политика протекционизма имеет две стороны: защитную (проводимую на внутреннем рынке) и наступательную (реализуемую на внешних рынках). Протекционизм является выражением интересов той части отечественных производителей, которая не может быстро перестроиться, приспособиться к постоянно меняющимся условиям конкуренции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Между тем, любое ограничение свободной торговли в виде покровительства отдельной отрасли в конечном итоге является удовлетворением групповых экономических интересов за счет всего общества.

Несмотря на провозглашаемые многими странами мира декларации о необходимости устранения каких бы то ни было ограничений в международной торговле, продолжает сохраняться разветвленная сеть препятствий доступа зарубежных производителей на внутренние рынки государств. Протекционизм остается важным элементом национальной экономической политики всех без исключения стран мирового сообщества.

Учитывая то обстоятельство, что во внешнеторговой политике отдельных государств преобладает функция защиты внутреннего рынка над содействием экспортной экспансии, главное внимание будет уделено защитной стороне политики протекционизма.

Наши рекомендации