Тема 9. Издержки производства и себестоимость продукции
Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими экономическими категориями. Сущность затрат на производство и издержек производства существенно различается (как в теоретическом, так и в практическом плане). С позиции общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство предприятий состоят из их собственных денежных расходов.
Понятие затрат предприятия существенно различаются в зависимости от их экономического назначения: затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость; затраты на расширение и обновление производства; затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия.
Издержки производства на практике часто определяют как затраты на вводимые факторы или экономические ресурсы. Принято различать два вида: внешние (явные или денежные) и внутренние (неявные или импдиктные). Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов. Внутренние издержки отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда и т.д., за которые фирма формально не платит.
Затраты на производство и реализацию продукции классифицируются по ряду признаков: по роли в процессе производства (основные и накладные); по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные); по зависимости от объема выпуска (постоянные и переменные); по способам учета и группировки затрат на простые (сырье, материалы, зарплата, энергия) и комплексные (цеховые расходы, малоценные и быстро изнашиваемые предметы и т.п.); по срокам использования в производстве (текущие и единовременные).
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства. Различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции. Производственная себестоимость, помимо затрат цеха включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции. Различают также индивидуальную себестоимость (т.е. себестоимость конкретного предприятия) и отраслевую (характеризующую средние затраты на единицу продукции по отрасли). Уровень себестоимости продукции характеризуется следующими показателями: структура себестоимости продукции; себестоимость единицы продукции; объемом затрат на рубль стоимости товарной продукции.
На практике, в целях анализа, учета и планирования затрат, входящих в себестоимость продукции применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная. Однородные по своему экономическому содержанию затраты называется экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели. Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда; амортизация основных фондов, прочие затраты. Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции: сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные изделия и полуфабрикаты; топливо и энергия на технологические цели; заработная плата основных производственных рабочих; единый социальный налог, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы; общепроизводственные расходы, потери от брака; коммерческие расходы. Сумма затрат по приведенным статьям образует полную себестоимость продукции.
Управление затратами на производство и реализацию продукции с целью их минимизаций на предприятии является составной частью, управления предприятия в целом. Это направление позволяет максимизировать прибыль; улучшить финансовые показатели предприятия; повысить его конкурентоспособность; снизить риски в деятельности предприятия и др.