Б) для студентов очно-заочной формы обучения
Семинар 1. (Тема 1: Экономическая теория как наука. Тема 2: Общие закономерности экономического развития)
Вопросы для обсуждения:
1. История становления современной экономической теории как науки.
2. Предмет экономической теории: эволюция взглядов. Современная трактовка предмета экономической теории.
3. Экономические отношения и экономические законы.
4. Методы исследования экономических явлений и процессов.
5. Экономическая теория и экономическая политика. Структура и основные особенности российской экономики
6. Общие проблемы экономического развития. Потребности и способы их удовлетворения.
7. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора. Понятие производства. Характеристика факторов производства.
8. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Понятие экономической эффективности.
Выполнение тестов (см. «Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономика»).
*Примечание: занятие проводится в форме дискуссии - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ПК-6.
Семинар 2. (Тема 3: Типы экономических систем. Тема 4: Рыночная экономическая система)
Вопросы для обсуждения:
1. Традиционная, командно-административная, рыночная, смешанная экономические системы: характеристика основных принципов функционирования.
2. Собственность: экономическая и юридическая трактовка. Многообразие форм собственности в современной экономике.
3. Экономическая теория прав собственности.
4. Переходная экономика: причины существования и характерные черты.
5. Модели осуществления перехода к рыночной экономике: градуализм и «шоковая терапия». Экономические реформы в России на рубеже ХХ - ХХI веков.
6. Сущность рынка. Условия становления и развития рыночного хозяйства.
7. Классификация рынков. Функции рынка. Рыночная инфраструктура.
8. Модель кругооборота товаров, денег и ресурсов в рыночной экономике.
9. Товар и деньги как основные категории рыночной экономики.
10. Модели современной рыночной экономики.
Выполнение тестов (см. «Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономика»).
*Примечание: занятие проводится в форме метода кейс-стади- обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ПК-6, ПК-8.
Семинар 5. (Тема 5: Общие основы рыночного механизма. Тема 6: Предпринимательство и его формы. Фирма в смешанной экономике)*
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие рыночного механизма и его элементы. Взаимосвязи между спросом, предложением и ценой. Закон спроса и закон предложения.
2. Роль конкуренции в функционировании рыночного механизма.
3. Конъюнктура рынка. Условие рыночного равновесия.
4. Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение.
5. Спрос и полезность. Теория потребительского поведения. Потребительский выбор.
6. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности.
7. Преимущества и ограниченность рынка.
8. Сущность предпринимательства. Виды и формы предпринимательской деятельности.
9. Организационно-правовые формы предприятий.
10. Понятие издержек производства. Принцип альтернативных затрат. Виды издержек производства. Графики издержек.
11. Взаимосвязь объемов производства и издержек. Закон убывающей предельной производительности (доходности). Положительный и отрицательный эффект роста масштаба производства.
12. Результаты предпринимательской деятельности. Прибыль. Формы прибыли.
13. Подходы к максимизации прибыли.
Выполнение тестов (см. «Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономика»).
*Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ПК-2, ПК-6.
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Экономика» составлены в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080100 «Экономика».
Самостоятельная работа, являясь одним из основных видов обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) в целях дополнения лекционного материала и подготовки к семинарским занятиям.
Дополнение лекционного материала целесообразно осуществлять сразу после лекции, в течение 2-3–х дней. С этой целью необходимо просмотреть записи и подчеркнуть заголовки и самые важные положения разными цветами (применение разноцветных пометок делает ключевые положения темы более наглядными, облегчают визуальное запоминание), внимательно изучить ключевые понятия и категории. Важно, чтобы конспект лекции максимально раскрывал содержание темы, отражённое в программе курса.
К семинарскому занятию необходимо готовиться заранее – сразу после прослушивания лекционного материала по данной теме. Следует изучить план семинарского занятия, подобрать соответствующую литературу. По каждому вопросу семинара необходимо подготовить небольшой конспект, обозначив все ключевые аспекты, ответить на вопросы теста по теме семинара. В случае выбора темы доклада, рекомендованной для проведения на семинаре, целесообразно проинформировать об этом преподавателя, при необходимости – посоветоваться с ним по структуре доклада и перечню используемой литературы. Подготовка к семинару призвана обеспечивать активное участие студентов в обсуждении всех вопросов, вынесенных для рассмотрения на данном занятии. Студенты, также, должны быть готовы к рецензированию сделанных докладов, а также к оценке того, насколько полно раскрыты вопросы семинара, и к дополнениям по обсуждаемым вопросам.
В процессе самостоятельной работы студенты используют имеющийся словарь основных терминов и вопросы для семинаров и самоконтроля полноты усвоения учебного материала.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины «Экономика»
(очная и очно-заочная формы обучения)
№ | Наименование темы | Форма обучения | ||||||
Очная | Очно-заочная | |||||||
Лекции | Семинары | Сам. работа | Лекции | Семинары | Сам. работа | |||
Экономическая теория как наука | ||||||||
Общие закономерности экономического развития | ||||||||
Типы экономических систем | ||||||||
Рыночная экономическая система | ||||||||
Общие основы рыночного механизма | ||||||||
Предпринимательство и его формы. Фирма в смешной экономике | ||||||||
Итого часов | ||||||||
Примечание: * Знаком выделены темы, по которым проводятся активные и интерактивные формы занятий.