Как же потребитель осуществляет свой суверенитет?
Он это делает через покупку или отказ от покупки товара, созданного производителем. Если товары, предложенные на рынок, раскуплены, то это означает, что потребители дают "зеленый свет" производителю. Своими покупками они показывают, что поддерживают дальнейшее производство таких товаров. Если же, напротив, товары не раскуплены, то производителю надо задуматься, стоит ли продолжать производство, которое не дает прибыли. Потребители дают сигнал производителю о невосприятии таких товаров.
Рациональность потребителя - предпосылка теории спроса, согласно которой потребители стремятся расходовать деньги на покупку таким образом, чтобы она обладала наибольшей полезностью.
Для того, чтобы потребители могли соблюдать свой суверенитет, они должны иметь свободу выбора, которая означает, что у потребителей есть возможность приобретать такие товары и в таком количестве, которые они сами желают, а единственным ограничителем их покупок служит наличие у них денег.
Свобода выбора — положение, при котором только деньги ограничивают приобретение товаров и услуг.
Свобода выбора играет исключительную роль. Благодаря ей сигналы, поступающие от потребителей, более точные, чем при вынужденных покупках. В результате производитель получает более верные ориентиры своего поведения, зная, где стоит расширять производство, а где его сворачивать. Поэтому производитель заинтересован, чтобы свобода выбора у потребителей была как можно больше. Всякое сдерживание этой свободы — удар прежде всего по производству.
В то же время есть товары, потребление которых наносит вред организму. Это, прежде всего табак, алкоголь и наркотики. В их потреблении не может быть свободы выбора. Чтобы табак и алкоголь стали малодоступными, к цене делается специальная добавка, которая называется акцизным налогом.
Акцизный налог — добавка к цене товара, которая делает его чрезмерно дорогим и потому малодоступным.
На такой товар, как наркотики, вообще существует запрет. Их нельзя свободно купить, даже имея достаточное количество денег.
Свобода выбора может сужаться в годы войны или стихийных бедствий. Потребление при этом нередко происходит по карточкам или талонам.
Мама рассказывала Человеку, что в первые годы после Великой Отечественной войны хлеб выдавали по карточкам. В них указывалась норма хлеба на день, т.е. сколько граммов его в день можно было приобрести. За деньги же хлеб можно было купить только на базаре, где он стоил очень дорого. Буханка приравнивалась целому состоянию. Но как только разрушенное войной сельское хозяйство восстановилось, карточки отменили, и хлеб стал общедоступным.
Однако ограничение свободы выбора может быть только кратковременным. Иначе производители теряют связь с потребителями и, не получая оценки своего труда, не могут дальше развивать производство.
3. Теория предельной полезности
Говоря о возникновении теории предельной полезности, известный английский экономист Марк Блауг отмечает, что выдвинутые объяснения о происхождении теории предельной полезности «распадаются на четыре категории:
1) автономное интеллектуальное развитие в рамках экономической теории;
2) плод философских течений;
3) результат определенных институциональных изменений в экономике;
4) протест против социализма, в особенности марксизма».
При этом из названных объяснений наиболее правдоподобным он считает первое, которое «указывает на банкротство и распад классической экономической теории в 50—60-е годы ХIХ в., на фактический отказ от трудовой теории ценности в “принципах” Милля».
Возникновение теории предельной полезности в первую очередь связывают с кризисом трудовой теории стоимости. И действительно, именно изменения в экономических отношениях развивающегося капитализма стали первопричиной подрыва классического товарного производства и, следовательно, трудовой теории стоимости, возникновения теории предельной полезности.
Нужно сказать, что теория предельной полезности является кульминацией развития субъективистских теорий полезности, которые имеют давнюю историю и своими корнями восходят еще к Аристотелю.
Более отчетливую формулировку теория полезности получила в работах экономистов XVIII в. Э.Б.де Кондильяка (1715—1780) и Ф.Галиани (1728—1789). Этих же взглядов придерживался Жан-Батист Сэй (1767—1832).
Представители теории предельной полезности: родоначальник теории «предельной полезности», немецкий экономист Г.Гессен; австрийская школа — К.Менгер, ФВизер, Е.Бем-Баверк; экономико-математическое направление — англичанин У.Джевонс, швейцарский экономист Л.Вальрас.
Наряду с этой концепцией развивалась другая, так называемая затратная, которую представляли А.Смит, Д.Рикардо, Д.Р. Мак-Куллох и др., сводившие стоимость к издержкам.
«Звездный час» идеи, идущей еще от Аристотеля, что меновая стоимость и цена товара определяется интенсивностью желаний вступающих в обмен лиц которой, относится к периоду 70-80-х годов XIX в. Этот период вошел в историю экономической мысли под названием «маржиналисткой революции».
Термин «маржиналисткая революция» используется, когда говорят о независимом открытии в 70-х годах девятнадцатого века К.Менгером (австрийцем), С.Джевонсом (англичанином) и Л.Вальрасом (швейцарцем) принципа снижающейся предельной полезности. Суть этого принципа или закона всем вам хорошо известна: полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (именно ее называют предельной полезностью, а сам термин закрепился и остался в науке навсегда благодаря Ф.Визеру) меньше полезности предыдущей единицы товара.
Представители «австрийской школы» не только ввели в экономическую науку понятие субъективной полезности (ценности), но и выдвинули ее в качестве основы ценообразования. Чтобы лучше понять логику их рассуждений, следует уточнить разницу между объективной и субъективной полезностью. Первая представляет собой принципиальную способность служить для человеческого благополучия. Субъективная же полезность или ценность представляет собой значимость данной вещи для благополучия (жизненного наслаждения) данного человека. Следовательно, может иметь место ситуация, когда вещь обладает полезностью, но не обладает ценностью. Для образования ценности необходимо, чтобы с полезностью соединялась редкость — редкость не абсолютная, а лишь относительная, то есть по сравнению с размерами существующей потребности в вещах данного рода. И значит, ценностью блага обладают в том случае, если их не хватает для удовлетворения соответствующих потребностей, в противном случае материальные блага ценности не имеют.
Конкретная потребность более важного вида блага может оказаться стоящей ниже отдельных конкретных потребностей менее важного вида. Уменьшение же ценности благ по мере увеличения их количества представители австрийской школы связывали с «глубоко укоренившимся свойством человеческой натуры», когда одного и того же рода ощущения, повторяясь беспрерывно, начинают доставлять нам все меньше и меньше удовольствия, и, наконец, удовольствие это превращается даже в свою противоположность — в неприятность и отвращение. Таким образом, в теории ценности австрийской школы, она может представлять и отрицательную величину. Здесь мы видим формулировку закона убывающей предельной полезности.
При этом ценность (цена) вещи измеряется величиной предельной полезности данной вещи, полезностью последней единицы запаса блага, удовлетворяющей наименее важную потребность. Для иллюстрации уместно привести пример с Робинзоном, у которого имеется в запасе пять мешков зерна, из которых первый нужен для того, чтобы не умереть с голоду, второй — для сохранения здоровья, третий — на откорм птицы, четвертый — на приготовление спиртных напитков, пятый — на содержание попугая. Чем определяется ценность одного (любого) мешка зерна? Согласно взглядам представителей австрийской школы, полезностью последнего мешка, который удовлетворяет наименьшую насущную потребность. Эта предельная единица (полезность) и определяет действительную ценность предыдущих единиц. Предельная полезность, в свою очередь, зависит от количества благ и интенсивности потребления индивида.
Таким образом, ценность зависит от степени полезности и степени редкости. Первая определяет высший пункт, до которого предельная полезность может подняться в крайнем случае; вторая — до какого именно пункта предельная полезность действительно поднимается в конкретном случае. Другими словами, высота предельной полезности определяется двумя факторами: субъективными (потребности) и объективными (количеством благ), которое в рамках рассуждений австрийской школы остается раз и навсегда данным.
Мы выяснили, что предельной полезностью называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. В сильную жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой полезностью, второй – меньшей, а пятый может оказаться абсолютно бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления.
4. «Эффект замещения» и «эффект дохода»
Предположим, что наш потребитель выбрал некоторый наилучший с его точки зрения набор товаров, доступный при данном уровне дохода. Однако цены не остаются неизменными. Посмотрим, что произойдет в том случае, когда цена на один из товаров снизится, а цены остальных товаров и доход потребителя останутся неизменными.
Поскольку цены остальных товаров, входящих в набор, остаются неизменными, они становятся дороже относительно того единственного товара, цена на который упала. Разумно предположить, что наш потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары относительно подешевевшим. Иными словами, снижение цены некоторого товара вызовет рост величины спроса на этот товар со стороны индивидуального потребителя вследствие его относительного удешевления. Значит, под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими.
Изменение величины спроса может быть связано с воздействием изменения цены на величину реального дохода*. Происходит это в случае, когда цена на один из товаров набора опять-таки снизилась. Наш потребитель будет по-прежнему способен приобрести товарный набор, который ему кажется наилучшим, но у него останется некоторая сумма денег. Это равносильно реальному увеличению дохода, как если бы он стал получать эту сумму дополнительно (“эффект дохода”). Возникает вопрос, как истратит наш потребитель эту дополнительную сумму? Самый общий ответ состоит в том, что он истратит ее на покупку большего количества так называемых “нормальных товаров” (т. е. товаров, спрос на которые растет при росте доходов).
Существует интересное исключение из закона спроса, связанное с так называемым “товаром Гиффена”. Суть этого феномена в том, что при определенных обстоятельствах эффект дохода перевешивает эффект замещения, а следовательно (вопреки закону спроса), величина спроса растет при росте цены. Считается, что этот эффект открыл английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910), наблюдая за бюджетами беднейших семей Англии и Ирландии. “Как заметил Р. Гиффен, повышение цены на хлеб проделывает такую большую брешь в бюджете беднейших рабочих семей и настолько увеличивает предельную полезность денег для них, что они вынуждены сокращать потребление мяса и наиболее дорогих мучных продуктов питания; поскольку хлеб продолжает оставаться самым дешевым продуктом питания, который они в состоянии купить и станут покупать, они потребляют его при этом не меньше, а больше”.
Конечно, “товары Гиффена” весьма редки, но в строгой логике теории потребительского поведения возможность появления таких товаров существует. Можно сказать, что на практике появление “товара Гиффена” — это сигнал социального неблагополучия, свидетельство снижения жизненного уровня отдельных общественных слоев.
На структуру сформировавшегося спроса покупателей, как известно, влияет их доход, а также общее или частичное снижение цен товаров. Реакция покупателей на снижение цен проявляется двояко. Во-первых, возрастает количество закупок подешевевшего товара, которым покупатели замещают остальные, ставшие теперь сравнительно более дорогими товары. Спрос изменяется на те товары, которыми потребитель замещает прежние, изменяя соответственно структуру товарных наборов. Покупатель осуществил лишь простое перераспределение своего фиксированного дохода (и личного бюджета) на закупку большего количества подешевевших товаров, в том числе и за счет снижения закупок товаров с неизменными ценами. Следовательно, происходят изменения и в структуре существующего спроса: увеличилась та его составляющая, которая приходится на подешевевшие товары. Эффект замещения - это и есть изменение структуры спроса, вызванное увеличением закупок подешевевшего товара, «замещающего» остальные товары с неизменными ценами, поскольку они стали теперь относительно более дорогими.
Во-вторых, снижение цен адекватно повышению реального дохода покупателей. Это выражается увеличением их покупательной способности, а следовательно, и той составляющей спроса, которая вызвана относительно возросшим доходом и платежеспособностью. Отсюда эффект дохода - это изменение структуры покупательского спроса, вызванного ростом реального дохода от снижения цен. Для покупателя всякое снижение цен позволяет сократить расходы, а значит получить соответствующую экономию своего дохода.
Размер «экономии» дохода зависит от величины снижения цен, но именно на эту величину покупатель стал как бы богаче, состоятельнее и предъявит дополнительный спрос. Вследствие понижения цен стало возможным либо сохранить сэкономленную часть дохода, не меняя структуру текущего потребления, либо приобрести больше товаров, чем до снижения цен. В данном случае интерес представляет та величина эффекта дохода, которая найдет выражение в увеличении покупательского спроса на товары текущего потребления.
Следовательно, эффект замещения и эффект дохода касаются изменения покупательского спроса, но у каждого из них своя мера влияния на его структуру. Не только теоретически, но и в практическом ценообразовании следует разграничивать воздействие этих эффектов на нормальные, т.е. высококачественные товары и товары низшего порядка (менее ценные).
Рассмотрим на графике эффект замещения и эффект дохода применительно к стандартному товару (рис. 6.6).
Рисунок 4Эффект замещения и эффект дохода (стандартный товар)
Наш график на рисунке 4 построен с помощью «кривых безразличия» и кривых бюджетных ограничений, совмещенных так, чтобы показать интересующие нас эффекты. Они отражают одновременные изменения от понижения цен: рост покупательной способности (эффект дохода) и замещение большим количеством подешевевшего товара - меньшего количества тех, чьи цены не менялись (эффект замещения).
Первоначальная бюджетная линия соответствует сформировавшемуся потребительскому спросу на два товара (например продукты и одежду). Равновесие установилось в точке А, где произошло касание бюджетной линии и « кривой безразличия - 1». При любом снижении цен эффект дохода сместит вправо вверх всю линию бюджетных ограничений и покупательское равновесие установится на более высоком уровне (в точке В) по касанию кривых бюджетного ограничения и «безразличия - 2». Если произошло снижение цен, например, только на одежду, то линия бюджетных ограничений (пунктирная) «разделит» эффект дохода, указывая величину замещения продуктов с неизменными ценами (по оси Y) на возросшее количество одежды по снизившимся ценам (по оси X). «Кривая безразличия - 3», установившая потребительское равновесие в точке С, покажет общее изменение в потреблении как продукта с неизменной ценой, так и одежды после снижения ее цен. Эффекты дохода и замещения в этом случае суммированы в совокупном эффекте, а величина каждого из них показана отрезками вдоль оси X. Отрезки, «отсекаемые» линией бюджетных ограничений и точками потребительского равновесия, спроецированы на осях продуктов и одежды и соответствуют величине тех изменений в спросе, которые соответствуют эффектам замещения и дохода
5. Излишек потребителя
Излишек потребителя (Consumer’s surplus) — это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить (P1), и той суммой, которую он реально уплатил (P).
Излишек потребителя представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму потребительского излишка.
По словам А. Маршалла:
Излишек потребителя — это избыток цены, которую потребитель готов был заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.
На графике показано, что при равновесной цене ОР полезность предельной единицы блага равна его цене; все же предыдущие единицы этого блага приносят полезность, превышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители готовы заплатить за эти промежуточные единицы больше рыночной цены. Суммарный потребительский излишек представлен заштрихованной площадью PEP1.
Излишек потребителя образуется из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней. Таким образом, потребитель платит за каждую единицу ту сумму, которой оценивается последняя единица. Следовательно, потребитель получает излишек полезности с каждой из первых единиц блага.
Вопросы к семинару:
1. Потребительское равновесие
2. Переход от кардинализма к ординализму
3. Бюджетная линия потребителя
4. Кривые безразличия