Виды рыночного равновесия. Паутинообразная модель
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной.
P – цена
Q – количество товара
S – предложение
D – спрос
P0 – цена при рыночном равновесии
A – увеличение спроса – при P<P0
B – увеличение предложения – при P>P0
Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Равновесная цена – цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Равновесный объём – объём спроса и предложения товара при равновесной цене.
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Стабильность или нестабильность рыночного равновесия может быть проанализирована при помощи, так называемой паутинообразной модели.
Это простейшая динамическая модель, показывающая колебания в результате которых формируется равновесие.
Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства, когда производители применяют решения о производстве на основании сущ-х в пред. год цен, уже не могут изменить его объем.
Qst = S(Pt-1)
Qst – объем предложения в период времени t.
Pt-1 – факт. цена эк. блага в период предшеств. t.
Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона предложения круче угла наклона спроса.
12. Саморегулирующая способность рынка: модель Л. Вальраса и А. Маршалла.
Модель Вальраса используется для объяснения рыночного равновесия в краткосрочном периоде времени. Особенность модели заключается в том, что в ней активную роль играют одновременно и покупатель, и продавец. Роль покупателя усиливается в условиях избыточного спроса и конкуренции среди покупателей. Роль продавца усиливается в условиях избыточного предложения и конкуренции среди продавцов. Конкуренция среди покупателей является для рынка силой, заставляющей рыночную цену подняться, а конкуренция среди продавцов заставляет рыночную цену снизиться.
=
Модель Маршала используется для объяснения рыночного равновесия в долгосрочном периоде. В этой модели активная роль принадлежит продавцу, поставщику продукции. При этом продавец сориентирован на соотношение цен спроса и предложения. Если цена спроса больше цены предложения, то продавец увеличивает поставки товара на рынок, а если цена предложения больше цены спроса, то уменьшаются поставки до тех пор, пока не придёт к равновесному объёму на данном рынке.
Q1 → Pd > Ps, увеличение поставок;
Q2 → Ps > Pd, уменьшение поставок.