Существуют следующие отличия внешней торговли от внутренней
1. Товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны.
2. При расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда необходимость сопоставления валют различных государств.
3. Внешняя торговля в большей степени подвержена государственному контролю, нежели внутренняя.
4. Большее число покупателей и большее число конкурентов.
Внешняя торговля — объект пристального внимания государства. Существуют два основных вида внешнеторговой политики — политика свободной торговли и политика протекционизма.
Свободная торговля — это политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения предпринимателей, предполагающая отсутствие каких-либо внешнеторговых ограничений.
Протекционизм— государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика протекционизма осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта.
Политика протекционизма осуществляется тарифными и нетарифными методами.
Тарифный метод основан на использовании таможенных пошлин.
Таможенная пошлина — это взимаемый государственными таможенными органами при ввозе товара на территорию данной страны или вывозе товара с этой территории обязательный взнос — неотъемлемое условие такого ввоза или вывоза.
Таможенные пошлины могут быть:
1) дифференциальными, назначающими разные ставки на одинаковые товары;
2) преференциальными — устанавливаемые для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемые на товары прочих стран;
3) покровительственными — устанавливаемые на отдельные товары с целью затруднить проникновение этих товаров на внутренний рынок.
Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли широко используются нетарифные методы, представляющие собой административное регулирование внешней торговли путем:
1) квотирования экспорта-импорта—установления в количественном или стоимостном выражении предельного объема (квот) на ввоз или вывоз товаров;
2) введения государственной монополии на торговлю определенными товарами;
3 ) лицензирования—требования получения от государственных органов разрешения на импорт или экспорт товаров в установленном количестве за определенный промежуток времени;
4) добровольного ограничения экспорта—принятия экспортером обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;
5) введения технических и санитарных стандартов;
6) налогообложения импортной продукции;
7) выдачи субсидий — денежных выплат, направленных на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии часто принимают форму кредитов, выдаваемых государственными банками под процент ниже рыночного.