Экономическое обоснование управленческих решений по повышению качества продукции
Повышение качества товара позволяет улучшить финансовое состояние предприятия (чем выше качество, тем выше цена) за счет увеличения прибыли предприятия. У потребителя главными критериями является качество товара, его цена и затраты на использование. Эти особенности проявления эффективности в сферах производства и потребления товара требует применения различных методик расчета экономического эффекта. Ниже приведены 4 метода расчета экономического эффекта в результате повышения качества товара.
Методика 1. Мероприятия по повышению качества сырья, материалов, комплектующих изделий, получаемых изготовителем товара («вход системы»).
Экономический эффект от данных мероприятий рассчитывается по формуле:
, (9.1)
где Эт – ожидаемый экономический эффект от мероприятий (качества «входа системы»);
DСтвхt – перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году t за счет приобретения более качественного сырья, материалов и комплектующих (дополнительные расходы на повышение качества «входа»);
DСтпрt – снижение себестоимости единицы товара в году t за счет повышения качества «входа»;
ЦТНt -прогноз цены нового товара (после мероприятий) в году t;
ЦТСt - то же старого;
NTt – прогноз объема выпуска данного товара в году t (в натуральных единицах);
Звх – единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества «входа».
Методика 2. Мероприятия по повышению качества процесса в системе (по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления и т.п.)
Экономический эффект у изготовителя товара определяется по формуле:
, (9.2)
где Эт – ожидаемый экономический эффект;
Т – срок применения мероприятий;
i=1,2…n – количество наименований выпускаемых товаров, на которые распространяются мероприятия;
ЦТit - прогноз цены i-го товара в году t;
СТit - прогноз себестоимости единицы i-го товара в году t;
НТit - прогноз налогов по единице i-го товара в году t;
NТit - прогноз объема выпуска i-го товара в году t;
tвл=1,2…Твл – год вложения инвестиций в мероприятия по повышению качества процессов в системе (Твл – последний год вложений);
Зпрt - единовременные затраты (инвестиции) в году tвл.
Методика 3. Ожидаемый экономический эффект от разработки и внедрения мероприятия по повышению качества товара (производительности, надежности, экологичности и др.) определяется по формуле:
, (9.3)
где Эт – ожидаемый экономический эффект повышения качества товара за нормативный срок его службы;
tc = 1,2…Tc – срок действия мероприятий;
Эcont - сопутствующий экологический или социальный эффект в денежном выражении от использования товара повышенного качества;
Зkt - единовременные затраты (инвестиции) в повышении качества товара, включая затраты на ликвидацию элементов основных производственных фондов в связи с освоением и внедрением нового товара (если при ликвидации получается прибыль, то она вычитается из Зк).
Методика 4. Ожидаемый экономический эффект от приобретения потребителем нового товара – орудия труда, с помощью которого им выпускается продукция, определяется по формуле:
, (9.4)
где Эт – ожидаемый экономический эффект от приобретения потребителем нового товара (орудия труда) – за нормативный срок его службы (Т);
Цnit - прогноз цены i-й продукции, выпускаемой с применением нового товара в году t;
Сnit - прогноз себестоимости единицы i-й продукции в году t;
Нnit - прогноз доли налогов по единице i-й продукции в году t;
Пit - прогноз полезного эффекта (производительности) нового товара по i-й продукции в году t;
tc = 1,2…Tc – срок действия мероприятий;
ЗТt - инвестиции на покупку единицы товара (его транспортирование, монтаж, пуск, строительство ремонтной базы, подготовку кадров для обслуживания, создание оборотного фонда запасных частей и других единовременных затрат, включая затраты (экономию) на ликвидацию элементов старых основных производственных фондов, выводимых в связи с освоением нового товара в году их вложения tвл.
Если ввод нового товара у потребителя изменяет экологические или социальные параметры внешней среды, то они учитываются аналогично формуле (7.3) при условии, что параметры по этому товару не хуже, чем по старому.
В общем виде сопутствующий экологический или социальный эффект от внедрения нового товара определяется по формуле:
ЭconTt = (Рсnt - Рнтt) Cедрt, (9.5)
где Рсnt - экологический или социальный показатель старого товара в году t в натуральном выражении;
Рнтt – то же нового товара;
Cедрt – стоимостная оценка единицы показателя Р.
При выполнении расчетов по формулам (9.1) – (9.5) обязательно следует учитывать фактор времени через коэффициент дисконтирования (в дальнейшем при расчетах процентная ставка дисконтирования применяется равной 0,1).