История развития организационных форм обучения
Организационная форма обучения - это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами и видами деятельности учащихся. Организация обучения преследует цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельности со стороны учителя. Построенная на оптимальном сочетании компонентов процесса как целостной динамической системы, она способствует его результативности. Организация обучения предполагает конструирование конкретных форм, которые бы обеспечили бы условия для эффективной учебной работы учеников под руководством учителя.
Классификация форм организации обучения.
1. Самой старой формой учебного процесса, берущей свое начало в глубокой древности, является индивидуальная форма обучения. Суть ее заключается в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально, в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, оказываемая ученику через изучения им учебника, автором которого являлся сам учитель. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности обучаемого. Недостатки – неэкономичность, ограниченность сотрудничества с другими учениками, что отрицательно сказывалось на процессе социализации обучаемого.
2. Начиная с 16 века появляется новая форма организации учебного процесса – индивидуально-групповая.Учитель ведет занятия с целой группой разновозрастных детей, уровень подготовки которых различен. В силу этого учитель работал с каждым учеником отдельно.
3. На рубеже 15 и 16 столетий в Европе наблюдается всплеск новых потребностей в образовании, под влиянием различных отраслей, ремесел и торговли. Возникла концепция коллективного обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризировалась в 17 веке Яном Амосом Коменским. В настоящее время эта форма организации обучения, претерпевшая значительную модификацию и модернизацию, является преобладающей в школах мира, несмотря на то, что и классу, и уроку как дидактическим понятиям уже более 350 лет.
Суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы. Важнейшие особенности это системы являются:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию;
- основной единицей занятий является урок, который посвящен одному учебному предмету:
- работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующих класс.
Достоинства классно-урочной системы:
- четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения.
Недостатки: ориентация в основном на среднего ученика, которая создает непосильные трудности для самого слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; отсутствие организации общения между старшими и младшими учащимися. Классно-урочная система навязывает учащимся искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания.
Модифицированные классно-урочные системы организации обучения: нте-ланкастерская система взаимного обучения ( не получила широкого применении); батовская система (уроки + индивидуальная работа с отстающими, с ними работал помощник учителя); маннгеймская система – дифференцированный отбор в классы, основные, малоспособных, вспомогательные для умственно отсталых, «переходные» для одаренных. Подвергается критике со стороны психологов и педагогов. В реальной действительности – специализированные школы для особо одаренных детей.; система «Дальтон-план», именуемой лабораторной или системой мастерских. Суть – приспособление темпа работы в школе к возможностям каждого ученика, его способностей., центральной деятельностью становится самостоятельная учебная деятельность ученика.; план Трампа. Суть – максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости форм его организации. Сочетание занятий в больших аудиториях (лекции – 40%) и малых группах – 20%, индивидуальные занятия в кабинетах и лабораториях – 40 % времени. Состав малых групп непостоянен, он может меняться, классы отменяются. На Западе в развитие плана Трампа появились так называемые «неградуированные классы:» ученик по одному предмету может учиться по программе пятого класса, а по другому предмету быть в третьем классе.
Т.О. идут попытки усовершенствования классно-урочной и других систем организации обучения, предпринимаются поиски форм обучения в направлении индивидуализации, технизации и технологизации обучения.
2.Урок – основная форма организации обучения экономике в современной школе.
Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Цели урока ставятся в соответствии с целями обучения, результатом педагогической деятельности является уровень обученности, развитости и воспитанности учащихся.
Типология и структура уроков. Данной проблематике посвящено много научных работ., и тем не менее и на сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике. Классификация уроков по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся., в соответствии с этим подходом выделяют пять типов уроков: уроки изучения нового материала, уроки совершенствования знаний, умений и навыков, уроки обобщения и систематизации, комбинированные уроки, уроки контроля, коррекции знаний, умений и навыков.
· Урок изучения нового материала. Целью данного урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого учащиеся должны подключиться к решению таких дидактических задач как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию ценностных ориентиров. Наиболее приемлемы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего классов, так именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупно-блочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.п. Отсюда и виды уроков, применяемые в рамках этого типа уроков, являются весьма разнообразными: урок-лекция, урок-семинар, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
· Урок совершенствования знаний, умений и навыков.Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение знаний, б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний, в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, г) формирование умений и навыков, д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствование знаний , умений и навыков. Уроки-самостоятельных работ (репродуктивногоьтипа – устных или письменных упражнений), б) урок – лабораторная работа, в) урок практических работ, г) урок-экскурсия, урок-семинар.
· Урок обобщения и систематизации нацелен на решение двух основных дидактических задач – установления уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по основным вопросам программы, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения.
· Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру являются:
а) организация учащихся к занятиям;
б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности
всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов
деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изученного материала на текущем
уроке;
в) введение учителем нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;
г) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;
е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.
· Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей..