Тема 8. Типология рыночных структур
Совершенная конкуренция
Классификационные признаки типов рыночных структур.Отрасль – это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой. Рыночная структура – это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обуславливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли. Основные факторы, определяющие тип отраслевого рынка: 1) количество продавцов и рыночные доли фирм (степень концентрации производства); 2) степень схожести продукции разных продавцов (стандартизированная и дифференцированная продукция; 3) степень рыночной власти (определяется степенью контроля производителя над ценами, характером поведения фирм и условиями вступления в отрасль и выхода из нее). Основные типы рыночных структур: 1) совершенная (чистая) конкуренция; 2) монополия; 3) монополистическая конкуренция и 4) олигополия. Классификационные признаки типов рыночных структур. Вектор усиления рыночной власти (совершенная конкуренция ® монополистическая конкуренция ® олигополия ® монополия). Частные типы рыночных структур (монопсония, двухсторонняя монополия, дуополия, дуопсония).
Конкуренция: сущность, виды, последствия.Сущность конкуренции. Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция – это теоретическая абстракция. Движущие силы конкуренции – совокупность факторов, определяющих условия получения фирмами прибыли и интенсивность их соперничества за рынок. Конкурентная среда любого отраслевого рынка формируется под влиянием пяти основных сил, определяющих интенсивность конкуренции (концепция М. Портера): 1) конкурентная сила отраслевых производителей; 2) конкурентная сила покупателей; 3) конкурентная сила поставщиков; 4) конкурентная сила потенциальных конкурентов и 5) конкурентная сила товаров-заменителей. Движущие силы конкуренции. Конкурентная стратегия – деятельность фирмы, направленная на приобретение и удержание конкурентных преимуществ в отношении конкурирующих с ней фирм: 1) стратегия лидерства по низким ценам; 2) стратегия дифференциации продукта; и 3) стратегия конкуренции на основе рыночной ниши.
Особенности чистой конкуренции.Основные определяющие особенности чистой конкуренции: 1) бесконечнобольшое число продавцов; 2) бесконечнобольшое число покупателей; 3) стандартизированная продукция; 4) свободное вступление и выход из отрасли; 5) каждая фирма производит малую часть общего продукта отрасли и т.о. контроль над ценой не существует; 6) т.к. продукция однородна, практически не существует неценовой конкуренции; 7) равный доступ ко всем видам информации.
Общий (валовой), средний и предельный доходы в условиях чистой конкуренции.Общий доход (TR). Средний доход (AR). Предельные доход (МR). Условие P=AR=MR. Графики TR, AR, МR и спроса в условиях совершенной конкуренции.
Максимизация прибыли (два подхода) и минимизация убытков фирмы в условиях краткосрочного периода.Для получения максимальной прибыли нужно производить и реализовывать оптимальный объем продукции. Сопоставление общего дохода и общих издержек. Условие максимизации прибыли (TR–TC)® max.
Сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Условие максимизации прибыли (МR=МC=Р). Поведение фирмы, максимизирующей прибыль, описано в таблице 1.
Таблица 1 – Поведение фирмы при различных соотношениях предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC)
MR>MC | MR=MC | MR<MC |
Прибыль возрастает | Прибыль достигает максимума | Прибыль сокращается |
Фирма увеличивает выпуск продукции | Фирма не изменяет объем выпуска, так как он находится на оптимальном уровне | Фирма сокращает выпуск продукции |
Минимизация убытков. Если AТC>P>AVC, объем производства, при котором Р=МС, позволяет фирме минимизировать ее убытки. Если Р AVC, то конкурентной фирме целесообразнее прекратить производства. Модифицированное правило определения оптимального объема производства в условиях совершенной конкуренции: MR=MC (при P> AVC).
Предельные издержки и кривая предложения в краткосрочном периоде.Отрезок кривой предельных издержек фирмы, который лежит выше ее средних переменных издержек, является кривой ее предложения в условиях краткосрочного периода.
Равновесие фирмы и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах.Краткосрочное равновесие фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции.Цена продукта в краткосрочном периоде – заданная величина для отдельной конкурентной фирмы, но в то же время планы предложения всех конкурентных производителей как группы – основная детерминанта цены продукта.
Долгосрочное равновесие. Особенности долгосрочного периода (изменение производственных мощностей и числа фирм в отрасли). Цена продукта в долгосрочном периоде будет в точности соответствовать точке минимума средних валовых издержек фирмы и производство придется на ту же точку.
Предложение отрасли с постоянными издержками. Предложение отрасли с переменными издержками.
Общее долгосрочное равновесие. Эффективность распределения ресурсов (Р=МС). Производственная эффективность (Р=АТС).
Преимущества и недостатки чистой конкуренции.
|