Определение экономической эффективности от использования оператором инновационной цистерны
Имеет место ситуация, когда оценить доходы оператора подвижного состава – собственника цистерн, обусловленные осуществлением инвестиционного проекта, по сути не требуется, так как они по вариантам характеристик цистерн совпадают, но различаются затраты единовременного характера и текущие затраты по годам расчетного периода. В таком случае анализу достаточно подвергнуть соответствующие расходы. Если рассчитывать приведенные затраты по каждому инвестиционному проекту, то приемлемым будет проект, имеющий меньшую их величину. Приведенные затраты рассчитываются по формуле:
, (66)
где Сi - сумма единовременных и текущих затрат оператора по годам;
r – величина нормы дисконта.
Если необходим учет риска, то в этом случае корректируется норма дисконта. Рискованность затратного инвестиционного проекта означает, что затраты по нему могут увеличиться по сравнению с запланированными затратами. Иными словами, учет риска означает повышение суммы приведенных затрат по проекту за счет уменьшения, обычно на 3 процентных пункта, относительно альтернативного варианта значения нормы дисконта.
Результаты расчетов стоимостных показателей при оценке экономической эффективности для оператора приобретения инновационных цистерн свести в таблицу по следующей форме:
№п/п | Наименование показателей | Ед. измерения | Величина по варианту | |
базовому | инновационному | |||
1. | Инвестиции в приобретение цистерн | Млн.руб. | ||
2. | Сумма годовых платежей перевозчику (РЖД) за перевозку нефтепродуктов | Млн.руб/год | ||
3. | Сумма годовых платежей перевозчику (РЖД) за пробег порожних цистерн | Млн.руб/год | ||
4. | Годовые издержки оператора за выполнение сторонними организациями периодических и неплановых ремонтов цистерн | Млн.руб/год | ||
4. | Годовые издержки оператора за выполнение сторонними организациями периодических и неплановых ремонтов цистерн | Млн.руб/год | ||
5. | Налог на имущество со стоимости цистерн | Млн.руб/год | ||
6. | Всего текущих расходов оператора | Млн.руб/год | ||
7. | Приведенные затраты оператора за расчетный период: -с учетом дополнительного риска по инновационному варианту *) -без учета дополнительного риска по инновационному варианту | Млн.руб. за расчетный период |
*) Норма дисконтирования для базовой цистерны равна 0,1
Инвестиции в приобретение цистерн (Кваг) рассчитываются по ф-ле:
Кваг = nинв * Цваг, (67)
где : nинв – инвентарный парк цистерн для освоения заданного грузооборота, ваг/год;
Цваг – цена цистерны, млн. руб./ваг, равна 1680000 руб. для базового варианта; для инновационной цистерны выше – пропорционально ее коэффициенту эксплуатационной эффективности, увеличенному на 20% в связи с усложнением конструкции тележки
*1,2 (68)
Инвентарный парк цистерн рассчитывается по формуле:
nинв = nраб*Крем*Крез, (69)
где:
Nраб – рабочий парк вагонов;
Крем – коэффициент, учитывающий долю цистерн в ремонте, 1,04;
Крез - коэффициент, учитывающий долю цистерн в резерве по неравномерности перевозок во времени, 1,2;
nраб = Г*Lпер/Вваг, (70)
где Г*Lпер – годовой грузооборот в ткм нетто,
Вваг –годовая производительность цистерны в ткм нетто на вагон в год (формула 4, стр.10);
Г-годовой объем перевозимого груза, т (табл.2);
Lпер –дальность перевозки грузов, равная 1700 км;
Годовые издержки оператора за выполнение сторонними организациями периодических и неплановых ремонтов цистерн (Ирем) рассчитываются по формуле:
Ирем =∑Цi * Чi, (71)
где: Цi – цена соответственно деповского, капительного и непланового ремонта цистерны, тыс.руб./ед.
Чi – число, соответственно, деповских, капитальных и неплановых ремонтов цистерн в год, ед.
Число деповских ремонтов определяется исходя из общего пробега вагонов за год и нормы пробега вагонов между деповскими ремонтами, которую принимаем равной 160000 км для базовых цистерн и 500000км для инновационных.
Годовая программа деповского ремонта составит:
, (72)
где ;
nlДР - пробег вагона между деповскими ремонтами.
Число капитальных ремонтов определяется исходя из инвентарного парка цистерн и нормативного периода между капитальными ремонтами - через каждые 10 лет при сроке полезного использования 32 года:
, (73)
Число неплановых ремонтов цистерн по программе ТР-2 определяется как произведение рабочего парка цистерн на параметр потока отказов, характеризующий среднее количество ТР-2, приходящееся в год на один вагон:
, (74)
Сумма годовых платежей оператора перевозчику (РЖД) за перевозку нефтепродуктов (Ипер) рассчитывается по ф-ле:
Ипер = Тгр *Г*К1*К2*К3*К4*К5, (75)
где: Тгр – провозная плата, руб/т. Принимается согласно Прейскуранту №10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые РЖД» по тарифной схеме 19, ТР №1, ч.2, в зависимости от расстояния перевозки нефтепродуктов (равно 1700км);
Г – количество отправленных (перевезенных) за год т груза;
К1 – коэффициент, учитывающий тарифный класс перевозимого груза; равен 1 для второго и 1,74 для третьего тарифного класса;
К2 –дополнительный поправочный коэффициент, принимается по табл.4 приложения 3, равен, например, 1,08 (для керосина); позволяет учесть динамику транспортной составляющей в цене «франко-потребитель» перевозимого груза;
К3 - коэффициент, учитывающий размер грузовой отправки; для отправительского маршрута с распылением составляет 0,95 - согласно табл. 5 приложения 4 (при расстоянии перевозки 1700 км);
К4 - коэффициент индексации, учитывающий инфляционные процессы в экономике, принять в 2013г. равным 3 относительно 2003г., к экономической конъюнктуре которого относятся тарифы Прейскуранта №10-01:
К5 - понижающий коэффициент, применяется только по варианту инновационных цистерн, учитывает эффект от снижения нагрузки на инфраструктуру РЖД при эксплуатации инновационных цистерн. Его величина подлежит обоснованию в данной работе.
Сумма годовых платежей перевозчику (РЖД) за пробег порожних цистерн (Ипор) рассчитывается по ф-ле:
Ипор = Тпор *П*Чос * К3*К4*К5, (76)
где: Тпор – провозная плата за порожний пробег вагона с учетом расстояния, руб/ось. Принимается согласно Прейскуранту №10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые РЖД» по тарифной схеме 25, ТР №1, ч.2, в зависимости от расстояния перевозки нефтепродуктов, которое равно 1700км;
П – количество отправленных (перевезенных) за год порожних цистерн; равно количеству отправленных груженых цистерн;
Чос – число осей в цистерне;
К3 - коэффициент, учитывающий размер грузовой отправки; для отправительского маршрута с распылением составляет 0,95 - согласно табл. 5 приложения 4( при расстоянии перевозки 1700 км);
К4 - коэффициент индексации, учитывающий инфляционные процессы в экономике, принять в 2013г. равным 3 относительно 2003г., к экономической конъюнктуре которого относятся тарифы Прейскуранта №10-01:
К5 - понижающий коэффициент, применяется только по варианту инновационных цистерн, учитывает эффект от снижения нагрузки на инфраструктуру РЖД при эксплуатации инновационных цистерн. Его величина подлежит обоснованию в данной работе.
П – количество отправленных (перевезенных) за год порожних цистерн, равное количеству отправленных груженых цистерн, рассчитывается по ф-ле:
(77)
где: Рст - средняя статическая нагрузка грузового вагона, рассчитана выше;
Г – количество перевезенных тонн груза в год.
По результатам расчетов сделать выводы о целесообразности внедрения вагона с предлагаемыми техническими характеристиками с точки зрения экономических интересов РЖД и потенциального собственника.