Основні причини настання кризи у Дж. М. Кейнса та шляхи виходу з нього
Была поставлена главная проблема воспроизводства — проблема реализации, особенно остро вставшая во время «великой депрессии».
Но для решения проблемы реализации необходимо было обнаружить не только те факторы, которые ведут к кризису, но и те, которые позволяют выйти из него, не прибегая к постороннему влиянию, лежащему за пределами экономики. На протяжении XIX и XX веков.
Кейнсианство полагало, что кризисы органично присущи капитализму из-за постоянного «недопотребления», но для их преодоления необходимо привлекать факторы, лежащие вне экономической системы. К этому направлению в определенной степени принадлежал и Кейнс, хотя критиковал теорию недопотребления неоднократно.
Решение этой проблемы возможно лишь на пути создания теории экономического цикла не только для классического капитализма свободной конкуренции, но и для условий XX века, когда экономическая, товарная система претерпела существенные эволюционные изменения в направлении своего постепенного подрыва и преодоления.
При постановке проблемы выхода из кризиса Кейнс поднимает и вопрос ликвидации безработицы; и с помощью опять-таки неоклассического аппарата предельных величин определяет возможность осуществления полной занятости в зависимости от предельной производительности труда.
4. Складіть таблицю основних даних, що характеризують розвиток економіки США (1870-1914рр.) за схемою: промисловість, сільське господарство, торгівля (15б.)
В конце XIX и начале XX в. Соединенные Штаты переживают подъем В своем экономическом развитии и выходят на первое место в мире. К началу 70-х гг. XIX в. США уже заняли свою -современную территорию на континенте, истребив и вытеснив с нее индейские племена. Победа капиталистического Севера над рабовладельческим Югом открыла эти земли для ускоренного развития капитализма.
В США начал быстро расти емкий внутренний рынок. Главную роль -в его формировании сыграла проводившаяся по Гом-стед-акту 1862 г. бесплатная раздача «свободных» земель, захваченных у индейцев.
Победил фермерский путь развития капитализма в сельском хозяйстве.
Дешевизна земли и практическое отсутствие ренты обусловили -высокую конкурентоспособность экспортируемых из США пшеницы и мяса. Они в больших количествах шли на экспорт. Фермеры получали высокие и стабильные доходы. Благоприятным для них было также создание в стране системы зернохранилищ-элеваторов. Сдавая урожай на элеватор, фермер получал возможность выждать благоприятную конъюнктуру, выгодные условия сбыта, и кредитования. образовался большой внутренний рынок, отличавшийся высокой платежеспособностью. Его основу составляли фермеры. Всевозрастающая армия наемных рабочих постоянно пополнялась иммигрантами. Сохранившаяся вплоть до начала XX в
Железнодорожное строительство предъявило спрос на продукцию тяжелой про-мьниленности, прежде всего сталелитейной. Усиливался и рост машиностроения для легкой промышленности, сельского хозяйства. Это привело к возникновению предпосылок для опережающего роста производства средств производства.
Капиталистическому развитию способствовала ликвидация системы рабовладения в южных штатах. Продолжавшаяся на Юге до 1877 г. диктатура северной буржуазии привела в основном к ликвидации старых плантаций. Значительную часть земли разорившихся плантаторов скупали по низким ценам капиталисты Высоким темпам экономического развития США благоприятствовало отсутствие больших военных расходов. Окруженные более слабыми государствами, США пока довольствовались разграблением западных земель, экспансией внутреннего колониализма.
Аграрное развитие. Важной основой экономического подъема было бурное развитие капитализма в сельском хозяйстве. «Основой капиталистического земледелия становится свободный фермер 1870— 1900 гг. в обработку были вовлечены новые земли, превосходящие всю площадь Германии, Франции и Англии, вместе взятых. Площадь обрабатываемой земли увеличилась Начали применяться сельскохозяйственные машины, особенно в районах Дальнего Запада, где сложились крупные фермы. На поля поступали паровые плуги, бороны и жатки.Постепенно шло классовое расслоение фермерства. Оно стимулировалось аграрным .кризисом, затронувшим и Америку, ибо с 80-х гг. началась конкуренция с дешевым русским зерном на -рынках Европы. Цена на пшеницу упала с 1866 по 1889 г. более чем в два раза, и это не компенсировалось ростом производительности труда в земледелии. Началось массовое разорение мелких фермерских хозяйств. В 1880 г. уже 25% фермеров 'были арендаторами. в широких масштабах применявших наемный труд и машинную технику. В 1900 г. 17% хозяйств располагали более чем половиной обрабатываемой земли. Аграрный кризис был преодолен к 1900 г. путем структурной перестройки сельского хозяйства. Важное место в нем заняло молочное животноводство, птицеводство и другие отрасли, непосредственно работающие на городской'рынок. Но новые формы сельскохозяйственного производства требовали специфических капиталистических методов хозяйствования, усиливали зависимость фермеров от капитала
Железнодорожное строительство - фермы с самого начала работали на рынок, для вывоза их продукции необходимы были современные пути сообщения. Были построены 4 трансконтинентальные линии: в 1869, 1881, 1882 и 1893 гг. Почти половина всех железных дорог в мире приходилась на США. Железнодорожное строительство повлекло важные последствия. Во-первых, была создана инфраструктура, окончательно связавшая в единое целое внутренний рынок, упрочившая межрайонную и межотраслевую специализацию. Во-вторых, железнодорожное строительство способствовало подъему металлургии и транспортного машиностроения. Особенно это проявилось тогда, когда чугунные рельсы начали заменять стальными. Железнодорожное строительство предъявляло настолько большой спрос на рельсы, что, несмотря на огромный рост металлургии и высокие ввозные пошлины, вплоть до 90-х гг. стальные рельсы еще частично импортировались из Англии.
Важным результатом железнодорожного строительства было накопление капитала акционерных компаний, бравших подряды на строительство трансамерикаяских дорог. В железные дороги были вложены самые крупные капиталы. Около половины их составляли иностранные инвестиции, в основном английские. Железнодорожное .строительство способствовало образованию сверхкрупных состояний, которые послужили основой для возникновения финансовой олигархии.