Тема 10. Технология найма, отбора, приема, деловой оценки персонала
Понятие найма персонала. Права наемного работника. Внутренние и внешние источники найма персонала. Формы и методы найма персонала.
Понятие отбора персонала. Процедура отбора персонала. Критерии отбора. Методы отбора персонала. Особенности рекруитмента в России.
Понятие подбора и расстановки персонала. Принципы подбора персонала. Задачи подбора и расстановки персонала.
Подбор и расстановка персонала. Цели и принципы подбора персонала. Задачи подбора и расстановки персонала. Методы подбора и расстановки персонала. Показатели, определяющие подбор и расстановку персонала.
Деловая оценка персонала, ее сущность и виды. Этапы деловой оценки персонала. Основные показатели деловой оценки. Методы деловой оценки персонала.
Роль профориентационной работы в выборе индивидом трудовой деятельности. Формы профориентационной работы: профессиональное просвещение; профессиональная информация; профессиональная консультация.
Тема 11. Профессиональная и организационная адаптация персонала
Адаптация как приспособление к изменениям. Социальная адаптация, производственная адаптация. Трудовая адаптация. Субъективные и объективные аспекты профессиональной адаптации. Объективные показатели: выполнение должностных обязанностей, квалификация работника, наличие специальных знаний и умений. Субъективные показатели профессиональной адаптации: мотивы выбора профессии, карьерные планы.
Психофизиологическая адаптация. Социально-психологическая адаптация. Познавательный, практический и эмоциональный факторы социально-психологической адаптации. Организационная адаптация. Экономическая адаптация. Уровень заработной платы как фактор экономической адаптации.
Первичная и вторичная адаптация. Социализация и профессионализация как цели первичной адаптации. Цели вторичной производственной адаптации: перераспределение кадров, совершенствование производственного климата, дальнейшая социализация индивида.
Функции процесса адаптации. Уменьшение стартовых издержек. Сокращение текучести рабочей силы. Развитие позитивного отношения к работе, реализуемого в ожиданиях и удовлетворенности работой. Методы адаптации. Инструктаж и наставничество.
Регулирование адаптационного процесса. Ориентационные и адаптационные программы поддержки.
Конфликты в коллективе. Роль конфликта в управлении персоналом. Факторы, определяющие развитие конфликта в коллективе.
Тема 12. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала
Системный подход к обучению персонала. Современные методы и технологии обучения персонала. Классификация видов обучения персонала. Современные обучающие технологии. Сущность непрерывной системы обучения кадров.
Традиционные и нетрадиционные методы обучения. Внутрифирменное и внешнее обучение персонала. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы. Модульное обучение персонала.
Тема 13. Управление деловой карьерой
Понятие и этапы карьеры. Классификация карьеры. Вертикальная, горизонтальная и центростремительные виды карьеры. Основания для классификации карьеры в современной России. Субъективные и объективные условия суперавантюрной карьеры. Роль кадровых служб в обеспечении традиционной карьеры персонала. Планирование деловой карьеры. Карьера и служебное продвижение. Развитие кадрового потенциала. Анализ кадрового потенциала. Карьерограмма. Резерв кадров. Механизм служебного продвижения руководителей.
Мотивационные аспекты выбора карьеры. Основные критерии классификации карьеры. Объективные и субъективные факторы служебного продвижения. Технология карьеры.