Маркетинговое исследование. Маркетинговое исследование бывает двух видов.
Маркетинговое исследование бывает двух видов.
1. Кабинетное исследование — сбор, обработка, анализ вторичной информации. Используется для исследования общеэкономических процессов, тенденций. При этом представляется возможным оценка общей рыночной ситуации, доступность ее характеристик, дифференциация.
2. Полевое исследование — сбор, обработка, анализ первичной информации о конкретном рынке, в определенные сроки, в определенном месте. Основывается на применении специальных маркетинговых методов, приемов. Позволяет выявить конкретную рыночную ситуацию.
Приступая к маркетинговому исследованию необходимо уяснить, что нужно субъекту рынка для улучшения результатов коммерческо-хозяйственной деятельности, как определиться в целевом рынке, во внешней и внутренней среде.
Процедура маркетингового исследования, состоящая из комплекса последовательных действий, может быть представлена следующим образом (рис. 2.4):
Рис. 2.4. Этапы маркетинговых исследований
Определение рыночной проблемы — определение целей (зависит от фактически сложившейся рыночной ситуации), проблематики, содержания предмета исследования, постановка задачи в пределах данного исследования, замысла, обоснование необходимости проведения исследования, обозначение проблем, объектов, круга конкретных вопросов, подлежащих исследованию.
Разработка порядка исследования — установка вероятностного предположения относительно сущности и путей решения рассматриваемых рыночных ситуаций, в результате чего определяются рынки и направления всей разработки, оговариваются решаемые задачи, указываются предполагаемые результаты, рассчитывается смета проведения исследования.
Выбор и сбор информации — определение требуемых исходных материалов, установление источников вторичной и первичной информации, разработка методов ее сбора, непосредственный сбор всех данных.
Обработка и анализ информации — отбор, оценка, ранжирование собранных данных, применение соответствующих методов исследования.
Обобщение результатов и подготовка отчета — определение позитивных и негативных моментов коммерческо-хозяйственной деятельности субъекта рынка, подготовка обоснованных рекомендаций по совершенствованию этой деятельности, составление отчета по маркетинговому исследованию, который передается руководству предприятия, организации, другим заинтересованным лицам.
Результаты исследования должны представляться в виде краткого четкого общедоступного изложения существа исследования либо полного научного отчета, содержащего в наглядной и систематизированной форме схему исследования, детально обоснованные выводы и рекомендации.
Принятие маркетинговых решений — с учетом рекомендаций руководство предприятия, организации совместно с маркетинговой службой принимают соответствующие маркетинговые решения по устранению выявленных при анализе недостатков в коммерческо-хозяйственной деятельности, расширению и развитию позитивных моментов и тенденций с целью обеспечения более эффективной дальнейшей работы.
В рыночных отношениях маркетинговому исследованию подлежит широкий круг субъектов и объектов — участников этих отношений, а значит охват направлений маркетингового исследования достаточно обширен и разнообразен (табл.2.1).
Маркетинговым исследованиям по всем направлениям присущи свои принципы, этапы, методы и приемы.
В маркетинге нет стандартной программы исследования, что заставляет искать пути, сообразуясь с конкретной рыночной ситуацией, складывающимися коммерческо-хозяйственными связями, средствами исследования, квалификацией маркетологов, наличием соответствующей информации и т.д.
Таблица 2.1.
Направления маркетинговых исследований
№ | Направление (объект) исследований | Вопросы исследования |
Рынок | Коньюктура Структура, география Емкость Способы ведения конкурентной политики Выбор целевых рынков и рыночных «ниш» Прогноз объема рынка | |
Товар | Ассортимент Позиционирование Соответствие требованиям покупателей, законодательным нормам и правилам Качество Конкурентоспособность Потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов Соответствие упаковки, маркировки уровня сервиса современным рыночным требованиям Генерация идей о новых товарах Реакция потребителя на новый товар | |
Потребители | Обеспеченность товарами Структура и тенденции потребления Побудительные факторы при выборе и приобретении товара Тенденции и прогнозирование ожидаемого спроса на товарную продукцию Моделирование поведения потребителей на рынке | |
Конкуренты | Выявление потенциальных конкурентов Занимаемая конкурентами доля рынка Определение материального, финансового потенциала конкурентов Реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов Сильные и слабые стороны конкурентов Действия конкурентов на рынке Возможность сотрудничества и кооперации с потенциальными конкурентами | |
Цены | Поведение и реакция покупателей относительно цен Взаимосвязь между ценой на товары и спросом Факторы, влияющие на величину цен Прогнозирование ценовой политики для разных стадий «жизненного цикла товара» | |
Товаро-продвижение | Сравнение различных систем товаропродвижения Местонахождение товаропроизводителей, посредников, торговцев, конкурентов, потенциальных потребителей Расположение оптовой и розничной торговли Возможности транспортных коммуникаций Расположение, состояние, технологический потенциал складского хозяйства | |
Коммуника-тивные связи | Состояние, развитие, эффективность рекламы Формирование спроса на товарную продукцию Методы и приемы стимулирования сбыта (продаж) Организация и ведение личных продаж товара Организация и ведение связей с общественностью | |
Инфраструтура товарного рынка | Торговые предприятия и организации Коммерческо-посреднические организации Организации по оказанию услуг Информационные организации Финансовые организации Юридические организации Контролирующие организации Организации по трудовому обеспечению Транспортная система Складское хозяйство Система связи Топливно-энергетический комплекс | |
Внутренняя среда | Система и организация управления Финансовая устойчивость и платежеспособность Инновационная политика Уровень и объем НИОКР Степень информационного обеспечения Количественный, структурный, профессиональный состав кадров управления и производства Прибыльность и рентабельность | |
Организация торговли | Целевой рынок Емкость рынка Формы торговли Методы и приемы торговли Услуги, оказываемые торговыми предприятиями Соотношение между складской и транзитной товарной реализацией Управление товарными запасами Численность, структура, классификация торгового персонала Мнения посредников, потребителей о деятельности торгового предприятия Количество, структура потенциальных потребителей Лизинг, рассрочка и другие формы кредита Использование основных фондов и оборотных средств Издержки обращения | |
Посредники | Достоинства, недостатки Имидж, репутация в текущем и прошлом География обслуживаемых товарных рынков Отношения к товаропроизводителям Обслуживаемые сегменты рынка Закупочное поведение Компетентность торгового персонала Прибыль, полученная от коммерческого контракта с конкретным посредником |
Маркетинговые исследования нацелены, как правило, на определение и решение какой-либо конкретной проблемы, вытекающей из главной задачи коммерческо-хозяйственной деятельности субъекта рынка. В маркетинговом исследовании существует понятие «целевой рынок» — точка маркетинговых интересов, привлекательный участок рынка, на котором сосредоточиваются исследования. Иначе, это самая подходящая и выгодная часть конкретного рынка, на которую направляется маркетинговая деятельность. Выделение целевых рынков проводится на основе агрегированного и дифференцированного подходов. Последнее определяет дифференциацию рынка в зависимости от различных факторов, т.е. раздробление рынка с учетом интересов, возможностей всех его частей — сегментов.
Каждое производственное и торговое предприятие сознает, что в практике товары не могут нравиться сразу всем потребителям, кроме того, спрос на товары неоднозначен во времени и пространстве. Поэтому производителю целесообразно сосредоточиться на коммерческом обслуживании определенных частей (участков) рынка, с которыми реально можно эффективно сотрудничать.
Сегмент рынка представляет собой особым образом выделенную часть рынка, группу товаров, потребителей, имеющих определенные общие признаки.
Сегментация рынка — это разбивка рынка на участки — сегменты (ассоциируется с окружностью) по различным признакам.
Смысл сегментации состоит не только и не столько в том, чтобы выделить какие-то особые группы потребителей, а в создании товара со своими отличиями и ориентированного на конкретный сегмент рынка, т.е. в том, чтобы найти тех, кто в настоящее время или в будущем предъявляет соответствующие требования к данному товару и проявляет интерес к нему.
Маркетинговая сегментация рынка нацелена на:
• ориентацию исследования на конкретный круг потребителей;
• наилучшее удовлетворение нужд и потребностей конкретных субъектов рынка;
• подгон товара под мнения и предпочтения возможных покупателей;
• выявление конкурентоспособности товара и его производителей;
• тактическое решение проблем конкурентной борьбы путем перехода в неосвоенный сегмент рынка;
• рационализацию товаропродвижения.
Объектом сегментации могут быть предприятия — конкуренты, посредники, продукция; но в практике им чаще всего являются потребители.
На товарном рынке сформировались критерии и признаки сегментации.
Критерии сегментации (показатель того, насколько удачно выбран тот или иной рынок для маркетинговой деятельности) включают:
• существенность сегмента (определение прочности выделенной группы потребителей, устойчивы ли ее потребности в отношении товара);
• количественные границы сегмента (сколько товаров и какой стоимости могут быть на нем реализованы, скольким реальным и потенциальным потребителям);
• доступность сегмента (возможность формирования каналов распределения и сбыта товарной продукции, наличие и состояние складского хозяйства, транспортных коммуникаций);
• информационная насыщенность сегмента (возможность получения нужной рыночной информации для создания банка данных по сегменту);
• защищенность от конкуренции (правильная оценка собственных шансов на коммерческий успех в данном сегменте, при объективном взвешивании возможности конкурентов);
• прибыльность сегмента (прирост общей массы прибыли, соответствие нормы прибыли, дохода на вложенный капитал);
• признаки сегментации (показатель способов выделения данного сегмента на товарном рынке).
В качестве примера рассмотрим сегментацию рынка товаров:
а) потребительских,
б) производственных.
Потребительские товары могут сегментироваться по следующим признакам (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Признаки сегментации потребителей товаров потребительского назначения
I. Географический признак
1. Регион (Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Поволжский и др.).
2. Административное деление (республика, край, область, район и т.п.).
3. Город (население до 20 тыс. чел.; 20—50 тыс. чел.; 50— 100 тыс. чел.; 100 — 600 тыс. чел.; 600 тыс. чел. — 1 млн чел.; 1— 3 млн чел.; свыше 3 млн чел.).
4. Сельская местность (отдаленная и близлежащая от административного центра).
5. Транспортные коммуникации (железнодорожная магистраль, автодороги и их классность, судоходные реки).
6. Климат (умеренно континентальный, континентальный, арктический, субтропический).
II. Демографический признак
1. Возраст (до 6лет, 7—11лет, 12—20лет, 21—25лет, 26— 35 лет, 36—50 лет, 51—60 лет, 61—66 лет, свыше 66 лет).
2. Пол (мужской, женский).
3. Семейное положение (молодые одинокие, молодые семейные без детей, молодые семейные с детьми, средневозрастные семейные, пожилые семейные, пожилые одинокие).
4. Размер семьи (1—2 чел.; 2—3 чел.; 3—4 чел.; 5 и более чел.).
5. Уровень ежемесячных доходов на одного человека (до 500руб.; 500-1000 руб.; 1000-1500 руб.; 1500-2500 руб.; 2500-3500 руб. и выше).
6. Уровень образования (начальное, среднее и неполное среднее, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее, ученая степень).
7. Профессия (рабочие, ИТР, преподаватели школ, колледжей, ВУЗов, научные работники, деятели культуры и искусства, военнослужащие, профессиональные спортсмены, командиры и бойцы правоохранительных органов и др.)
8. Религия (православные, мусульмане, католики, протестанты, буддисты и др.)
III. Психографический признак
1. Стиль жизни (молодежный, спортивный, богемный, элитарный и др.).
2. Личные качества (индивидуализм, групповая мотивация, честолюбие, амбициозность, авторитарность и т.п.).
3. Социальный статус (неимущие, среднего, выше среднего, высокого, очень высокого достатка).
IV. Поведенческий признак
1. Степень случайности покупок (приобретение товара носит случайный характер, иногда случайный характер, равномерно спланированный характер).
2. Поиск выгод на рынке (товаров высокого качества, хорошего обслуживания, более низкой цены).
3. Степень нуждаемости в товаре (нужен постоянно, время от времени, никогда не требуется).
4. Эмоциональное отношение к товару (энтузиаст, положительное, безразличное, негативное, враждебное).
Сегментация рынка товаров производственного назначения также обладает своими особенностями. Основные акценты здесь делаются на специфике, особенностях, условиях, структуре управления производством, его материально-технической базе, технологии и организации, экологических характеристиках средств производства, экономических возможностях потребителей, составе и квалификации лиц, определяющих объемы, структуру заказов на покупку.
Сегментация рынка товаров производственного назначения проводится по признакам, приведенным на рис. 2.6.
|
|
I. Географический признак
1. Центральный район
2. Поволжье
3. Северо-Запад
4. Другие регионы страны.
II. Отраслевой признак
1. Промышленность
2. Сельское хозяйство
3. Лесное хозяйство
4. Транспорт
5. Строительство
6. Торговля
7. Другие отрасли экономики.
III. Признак сферы деятельности
1. Производство
2. НИОКР
3. Посредничество
4. Торговля
5. Другие виды деятельности.
IV. Признак формы собственности
1. Государственная
2. Коллективная
3. Частная
4. Иностранная
5. Смешанная.
V. Признак размерности деятельности
\. Крупная
2. Средняя
3. Мелкая
Практика предпринимательства показывает, что коммерческий успех субъекта рынка предопределяется не только нахождением «своего» рынка, но постоянным поиском на нем незанятого или частично занятого места в виде рыночной ниши.
Рыночная ниша — сфера коммерческо-хозяйственной деятельности с резко очерченным числом потребителей, ограниченная по масштабам, позволяющая субъекту рынка проявить перед конкурентами свои лучшие качества и преимущества.
Емкость ниши, как правило, меньше емкости целевого сегмента на рынке. Рыночная ниша обычно не имеет конкурентов, поскольку деятельность в ней осуществляется монопольно. Вместе с тем, удачная находка ниши еще не означает, что она найдена навсегда — рано или поздно появится конкурент, пытающийся «втиснуться» в эту нишу. Предпринимателю надо постоянно искать следующую нишу, расширяя сферу своей деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Сущность и назначение маркетинговых исследований.
2. Назовите принципы маркетинговых исследований.
3. Какие методы используются в маркетинговых исследованиях?
4. Значение и роль маркетинговой информации.
5. Укажите источники получения вторичной информации.
6. Назовите приемы получения первичной информации.
7. Какие виды исследования применяются в маркетинге?
8. Перечислите этапы маркетинговых исследований.
9. Назовите направления маркетинговых исследований.
10. В чем сущность сегментации товарного рынка?
11. Признаки сегментации рынка потребительских товаров.
12. Признаки сегментации рынка товаров производственного назначения.
13. В чем состоит социально-экономическая сущность рыночной ниши?