Программы и методика обучения экономики на средней ступени основной школы
Программы курса «Экономика» для средней ступени основной школы разработаны Липсицем И.В, Антоновой Л.В. для 5-6 классов. Она не носит нормативного, обязательного характера и как факультативный курс имеет возможность для гибкого реагирования на конкретные условия его проведения. Вместе с тем данная программа вполне может стать обязательным курсом. При этом заложенные в ней возможности позволяют строить весь учебный процесс, внося в него необходимые изменения как по содержанию, так и по форме. Это могут быть , например, экскурсии в Сбербанк, встречи с учеными-экономистами, бизнесменами и т.д. Очень важно учитывать возрастные особенности учащихся. Поэтому серьезные экономические понятия должны даваться в форме, доступной для восприятия детей данного возраста. Все предусмотренные данной программой понятия даны в доступной детям форме в книге И.В.Липсица «Удивительные приключения в стране Экономика» (М.:Вита-Пресс, 2000). Для учителей разработано методическое пособие «Путеводитель по стране Экономика» под редакцией Корлюговой Ю.Н. М.: ВИТА – Пресс, а также пособие для учителя автора Замек М.Я. 32 урока по экономике, М.: ВИТА – Пресс, 1995.
Необходимо отметить, что, по мнению многих учителей экономики, данная программа все же достаточно сложна для пяти или шестиклассников.
Для школьников 7- 8 классов И.В.Липсицем разработана программа « Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. Этот курс призван, с одной стороны, подгот овить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9-11 классах, а с другой сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории и описание современных способов осуществления хозяйственной деятельности. Данный курс продолжает существовавшую в дореволюционной России традицию преподавания молодежи основ не только экономической теории, но и организации хозяйственной жизни (лучшим примером такого курса является конспект лекций С.Ю.Витте, прочитанных им в 1900-1902 гг. наследнику российского престола великому князю Михаилу Александровичу. – см. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве – М.: Фонд «Начала», 1997.
Наиболее приемлемыми для данного возраста программа по экономике, разработанная авторским коллективом под руководством Сасовой И.А. Данная программа рассматривает основные содержательные линии в реализации образовательной области «Экономика» в следующей последовательности:
5 класс – экономика семьи. Обязательный минимум содержания для учащихся включает следующие элементы: моя семья, семейный бюджет, семейное хозяйство, рачительный хозяин, думающий покупатель, семья в условиях рыночных отношений
6 класс – экономика самостоятельной хозяйственной единицы (на примере экономики школы) Обязательный минимум содержания для учащихся 6 класса включает следующие элементы: самостоятельная хозяйственная единица и государство, имущество, проявление чувство хозяина.
7 класс – экономика ближайшего окружения. Обязательный минимум содержания для учащихся 7 класса включает следующие элементы: город (село), в котором я живу; хозяйство города (села) – микромодель хозяйства страны; развитие города (села, микрорайона города) в планах развития республики, страны; хозяйство города (села) в системе рыночных отношений; перспективы профессионального самоопределения в условиях города (села)
8 класс – личность и экономика. Обязательный минимум содержания для учащихся данных классов включает следующие элементы: экономические модели общества, экономическая деятельность, экономические отношения; личность в системе экономических отношений, основы самоменеджмента; понятие о коммуникативной культуре личности.
9 класс – поскольку содержание экономического образования на завершающем году основного общего образования обобщает ранее полученные знания, оно включает несколько образовательных линий:
- мир экономики: организация экономики; рынок, спрос и предложение, деньги в экономике; экономический цикл, экономические системы;
- бизнес в экономике: правовое обеспечение бизнеса; организационно-правовые формы предприятий, планирование и система учета в бизнесе.
Через все содержательные линии реализуются воспитательные задачи образовательной области «Экономика»: воспитание чувства хозяина, предприимчивости, ответственности за результаты и последствия деятельности, готовности к принятию самостоятельных решений при нравственно ценном выборе средств достижения цели, этики делового общения.
3.Содержание и структура преподавания “Экономики” в старших классах. Образовательные условия достижения экономического образования в школе.
Для среднего (полного) общего образования целью изучения «Экономики» является повышение эффективности жизнедеятельности выпускников школы в динамичных социально-экономических условиях; содействие их профессиональному самоопределению.
Образовательная функция состоит в формировании экономических знаний и умений, необходимых для успешной интеграции в социальную среду, определения своего места в структуре занятости, получения представлений о предпринимательской деятельности.
Воспитательная функция – формировать свободного человека – хозяина, умеющего прогнозировать и рассчитывать свою деятельность, оценивать ее содержание и результаты с позиций экономической целесообразности и результативности, воспитывать деловитость и предприимчивость.
Развивающая функция – развивать экономическую культуру и современное экономическое мышление.
Профориентирующая функция – обеспечивать уровень экономической подготовки, позволяющей продолжать обучение на экономических факультетах высших учебных заведений, расширять представления о профессиональной финансово-экономической деятельности.
В настоящий момент разработано достаточно большое количество авторских программ, а также проект минимума содержания по экономике для старшеклассников.
Наибольшее количество программ по экономике разработано для 9-10-11 классов, они называются по- разному: -
· Азимов Л.Б.,МГУ «Введение в экономику» (9-10 классы),
· Автономов В.С. Введение в экономику. Учебник для 9, 10 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вита-Пресс, 1998.
· «Современная экономика» - программа для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и профессионально-технических училищ, авторы – С.А.Равичев, Т.А.Протасевич, Международный центр экономического и бизнес-образования;
· Основы экономических знаний – программа для 10-11 классов с углубленным изучением экономики. Авторы – Л.Л.Любимов и Н.А.Раннева, ГУ-ВШЭ.
· Основы экономической теории – программа для 10-11 классов, лицеев и гимназий с углубленным изучением экономики. Автор – С.И. Иванов, РГПУ им.А.И. Герцена, Санкт-Петербург.
· Основы бизнеса и предпринимательства – программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор – И.В.Липсиц, ГУ-ВШЭ.
· Прикладная экономика - программа для 10-11 классов школ, гимназий, лицеев и других образовательных учреждений. Авторы – коллектив педагогов, психологов и ученых-экономистов под руководством доктора Гарольда Т.Шапиро, президента Принстонского университета , США).
В практике российских школ преобладают два основных подхода к курсу экономики для старшеклассников.
1. Бизнес-ориентированный подход. Предметные курсы, построенные в соответствии с этим подходом, имеют главным образом прикладной характер. Многие школы стали создавать так называемые школьные компании, где учащиеся пробуют себя в бизнесе. Основные категории экономики вводятся в практической ситуации. Упор делается на выработку особого экономического мышления, позволяющему небольшому кругу людей заниматься бизнесом. По данным психологической статистики не более 10% людей обладает предпринимательским талантом. Данный подход мог бы быть реализован на спецкурсе, как раз для детей, интересующихся конкретными вопросами бизнеса. Это наши будущие предприниматели – практики.
2. Академический (теоретизирующий) подход может быть реализован в престижных лицеях и гимназиях, где выпускники старших классов сориентированы на поступление на экономические факультеты в престижные вузы страны. Таких детей в общей массе немного и для них вполне подходит факультативный курс такого направления. Это будущие теоретики.
Выбор той или иной программы определяется целями и задачами образовательного учреждения, условиями, в которых работает образовательное учреждение: наличием учебно-методических пособий, подготовленных преподавателей, количеством времени в учебном плане, выделенным на изучение предмета, педагогическими технологиями и др.