Единый агрегатный показатель уровня жизни
Таблица 6. Исходные данные для задания 3
Показатели | Единицы измерения | Обозначения показателей | Варианты | ||||
1,2 | 3,4 | 5,6 | 7,8 | 9,10 | |||
1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | лет | x1 | |||||
2. Уровень грамотности взрослого населения | % | x2 (1) | |||||
3. Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений | % | x2 (2) | |||||
4. Номинальный ВВП на душу населения | долл. | - | ? | - | - | ||
5. Индекс-дефлятор ВВП | доля | - | 1,16 | 1,06 | - | 1,22 | - |
6. Реальный ВВП | долл. | - | ? | ? | |||
7. Численность населения | тыс. чел. | - | |||||
8. Индексы: а) ожидаемой продолжительности жизни при рождении | % | J(l) | ? | 0,74 | ? | 0,87 | 0,68 |
б) грамотности старшего поколения | % | J2(l) | ? | 0,95 | ? | ? | ? |
в) совокупной доли учащихся и студентов | % | J2(2) | ? | ? | ? | ? | ? |
г) реального объема ВВП на душу населения | % | J(3) | 0,95 | ? | 0,92 | ? | ? |
9. Индекс развития человеческого потенциала | % | Jрчп. | ? | 0,85 | ? | ? | 0,84 |
Определите: для вариантов 1, 2, 5, 6, 7, 8 — индекс развития человеческого потенциала; для вариантов 3, 4 — индекс реального ВВП на душу населения; для вариантов 9,10 — подтвердите правильность указанного индекса человеческого потенциала.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЮ 3
Вопрос о построении единого показателя, характеризующего народное благосостояние, в силу многоплановости экономической категории «уровень жизни», остается дискуссионным постоянно. И, тем не менее, попытки создания такого показателя не исчезают.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) предлагается специалистами Программы развития ООН в качестве агрегатного показателя уровня жизни. Индекс развития человеческого потенциала отражает важнейшие аспекты уровня жизни:
1. Ожидаемую продолжительность жизни при рождении.
2. Достигнутый уровень образования.
3. Реальный объем ВВП на душу населения.
ИРЧП рассчитывается как средняя арифметическая из индексов трех названных показателей, каждый из которых, имея свою специфику, рассчитывается по формуле:
1. J(1) - индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении имеет в качестве:
Xi - фактический уровень ожидаемой продолжительности жизни при рождении,
Xi min = 25 лет,
Xi max = 85 лет,
2. J(2) - индекс достигнутого уровня образования - это средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов:
а) индекс грамотности старшего поколения (от 25 лет и старше — это примерно 2/3 всего населения при продолжительности жизни 85 лет):
Ximin=0%, Ximax =100%;
б) индекс совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (возраст моложе 25 лет — это 1/3 всего населения):
Ximin=0%, Ximax =100%;
Тогда J(2) = 2/3 J2(1) + 1/3 J2(2) .
3. J(3) -индекс реального объема ВВП на душу населения.
Достаточным для разумно высокого уровня благосостояния в мире считается объем реального ВВП на душу населения - 5120 долл.
а) если эта величина в той или иной стране фактически выше, то это превышение дисконтируется. Тогда
Xi = X΄i +2*(Xi- X΄i) 1/2 = X΄i +2√Xi- X΄i,
Ximin = 100 долл., Ximax = 5448 долл. (дисконтированная величина в среднем для любой страны мира);
б) если эта величина в той или иной стране фактически ниже, то дисконтирование не производится. Тогда:
Xi — фактический уровень ВВП на душу населения данной страны;
Ximin = 100; Ximax = 5448.
И значит:
В итоге индекс развития человеческого потенциала рассчитывается по формуле
Этот индекс для стран с высоким уровнем благосостояния находится в пределах 0,804 - 0,950.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 3
Известно, что ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении в Японии 79 лет, а на Украине - 69. Уровень грамотности соответственно 99 и 87,5%. Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в Японии 70%, а на Украине -17,9%. Реальный ВВП на душу населения 37 850 долл. в Японии, а на Украине эта величина на 97,5% меньше.
Найдите индексы развития человеческого потенциала для Японии и Украины и сделайте вывод, в каком соотношении находится уровень жизни этих стран.
Известно, что индекс развития человеческого потенциала - это средняя арифметическая из индексов показателей:
1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении:
2. Уровень образования, который складывается из индекса грамотности старшего поколения:
и из индекса совокупной доли учащихся моложе 25 лет в численности населения:
Тогда индекс уровня образования:
т.е. J(2)1+ J(2)2;
3. Реальный доход объема ВВП на душу населения:
В итоге индекс развития человеческого потенциала:
Произведем расчеты всех этих показателей в таблице.
Таблица 7. Расчеты показателей к заданию 3 (пример)
Показатели | Обозначения показателей | Япония | Украина |
1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни | J(1) | ||
2. Индекс уровня образования: а) индекс уровня грамотности старшего населения | J2(1) | 2/3*0,99=0,66 | 2/3*0,85=0,58 |
б) индекс совокупной доли учащихся моложе 25 лет в численности населения | J2(2) | 1/3*0,70=0,23 | 1/3*0,179=0,06 |
Итого индекс уровня образования | J(2) | 0,66+0,23=0,89 | 0,58+0,06=0,64 |
3. Индекс ВВП на душу населения | J(3) | ||
Индекс развития человеческого потенциала | Jрчп |
Сделаем вывод. Индекс развития человеческого потенциала в Японии значительно превышает этот показатель на Украине. Следовательно, уровень жизни на Украине в 5,8 раза ниже, чем в Японии (2,9 / 0,5 = 5,8).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368 с.
2. Ефимова М.Р. и др. Общая теория статистики. – М.: Инфра-М, 2000. – 413 с.
3. Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е. Экономическая статистика. – М.: Инфра-М, 2003. –480 с.
4. Курс социально-экономической статистики /Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002. – 741 с.
5. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика. – М.: Юристъ, 2004. – 461 с.
6. Социальная статистика /Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 415 с.
7. Статистика /Под ред. В.Г. Ионина. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2002. – 311 с.
8. Харченко Л.П. Статистика. – М.: Инфра –М, 2000. – 310 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения…………………………………………………………………………3
Задание к контрольной работе …………………………………………………………..4
Теоретическая часть контрольной работы………………………………………………4
Практическая часть контрольной работы……………………………………………….4
Расчет относительных величин и графическое
представление статистических данных……………………………………………….…4
Расчет показателей статистики населения………………………………………………8
Единый агрегатный показатель уровня жизни………………………………………...10
Библиографический список……………………………………………………………..14