Инновационные сети – новый вид инновационной организации 2 страница
Открытость инновационных сетей матричной структуры неизбежно вовлекает в ее орбиту окружающее инновационное пространство, усиливая региональную компоненту. Это трансформирует региональные конкурентные преимущества. Последние теперь связанны с таким движением интерспецифических ресурсов, которое консолидирует скрытые, неформальные знания, компетенции, соответствующие сети. Региональные конкурентные преимущества теперь отражают не статику, а динамику региональныхфундаментальных компетенций, соответствующих технологий. Движение знаний в особом региональном информационном пространстве характеризуется синергетическим эффектом.
Закономерность. Ценность креативного нематериального актива возрастает при развитии соответствующей сети неформальных креативных отношений, коммуникаций.
Аксиома. Неформальное знание движется по неформальным коммуникациям, обеспечивающим кратчайший путь движения информации и знания, соответствующего опыта и его высокую скорость. В результате внутренние «трансакционые» издержки минимизированы.
Аксиома. Демонтаж цепочек неформальных связей, неформальных коммуникаций движения информации разрушает связность и разнообразие сетевых конструкций, а значит – основы сетевой организации.
Аксиома. Сетевой лидер – профессионал, находящийся в неформальных сетях и конструирующий их.
Аксиома. Наличие неформальных сетей является свойством живого знания и должно поддерживаться дискуссией, соответственно обменом информацией и ее интерпретаций.
Закономерность. В процессе данного обмена рождается новое явное и скрытое знание, корректируются технологические и организационные приоритеты и самоорганизуются новые неформальные сети. В неформальном информационном пространстве само движение ресурса есть процесс его взаимообогащения.
Закономерность. Высокий динамизм инновационных процессов, их междисциплинарный характер приводят к постепенному росту неформального знания и инновационного действияи при высоком уровне инновационной связности к их преобладанию над формальным. Это обеспечивает устойчивость конкурентных преимуществ и делает инновационный процесс открытым. В результате сохранить и приобрести конкурентные преимущества можно только в контуре открытого инновационного процесса, открытых инновационных сетей.
Открытые инновационные сети представлены различными степенями связности. Это может быть равноправное и разноуровневое партнерство. Открытые сети развиваются в двух плоскостях: развитие НИОКР и коммерциализация нововведений.
Аксиома. Переход к новой стадии жизненного цикла открытой инновационной сети предполагает трансформацию связности, вовлекает в нее новые действующие лица.
Закономерность. Работа в таких сетях позволяет приобрести навыки и опыт решения проектных задач. Поэтому вовлечение в такие сети региональных организаций позволяет обеспечить устойчивость регионального развития.
Аксиома. Существует два вида инновационных сетей: инновационные процессы которых вытягиваются спросом покупателя и сети, вытягивающиеся технологическим развитием, новыми технологическими реалиями (технологические сети), создающими необходимость развития собственных НИОКР.
Два вида инновационных сетей используют различные маркетинговые подходы. Сети, вытягиваемые спросом, используют маркетинг отклика, технологические – креативный маркетинг, формирующий рыночный спрос. Два вида сетей формируют различные типы инноваций. Технологические сети создают упреждающие, прерывистые высокорисковые инновации, формирующие новые сектора рынка. Это требует высокой степени связности отделов НИОКР, производства, маркетинга и финансов. Координаторами данного процесса могут быть менеджеры по новым товарам или отделы по разработке новых товаров. [6]
Сетевая региональная экономика, формирующая пространство информационного обмена, развивается по принципам самоорганизующейся диссипативной системы. В процессе такой самоорганизации информационный обмен выполняет координирующую функцию. Сообщества профессионалов, участвующие в обмене, рождают лидеров трансформации (пассионарии). Активные точки роста новых компетенций притягивают к себе традиционные массивы знания и обогащают их. В данных междисциплинарных точках обмен интенсифицируется, формируется особое интеллектуальное пространство, многомерная сеть движущихся потоков живого знания. Это создает условия для появления аттракторов. Здесь отдельные события прошлого могут опережать настоящее и «подстерегать нас из будущего». Инновационные структуры-аттракторы региона представляют будущее сложных экономических систем. Такие системы не состоятся, если изолируют себя от внешнего мира. Наличие размытых границ с внешней средой позволяет элементарной клеточки экономики войти в некое мезосообщество, в котором действует аттрактор. Перевести в новый масштаб новый бизнес-процесс помогает региональная инжиниринговая инфраструктура. Оптимально, если к базовым инновационным процессам предприятий, находящихся в точках роста мегарегиона, непосредственно подключаются элементы инжиниринговой внешней среды.
Движение технологии оптимально в среде побочных информационных потоков и «ноу-хау». Именно здесь появляются аттракторы. Вот почему сложные инновационные системы движутся по сложным траекториям, ориентируются на размытые возможные пути развития (эффект сети).
Закономерность. Основной проблемой современных инновационных сетей является нарастание процесса превращения инновационных горизонтальных связей в вертикальные, их стандартизация. В результате инновационные лидеры наделяются дополнительными рутинными бюрократическими функциями, формальные коммуникации подавляются неформальными. По мере вовлечение в масштабную сеть небольших инновационных групп нередко происходит разрушение их инновационной среды, культуры многочисленными правилами, нормами, бюрократическими установками, бюрократическим контролем. Новая система отчетности и контроля нивелирует массу инициатив и свободных контактов (внешних и внутренних).
Инновационные сети приобретают устойчивость, если успешно занимаются «привязкой и последовательным перебрасыванием потребителей». Сетевой эффект здесь проявляется в том, что потребительская лояльность одному продукту далее распространяется и да другие продукты. Продуктовая связность и продуктовая преемственность создают одну из основ расширения инновационной сети. Потребитель находится в креативном, методологическом потоке, решая свои инновационные задачи. Данная инновационная связность характерна для продуктов Microcoft и других компаний сферы IT технологий. В результате инновационная сетевая экосистема может приобретать глобальный масштаб.
Развитие инновационной региональной экономики связано с формированием качественно новых сетевых форм организации. Без них невозможно создание прорывных технологий. Данная проблема характерна для российской экономики и менеджмента. Дмитрий Санатов, руководитель проектного направления Центра стратегических разработок «Северо-запад»: «Россия почти не обладает правами на передовые технологии переработки, мы практически не вели НИОКРы в этой сфере (нефтехимия – авт.) последние два десятка лет и очень сильно отстали». [7]
Формы инновационных сетей:
- консорциум – группа организаций, имеющих общие потребности и объединяющих свой потенциал, например, в совместных НИОКР ( Semiconductor R, Bell Corp.);
- взаимное лицензирование обмена технологиями.
Развитие региона связано с действием инновационного эффекта масштаба. То, что сегодня считается незначительным, завтра может оказаться фундаментальным. Такая трансформация масштаба в при наличии инновационных финансовых механизмов, способов повышения капитализации компаний осуществляется сверхбыстро. Скорость движения информационного потока соответствует масштабу его вектора времени. Этому правилу подчиняется движение региональных экономических ресурсов. Такая иррациональность движения ресурсов позволяет наращивать скорость их движения к областям аттрактора по экспоненте.
+Закономерность. Эффект инновационного масштаба связан с открытостью инновационных комплексов, инновационных сетей. Чем выше открытость, тем больше инновационный масштаб.
+Для компаний технологического бизнеса, где крайне велики затраты на НИОКР, модернизацию, внедрению технологий и компетенций, только выход на мировые рынки может обеспечить возврат инвестиций.
+Современные исследователи рассматривают инновационную деятельности как открытый, сетевой процесс. Первые шаги в этом направление осуществлены Генри Чесборо в книгах «Открытые инновации. Создание прибыльных технологий», «Открытые бизнес-модели. Как преуспеть в новых инновационных условиях». Чесборо рассматривает практические аспекты реализации стратегии открытых инноваций. Данная методология использовалась для разработки технологических платформ – сетевой инновационной организации нового поколения.
+Согласно теории и практике открытых инноваций инновационный процесс имеет множество уровней открытости. Это открывает доступ к сети множеству разных по масштабу инновационных компаний и их подразделений, исследователей. В результате формируется особая среда, насыщенная исследовательскими и коммерческими организациями, работающими на различных стадиях инновационного цикла. В то же время, по мере перехода к новой фазе инновационного мезоцикла, происходит трансформация партнерских отношений. Так, первооткрыватели на ранней стадии берут на себя высокие риски и поэтому выделены на аутсорсинг в сеть или работают в сети изначально. Сетевое сотрудничество в открытой инновационной сети позволяет находить точки соприкосновения инновационных и коммерческих интересов игроков разного масштаба, быстрее адаптироваться к новым технологическим течениям и потребительским интересам.
+Переход от закрытой инновационной модели к открытой изменит мир. Сетевая инновационная организация переходит к более многомерной, динамичной форме развития. Цепочка создания инновационной стоимости теперь выходит за рамки отдельных корпораций. Инновационный аутсорсинг развертывает сеть инновационных отношений, включая сложные механизмы коммерциализации (в которых также назревает сетевая революция). Излишняя закрытость и засекреченность информации в сетевой экономике приводит к временным задержкам, закрытию окон возможностей и утрате конкурентоспособности. Новые подходы становятся возможными благодаря эффективным механизмам интеллектуальной собственности и появлению схем трансферта скрытого знания. Интеллектуальная собственность может развиваться в сетевой информационной экосистеме, превращается в портфельный живой сетевой актив. Теперь на первое место выходит не защита интеллектуальной собственности как актива отдельной корпорации или стратегического альянса, а инновационный выбор той части портфеля, которая соответствует сетевой бизнес-модели и той части, которая может быть реализована на внешнем инновационном рынке. Другой стратегической проблемой является обмен неявного знания, который требует новых сетевых подходов. Последние базируются на сложных междисциплинарных инновационных взаимодействиях, которые уже не вмещаются в рамки отдельных компаний.
+Закономерность. Междисциплинарные исследовательские, инновационные траектории проецируются на рыночное позиционирование инновационных компаний, кластер рыночных стратегий. Формируется новая сетевая мозаичная бизнес-структура. Узкое позиционирование отдельных компаний дополняется присутствием в различных межотраслевых точках.
+Работа исследовательских центров компаний все больше обслуживает внешний рынок, чем сами компании. Так научно-исследовательский центр Xerox PARC за последнее время продали 35 технологических проектом, многие из которых составили основу новым компаниям и направлениям бизнеса. «Общая рыночная стоимость компаний, которые появились на основе … одиннадцати проектов… в итоге в два раза превысила стоимость самой Xerox». [8] Это свидетельствует о том, что потенциальные возможности отдельных изобретений, инноваций далеко не всегда определяются компаниями-производителями. Инновационное видение формируется в компаниях внешней среды, которые имеют соответствующий опыт и потребности. Если компания готова использовать определенные интеллектуальные продукты, она должна их найти на соответствующем рынке или заказать. Такое сетевое взаимодействие позволяет рассредоточить НИОКР по сети, используя инновационный аутсорсинг. Примером данного подхода является Cisco, которая резко сократила свои собственные НИОКР, перейдя к сетевому инновационному сотрудничеству.
Закономерность. Интеллектуальная собственность современной компании приобретает сетевые качества, рассредоточившись по инновационной сети, которая не имеет четких границ.
+Сеть, построенная на атомистичных динамичных обновляющихся субстанциях, которые имеют различные жизненные цикла, позволяются использовать неопределенность как ресурс. Гигантские и механистические структуры не способны противостоять неопределенность, огораживаются от нее искусственными барьерами, консервированием искусственной среды, воспроизводством ретроспективных ритуалов. Это приводит к катастрофам, разрушающим до основания такие образования (кризис 1929- 33 годы). Сетевые структуры позволяют быстро переключать ресурсы исчезающих «атомов», открывая новые возможности. Инновационная сеть нового поколения использует инструменты, позволяющие использовать пакет меняющихся альтернатив, переключаться с одной альтернативы на другой. Именно это повышает капитализацию сети. Используются такие бизнес-модели, которые способны развиваются в среде субподрядов и аутсорсинговых контрактов, внешнего лицензирования нереализованных проектов, венчурных син-офф-компаний.
+Аксиома. Спрос на прикладные инновации является производным от спроса на фундаментальные инновации. Данная связность потребностей создает основу трансфертных сетевых отношений. Взаимодействие фундаментальных и прикладных инновационных потребностей формирует исток инновационных сетей различного масштаба.
+Речь идет о взаимодействии прорывных, новых и модификаций старых технологических потоков, составляющих основу инновационных сетей трех уровней. Движение фундаментальных технологий наиболее эффективно осуществляется в глобальных сетях (сети первого уровня), национальных/мегарегиональных (сети второго уровня) и региональных (сети третьего уровня). Наличие трех сетевых структур предполагает три разновидности синергетических эффектов в экономике. Соответственно каждый тип сети отличается не только масштабом информационных и ресурсных потоков, но и специфическими формами обмена и самоорганизации, институциональными элементами, инфраструктурой и характером трансферта технологий. В инновационном регионе по мере уменьшения масштаба плотность сети нарастает. При наличии трех уровней сетей экономика страны, региона становится инновационной – здесь формируется непрерывное, сверхплотное пространство инновационных сетей. Таким образом, развитие одновременно идет и вглубь и вширь.
Важнейшими институтами инновационных сетей первого типа являются научные школы. Они формируют информационные потоки, которые составляют одну из основ кластеров первого типа. Если научные школы разрушаются (как у нас это было с генетикой и кибернетикой), страна и регионы ограничивают возможности преумножения своих богатств.
++Аксиома. Условием создания нового технологического уклада в регионе является наличие соответствующих научных и инженерных школ, инфраструктуры преобразования фундаментального знания в прикладное, а также институтов коммерциализации новых технологий.
++Аксиома. В регионе должен осуществляться мониторинг научных школ. Разрушение последних приводит к структурной деградации и является предвестником приближающихся катастроф.
++Аксиома. Научные школы могут быть состоятельны только в глобальных исследовательских сетях и воспроизводятся только в процессе сетевого участия в международных исследовательских проектах.
По глобальным инновационным сетям могут совершать свое движение интеллектуальные продукты научных школ мирового уровня, которые в инновационной инфраструктуре адаптируются к потребностям инновационных производителей. Это формирует конкурентные преимущества первого уровня, создает новые точки роста, новые технологические уклады, мировые бренды, предприятия НТ с высоким уровнем добавленной стоимости и капитализации. Регионы, участвующие в этом, встраиваются в мировые инновационные цепочки добавленной стоимости. Это делается через участие региональных компаний в проектах глобальных инновационных сетей. Закрытость фундаментальной науки, грифы секретности, судебные акции в отношении ведущих ученых – это шаги, разрушающие конкурентные преимущества первого уровня. К тому же это затрудняет разработку видения перспективы и современных стратегий. Для того, чтобы регионы вовлек прикладную науку и инновационное сообщество предпринимателей в глобальные сети, он должен создать имидж доверия и «открыться» миру. Сети первого типа включают в себя и используют инфраструктуру коммерциализации нововведений. Финансовые потоки, которые движутся в данной инфраструктуре, отличаются долгосрочностью, наличием особых инструментов, поддерживающих перспективные в коммерческом плане инновационные проекты. В этой финансовой схеме отсутствует ключевое звено – инвестор, вкладывающий длинные деньги. А именно такой инвестор как участник рынка капитала обеспечивает длинными пассивами балансы компаний. Другими действующими лицами рынка капитала являются институты долгосрочного финансирования (страховые, пенсионные). На российском рынке доминируют инвестиционные инструменты краткосрочного характера. Это сдерживает развитие инновационных сетей первого типа.
Сети первого уровня представлены глобальными инновационными сетями, которые на основе самосовершенствующегося информационного пространства формируют сектора новых технологий и программного обеспечения. Такие сети способны набрать критическую массу человеческого и финансового капитала, создающую возможность развития и продвижения высоких технологий. Одним из примеров такой сети является Siemens PLM, использующая программное обеспечение, отработанное в Boeing и Airbus. Это также глобальные сети, связанные с междисциплинарными исследованиями космоса и окружающей среды, глобального потепления и старения населения и соответствующими им межотраслевыми взаимодействиями.
Инновационные сети второго уровня (страна, мегарегионы) подчиняются глобальным сетям. Они имеют не глобальный, но достаточно высокий макроэкономический уровень и предполагают наличие мегарегиональной инновационной инфраструктуры. В настоящее время последняя в большинстве российских регионов отсутствует. Это одна из причин отсутствия инновационных сетей второго уровня. В результате инновационные ареалы изолированы от большей части региональной экономики, инновационные комплексы лишены своей основы. Чрезмерно ограничен обмен инновационным опытом, большинство научных и инновационных коллективов работают в закрытом режиме, даже продукты, добытые методом промышленного шпионажа, не доводятся до промышленного освоения. К минимуму сводятся стажировки студентов и преподавателей в крупнейших мировых и национальных, региональных научных и инженерных центрах, существует разрыв между наукой и бизнесом. Интеллектуальные продукты не адаптируются к нуждам промышленности. Отсутствует машиностроительный инжиниринговый пояс региональной экономики. Работа предприятий с интеллектуальными продуктами институционально затруднена.
Инновационные сети третьего уровня представляют особый интерес в информационном обществе. Их появление свидетельствует о наличии непрерывного инновационного пространства региона и страны, в котором фундаментальные конкурентные преимущества реализуют себя на региональном уровне в многообразных процессах инновационной диффузии. В этих условиях региональные инновационные комплексы способны кластерной организации. Инновационные кластеры усиливают эффект инновационных аттракторов, создающие новые окна возможностей. Это является предпосылкой развития сетей третьего уровня, инновационных ареалов региона. При отсутствии данных сетей синергия индустриальных и инновационных процессов невозможна.
Предпосылкой формирования сетей третьего типа является активизация сетевых точек роста – совокупности контрагентов сети, обеспечивающей высокую динамику экономического роста в регионе. В них присутствуют компании-газели. Это – локализованное пространство, насыщенное предпринимательскими инициативами, организационными инновациями. В точках роста развиваются новые региональные цепочки ДС. Поскольку они характеризуются высокой степенью неопределенности, вертикальные отношения здесь имеют ограниченный характер, излишняя бюрократизация данных процессов нейтрализует динамику развития горизонтальных партнерских сетевых отношений и взаимных инициатив. Самоорганизация здесь – ключевой процесс и имеет ряд особенностей. В точках роста так самоорганизуются бизнес-процессы мезоуровня, использующие интерспецифические ресурсы региона, что цепочки поставщик-потребитель саморазвиваются. Данные цепочки встраивают в себя новые звенья, наращивают свой масштаб, территориально рассредоточиваются (эффект раскручивающейся спирали).
В точках роста действуют инновационные флуктуации, способные перевести сеть на более высокий инновационный уровень. В трансформирующейся инновационной системе накапливается напряжение, так что любое небольшое событие (флуктуация) может вызвать экспоненциальное развертывание новой сети. В инновационном хаосе кристаллизуются продукты, способные стать эталонами развития цепочек ДС, новые технологические приоритеты. В результате локализации инновационных систем, в которых преодолевается хаос, организуется инновационный контур движение ресурсных потоков.
Инновационная сеть третьего уровня является самоорганизующимся информационным полем компетенций и технологий мезосреды. Ее участники сами устанавливают правила и порядок отношений между собой в процессе работы. Стимулируемые внешним воздействием, они сами более или менее осознанно разрабатывают их в процессе анализа ситуации, оценки альтернатив, принятия решений. Элементом данной мезосреды является современная фирма, ее СБЕ. В перестраивающейся высокодинамичной среде сетей третьего уровня фирма в процессе частых изменений утрачивает четкие границы, приводит в соответствие с новыми тенденциями свои структуры и функции, человеческий капитал и организационную культуру. Растворяясь во внешней среде, постепенно фирма формирует сетевую структуру, позволяющую ей приобрести свойства диссипативной структуры, находящейся на границе хаотических состояний. Тайм-менеджмент в этих условиях усложняется, поскольку исходит из неоднозначности будущего, присутствия моментов неустойчивости, связанных с усложнением выбора из множества альтернатив развития. Именно сетевая форма организации, самоорганизации больше всего соответствует характеристикам такой диссипативной системы.
Аксиома. Современная инновационная сеть является динамической и представлена инновационными событиями и потоком инновационных проектов. Последний генерируются связностью инновационных лидеров – носителей новых компетенций и вытягивается инновационно-ориентированными потребителями.
Примером связности инновационных лидеров, ставшей основой сетевого ядра, является кооперация проектной группы Apple c инноваторами Philips, Ideo, General Magic, Connectix, WebTV в целях создания прорывного продукта iPod. В такую проектную сеть для разработки технического дизайна были вовлечены Portal Plaier, Wolson, Toshiba, Texas Instrument, .что стало основой сетевого стратегического альянса. Далее сеть расширялась по мере осознания успешного продвижения продукта. Многоуровневость сетевого взаимодействия свидетельствует о различных децентрализованных процессах, которые, если проникали в иерахическую структуру, переплавляли вертикальные связи подчинения в горизонтальные творческие связи обмена опытом и информацией.
Аксиома. После завершения межкорпоративного инновационного проекта инновационная сеть исчезает. Инноваторы рассредоточиваются по другим инновационным проектам с учетом уже имеющегося и нового опыта.
Аксиома. Межпроектный интервал при бездеятельности может привести к обесцениванию капитала человека. Межпроектный интервал превращается в особый объект экономического анализа. В межпроектном интервале важно поддерживать связь с носителями мировых конкурентных преимуществ (стажировка и т.п.), чтобы понимать, что происходит в новых окнах возможностей, каковы основыные проектные действия и тренды.
Аксиома. Наличие хорошо организованного межпроектного интервала не только развивает капитал человека, но и формирует потенциал новой проектной связности, открывает возможности входа в мировые сетевые экосистемы.
Аксиома. Инновационная межкорпоративная сеть при наличии положительного результата трансформируется в трехмерную экосистему. Часть инноваторов обслуживает стратегические бизнес-единицы, сформированные на базе инновационного проекта. Инновационный продукт на некоторое время превращается в инновационный и информационный эталон, обрастающий программами и процессами обучения, продуктами интеллектуальной собственности, информационными технологиями, движимыми профессиональной бюрократией. При удачной коммерциализации опытные образцы инновационного продукта превращаются в массовые продукты. В результате формируются масштабные операционные системы, движимые механистической бюрократией, техноструктурой.
Региональные инновационные сети
Аксиома. Региональная инновационная сеть появляется в экономике органического типа (в которой преобладают организационные органические системы). В экономике механистического типа (доминирующих гигантских линейно-функциональных и дивизиональных структур) горизонтальные инновационные связи выстраиваются на особых «оазисных» площадках, поощряющих развитие малого и среднего инновационного предпринимательства.
Аксиома. В экономике механистического типа системы НИОКР централизованы и обособленны от процесса коммерциализации изобретений. Это приводит к пространственной неравномерности инновационного процесса. Регионы, в которых сконцентрированы НИОКР, и регионы, создающие инновационные продукты, территориально разделены.
«Если к регионам – лидерам по созданию инноваций отнесены Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск. Нижний Новгород, то к регионам – лидирующим в использовании инноваций, - Новгород, Самара, Пермь, Татарстан и т.д.» [9]
Аксиома. Интеграция процессов создания нововведений и их коммерциализация является исходным моментом формирования инновационных сетей.
Аксиома. Инновационная сеть отдельной компании и ее ближайшего окружения представляет последовательный процесс разработки инновационного продукта. Региональная инновационная сеть, как правило, включает несколько базовых процессов параллельной разработки инновационных продуктов и соответствующую инфраструктуру (проектирование новых изделий, маркетинг, коммуникации, инновационное производство).
В региональной инновационной сети осуществляется параллельная разработка и производство кластера инновационных продуктов.
Закономерность. Усложнение технологического и производственного процессов индустриальной экономики, насыщение их нестандартными, меняющимися элементами и модулями создают неизбежность пространственной локализацииR&D в точках, являющихся перекрестками технологических и производственных потоков – кластеров и соответствующих промышленных производств.
Опыт современной индустриализации Китая подтверждает эту закономерность. Сначала мировые производственные гиганты разместили здесь свои дивизионы, затем – инновационные стратегические бизнес-единицы (элементы матричной структуры) и далее – фрагменты R&D –сетей.
Аксиома. Инвестиции в региональные инновационные сети, работающие в сфере нового технологического уклада, обладают большим мультипликационным эффектом, если в регионе присутствуют экосистемы предыдущих технологических укладов.
Региональные инновационные сети, работающие в сфере нового технологического уклада, создают спрос на товары и услуги целого ряда цепочек высокой добавленной стоимости, активизируя действие как старых, так и новых точек регионального роста.
Сетевые базовые бизнес-процессы
Аксиома. К сетевым базовым процессам относятся, во-первых, процессы научных исследований, составляющих основу новых технологических укладов и соответствующих цепочек Д; во-вторых, процессы ОКР, проектно-конструкторской разработки новшеств, документального и организационно-технологического обеспечения выпуска опытных образцов нововведений; в третьих, инжиниринговые процессы, обеспечивающие новый масштаб инновационного действия; в четвертых, процессы коммерциализации нововведений; в-пятых, процессы выращивания экосистем с сетевыми взаимодействиями инновационных акторов.
К сетевым базовым бизнес-процессам относятся: генерирование знаний, генерирование идей, генерирование проектных инициатив, формирование проектных групп, создание прототипов, организация операционной деятельности, инвестиционные процессы, установление цепочек взаимосвязей с потребителями.
Взаимодействия с потребителем исключительно важны. Примером такого успешного взаимодействия является сетевая структура EDS, которая является конгломератом временных проектных групп. Последние включают в свой состав потребителей. «Связанные друг с другом проектные группы фирмы EDS составляют своеобразную сеть, в которой каждая группа может обратиться за помощью и консультациями к любой другой группе, а также к любому функциональному подразделению фирмы. Таким образом, создается своеобразный рычаг знаний». [10]