Многоуровневый характер воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность
Современное состояние внешнеэкономической деятельности, как основной формы проявления экономических отношений в рамках государства, во многом определяется состоянием национальной экономики, ее показателями и факторами развития. Внешний сектор страны должен быть нацелен на решение актуальных задач национальной экономики, включая ускорение модернизации, повышение ее конкурентоспособности и других. При этом любой этап экономического процесса может стать объектом внешнеэкономической деятельности. Государство проводит многоуровневый характер воздействия на ВЭД страны.Государства независимо от уровня экономического развития и политического влияния сильнее вовлекаются в мирохозяйственные процессы, основными факторами которых являются глобализация и региональная интеграция. Изменения в международных экономических отношениях в целом и внешнеэкономической деятельности в частности, определяются усилением взаимовлияния и взаимозависимости национальных экономик между собой. На сегодняшний день государство должно являться основным управляющим внешнеэкономической деятельности, обеспечивая ее оптимальную организацию, контроль и регулирование. Это положение особенно актуально как в условиях проявления мирового финансово-экономического кризиса, так и в посткризисный период. При этом государству необходимо использовать широкий спектр инструментов и методов управления внешнеэкономической деятельностью для обеспечения ее достаточной эффективности.На современном этапе ведущим, базовым в механизме развития и государственного управления внешнеэкономической деятельностью остается инструмент международных договоров, положения которых имеют согласно международному праву приоритет перед нормами национальных законодательств. Проведенный анализ международных договоров Республики Казахстан, применяемых в рамках ВЭД, позволил выявить, что проблемы их реализации связаны с несовершенством как механизма договоров, так и самих нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономические отношения страны. В нашей стране, еще не полностью задействованы возможности и потенциал внешнеэкономической деятельности для обеспечения развития национальной экономики. Основными факторами стали дестабилизирующее воздействие мировых экономических кризисов, неоптимальность институционального обеспечения, а также низкий уровень диверсификации внешних связей. Имеет место недостаточно эффективный характер государственного управления внешнеэкономической деятельностью и, следовательно, объективная необходимость совершенствования его механизма. Экономическое сотрудничество Казахстана в региональном формате осуществляется в различных областях. Этот процесс носит прагматический, интеграционно-ориентированный характер и направлен на обеспечение полноценного многостороннего взаимодействия. Развитие ВЭД Казахстана в таком формате следует рассматривать с позиций углубления интеграционных процессов, усиления роли Казахстана в региональном сотрудничестве и содействия устойчивости, росту и повышению конкурентоспособности экономики нашего государства. Для анализа состояния и совершенствования ВЭД целесообразно применение системного подхода. Система внешнеэкономической деятельности должна рассматриваться в качестве системы управления процессами, как установления, так и развития этих отношений в различных областях и сферах экономики. В системе должны присутствовать все обязательные составляющие. Управление ВЭД осуществляется управляющей подсистемой, в качестве которой выступает совокупность национальных и наднациональных органов управления экономическим сотрудничеством. Управление ВЭД также должно включать выработку резолюций и решений управляющей подсистемой, обязательных для исполнения всеми сторонами-партнерами по внешним связям. Составной частью процесса управления должны быть планирование и контроль, обеспечивая решение возникающих проблем и актуальных вопросов в процессе сотрудничества. В целях улучшения государственного управления внешнеэкономической деятельностью, включая повышение ее эффективности и результативности разработаны соответствующие предложения. К ним следует отнести: совершенствование внешнеэкономической политики страны, совершенствование законодательно-правовой базы внешнеэкономической деятельности, модернизация институционального обеспечения регулирования ВЭД, развитие информационно-аналитического обеспечения внешнеэкономической деятельности, проведение совместной с другими странами деятельности по защите от негативных влияний внешнеэкономических кризисов и преодолению их возможных последствий. Неотъемлемыми составляющими должны стать содействие повышению конкурентоспособности национальной экономики с учетом изменившихся подходов к ней в условиях глобализации и региональной интеграции.