Тема 6. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Целевая установка:Раскрыть сущность международной экономической интеграции, изучить этапы, рассмотреть интеграционные группировки стран мира.
После изучения данной темы слушатели смогут:
─ дать характеристику интеграционным объединениям стран;
─ объяснить различия между интеграционными группировками;
─ охарактеризовать основные интеграционные объединения, существующие в мировой экономике на разных континентах
Опорный конспект лекции
В лекции рассматриваются следующие вопросы:
1.Этапы международной экономической интеграции.
2.Европейский Союз. Органы власти и управления Европейского Союза. Этапы формирования ЕС .
3. Интеграционные группировки в Северной и Южной Америке.
4. Интеграционные группировки в Азии и Африке.
5. Интеграционные объединения на территории постсоветского экономического пространства.
6.1. Этапы международной экономической интеграции. (МЭИ).
В современной теории МЭИ различают пять последовательных этапов развития интеграционных процессов:
• зона свободной торговли;
• таможенный союз;
• общий рынок;
• экономический союз;
• валютный союз.
Для понимания развития интеграционных процессов необходимо рассмотреть особенности каждого из этапов международного интеграционного взаимодействия, сформулировать их дефиниции, обозначить основные механизмы.
Первой ступенью интеграционного взаимодействия является зона свободной торговли (3CТ). В современном представлении это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных, количественных и иных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные межгосударственные соглашения о соответствующих экономических формах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. Таким образом, зона свободной торговли - есть, прежде всего, беспошлинная торговля промышленными товарами. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, и, как правило, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой метод реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в странах Южного конуса (МЕРКОСУР).
Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках Всемирной торговой организации, совершенствовать систему внешнеэкономической деятельности, комплексно реализовывать торговую политику в международной практике.
Особенностью интеграционного взаимодействия стран—участниц ЗСТ является то, что регламентация деятельности субъектов в ЗСТ осуществляется без создания постоянно действующих наднациональных систем управления. Все решения, как правило, принимаются руководителями государств и руководителями министерств и ведомств (таможенных, внешнеторговых, финансовых и др.) Эти решения уже на стадии ЗСТ должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность действий сторон. С экономико-правовой позиции межгосударственные договоренности обретают преференциальное (льготное) по отношению к национальной системе положение.
При создании ЗСТ выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих процесс интеграционного взаимодействия. Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий национальной промышленности.
Либерализация импорта создает угрозу для национальных производителей товаров, содействует возникновению банкротств тех субъектов, которые не выдерживают конкуренции. Без государственных гарантий безусловна опасность того, что иностранные производители вытеснят национальных с внутреннего рынка, несмотря на применяемые экономико-правовые средства защиты.
Второй ступенью международной экономической интеграции являетсятаможенный союз (ТС) — соглашение двух или более интегрирующихся государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, межгосударственная форма регионального протекционизма. В соответствии со ст. XIV ВТО таможенный союз предполагает замену нескольких национальных таможенных территорий одной региональной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа. Таким образом, таможенный союз – есть внешнеторговое объединение двух и более стран, имеющих единый таможенный тариф по отношению к третьим странам.
Отличие зоны свободной торговли от таможенного союза состоит в том, что ЗСТ предусматривает постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров. Как результат - ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами ЗСТ. В ТС существует беспошлинная торговля между странами—членами ТС и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в ТС. Правила взаимодействия в ЗСТ устанавливаются самими членами в обычном порядке, что соответствует координации национальных внешнеторговых политик, а страны—члены ТС единую внешнеторговую политику определяют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил и процедур.
ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную форму межгосударственного взаимодействия. В рамках ТС реализуются трансформационные изменения в структуре производства и потребления интегрирующихся государств, так как из-за осуществления единой внешнеторговой политики по отношению к таможенным тарифам, внешним преференциям, протекционизму, государства направляют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и сформированных цен.
Унификация таможенного тарифа в ТС позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на развитие национальных экономических систем. Функционирование ТС требует изменений в методах управления интеграционными процессами.
Переход к единым таможенным пошлинам и совместная координация действий требует существенного изменения программ развития отраслей национальной экономики в каждой стране. При этом необходима региональная координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне. Возникает потребность в согласовании не только таможенно-тарифной политики, но и приспособлении внутренних рынков к возникающим общим интересам ТС. Поэтому целесообразно создание наднациональных органов, которые будут координировать и контролировать внешнеторговую политику и производство государств-членов ТС.
Функционирование ТС предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для основных производимых и потребляемых товаров и услуг. В сферу интеграционного взаимодействия на данном этапе постепенно попадают самые различные отрасли экономики, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию в рамках деятельности ФПГ и ТНК. Валютно-финансовое сотрудничество государств-членов ТС осуществляется посредством создаваемых финансовых институтов, банков, страховых компаний, играющих вспомогательную роль.
Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, некоторые сектора энергетики и др.
Качественно более высокой ступенью интеграции являетсяобщий (единый) рынок (ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки.
Перерастание ТС в общий рынок обуславливается как чисто экономическими факторами, так и политическими (что верно для всех видов интеграционных объединений, а не только для ЕС). Несмотря на исчезновение в определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные различия в технических нормах, правовая защита национальных товаров. Создание единого регионального рынка требует гармонизации большого количества норм и стандартов, касающихся многих сфер деятельности.
Однако, согласование и решение подобных задач является весьма сложной проблемой и добиться консенсуса не всегда удается. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в межгосударственном управлении, значительное усиление наднациональных интересов.
Для создания ЕР необходимо реализовать 10 обязательных системных задач, среди которых можно выделить наиболее важные. Именно началом реализации ЕР является формирование ТС: упразднение таможенных пошлин между государствами-членами и единая торговая политика по отношению к третьим странам создают предпосылки перехода к ЕР. Следующая задача — разработка общей политики развития приоритетных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько возможно унифицированное социально-экономическое развитие государств-членов ЕР. Например, в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации. Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании ЕР: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что обеспечивает гармоничное развитие и баланс региональных, национальных и локальных интересов интегрирующихся сторон. Предпринимаемые действия обусловливают гармонизацию и унификацию национальных экономико-правовых систем. Особое место отводится введению системы мер, предотвращающих правонарушения в сфере конкуренции. Естественно, тем самым предопределяется необходимость формирования специальных межгосударственных, в том числе наднациональных, органов управления, контроля и разрешения споров (в ЕС это — Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет).
Другие интеграционные группировки, должны иметь аналогичные органы межгосударственного управления интеграционными процессами. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария. Не исключено, что проведение политики в рамках ЕР, как это видится с позиций ЕС, будет осуществляться с помощью уже "наработанного" инструментария, который заключается в следующем:
1. Регламенты, представляющие собой совокупностью норм, являющихся обязательными к применению в национальных системах.
2. Директивы, адресуемые государствам-членам, обязательны для исполнения, но при этом каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.
3. Решения обязательного характера, предписывающие совершение определенных действий государству-члену группировки, юридическому или физическому лицу.
4. Рекомендации и заключения, не имеющие обязательной силы, отказ от исполнения которых подразумевает моральное осуждение со стороны участников интеграционного взаимодействия.
Создание ЕР завершается, как правило, созданием подлинно единого экономического, правового и информационного пространства и дает импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени —экономическому союзу (ЭС). Экономический союз – есть внешнеторговое объединение стран, проводящих между собой согласованную экономическую политику. Как известно, в Европе ЕР был создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача созданияВалютного Союза (ВС). Функционирование ЭС в общем виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов ЕС определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также контролирует экономическое развития каждой страны и ЕС в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям деятельности ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию, Совет Министров ЕС принимает санкции к нарушителю. Например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.
С формированием Экономического и Валютного Союза стран ЕС введена единая валюта - евро, созданы новые институты - Европейский Центральный Банк, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в Европейскую валютную систему. С 1 января 1999 года евро была принята в безналичное, а с января 2001 года в наличное обращение.