Тема 4 Рынок, его структура и функции

Институциональные основы рыночной экономики. Сущность рынка, его функции. Структура рынка.

Рыночный механизм. Спрос, предложение, цена. Эластичность спроса и предложения. Конкуренция, ее формы, методы, социально-экономические последствия. Сущность монополии. Монополия и конкуренция. Антимонопольная политика государства. Возможности и ограниченности рынка. Государство в рыночной экономике. Рыночная инфраструктура, ее роль в регулировании экономических процессов.

Литература

1. Башнянин Г., Медведчук С., Шевчук Е. и др. Политическая экономия. Учебное пособие / под ред. Башнянина Г., Шевчук Е. – Львов: “Новый мир – 2000”, 2004, с. 119-133.
2. Куликов Л. Экономическая теория: Учебник. – М.: ТК Велби, изд-во “Проспект”, 2004, с. 185-190.
3. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М., Киселевой Е. – Киров: «АСА», 2004, с. 244-308.
4. Мочерный С. Политическая экономия: Учеб. Пособие. – К.: Знание-Пресс, 2002, с. 179-252.
5. Общая экономическая теория (политэкономия) / Под ред. Видяпина В., Журавлевой Г. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995, с. 182-199.
6. Основы экономической теории. Учебник / под ред. Николенко Ю. – К.: ЦУЛ, 2003, с. 138-147.

Контрольные задания

4.1. Дайте критическую оценку такого утверждения: Рынок – это место (рыночная площадь), где осуществляется покупка или продажа товаров”.
4.2. Что такое "невидимая рука" в экономическом анализе?
а) стремление максимизировать прибыль;
б) малозаметная роль государства в экономике;
в) научно-техническая революция;
г) рыночное регулирование.
4.3. Чисто рыночный механизм эффективно обеспечивает:
а) производство частных благ;
б) производство общественных благ;
в) сохранение окружающей среды;
г) перераспределение национального дохода.
4.4. Какой признак лежит в основе деления рынка на разные типы?
а) вид продукции, что реализуется на рынке;
б) назначение продукции, реализуемой на рынке;
в) уровень конкурентной среды, сложившейся на рынке.
4.5. Что является важнейшей движущей силой развития рынка и организованной на его принципах экономики?
а) решения органов государственной власти;
б) взаимодействие противоречивых интересов рыночных субъектов;
в) степень свободы действий рыночных субъектов.
4.6. Каким образом рынок решает главные вопросы экономики: что, как, для кого производить?
4.7. Многообразие форм собственности в условиях рынка может быть объяснено тем, что:
а) конкуренция требует большого количества рыночных субъектов;
б) рынок не может существовать без частной собственности;
в) рыночные отношения требуют наличия коллективной собственности;
г) государственной собственности должна противостоять частной.

4.8. Объясните, что означает понятие “свободный рынок”. Кому предоставляется при этом преимущество производителю или потребителю?
4.9. Через какие причины характер рынка и рыночный механизм в разных странах имеют значительные отличия? В чем они заключаются?
4.10. От чего больше выигрывают потребители – от монополии или от конкуренции? Ответ аргументируйте.
4.11. Для совершенной конкуренции характерны:
а) подобные товары;
б) много производителей, действующих независимо;
в) невозможность контролировать рыночную цену со стороны любого производителя;
г) трудности входа новых производителей на рынок со своими товарами.
4.12. Какие основные методы конкурентной борьбы между товаропроизводителями в условиях свободной конкуренции?
4.13. Охарактеризуйте негативные и позитивные последствия конкурентной борьбы. Какие функции выполняет конкуренция в экономике?
4.14. Производитель направляет свои усилия на снижение издержек производства. Какой метод конкуренции он использует? А если он повышает качество продукции?
4.15. Спрос - это:
а) потребность, которую желает удовлетворить экономический субъект;
б) деньги, которые экономический субъект готов заплатить за определенный товар;
в) планы покупателя по приобретению определенного товара в определенном количестве;
г) количество товара, которое может быть куплено при тех или иных ценах за его единицу.
4.16. Если спрос уменьшается, кривая спроса сдвигается:
а) вниз и влево;
б) по часовой стрелке;
в) вверх и вправо;
г) против часовой стрелки.
4.17. Почему кривая спроса имеет отрицательный наклон?
4.18. Изменение какого фактора не вызывает сдвиг кривой спроса:
а) вкусы и предпочтения потребителей;
б) размер и распределение национального дохода;
в) цена товара;
г) количество или возраст потребителей.
4.19. На приусадебном участке Вы вырастили 800 кг картофеля и поместили его в погреб для потребления вашей семьей зимой. Как этот урожай картофеля повлиял на объем рыночного предложения картофеля?
4.20. Совершенствование технологии сдвигает:
а) кривую спроса вверх и влево;
б) кривую спроса вниз и вправо;
в) кривую предложения вниз и вправо;
г) кривую предложения вверх и влево.
4.21. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется в:
а) росте предложения;
б) снижении предложения;
в) росте объема предложения;
г) снижении объема предложения.
4.22. В таблице приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:

Цена (долл. за банку) Спрос (млн. банок на год)   Предложение (млн. банок в год)  

Выполните следующие задания:
а) по данным таблицы изобразите кривую спроса и предложения;
б) если рыночная цена за банку фасоли равна 10 долл., что характерно для данного рынка - дефицит или избыток;
в) увеличение потребительских расходов повысил потребление консервированной фасоли на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Какими будут равновесная цена и объем производства?
4.23. Определит цену рыночного равновесия:

Цена, ден.ед.
Объем спроса, шт.
Объем предложения, шт

Теперь предположим, что цена снизилась на 30%, спрос увеличился на 20%, а предложение сократилось на 20%. Как изменилась рыночная ситуация? Задание выполните графически.
4.24. Спрос и предложение на товар характеризуется следующими уравнениями: QD = 2500 – 200 P; QS = 1000 + 100P (где Q – количество товара, P – цена товара).
А) определить параметры равновесия на рынке этого товара;
Б) государство установило на данный товар фиксированную цену в 3 ден. ед. За один товар. Охарактеризуйте последствия такого решения.
4.25. Если уменьшение цены на 10% приведет к повышению величины спроса на 16%, то такой спрос:
а) неэластичен;
б) единичной эластичности;
в) эластичный;
г) абсолютно эластичный.
4.26. Цена товара снизилась со 100 до 90 ден.ед., благодаря чему объем спроса вырос с 50 до 90 шт. Мы можем сделать вывод, что спрос на товар:
а) снизился;
б) имеет единичную эластичность;
в) неэластичен;
г) эластичный.
4.27. Определите эластичность спроса и предложения, используя данные, которые содержатся в приведенной ниже таблице:

Коэффициент эластичности предложения Объем предложения, тыс. ед. Цена продукции ден.ед. Объем спроса, тыс. ед. Общая выручка тыс. ден.ед. Коэффициент эластичности спроса
     
     
     
     
     

4.28. Тарифы на все виды городского транспорта были повышены в десять раз. Количество людей, пользующихся этими видами транспорта, уменьшилась на 10%. Какова будет эластичность спроса на этот транспорт?
4.29. Алена всегда покупает на завтрак сосиски. Ольга считает, что утром лучше употреблять что-нибудь из молочных продуктов. Чей спрос на продукты питания будет более эластичный?
4.30. Рассчитайте коэффициент перекрестной эластичности, если известно, что снижение цены на масло на 10% обусловило снижение спроса на маргарин на 15%. Как Вы можете охарактеризовать названные товары, как субституты или комплементарные блага?

Наши рекомендации