Затратная концепция академика С.Г.Струмилина
В основе затратной концепции лежат расходы на освоение прир рес.
В соотв с затратной концепцией базой оценки служат вложения труда и средств в воспр-во рес. Качество прир благ при таком подходе к оценке выступает как дополнительный фактор меры ценности. Согласно методике академика Струмилина, экон оценку одного гектара (О) определяют по формуле
О= К( У/Т :У1/Т1 ),
где К- стоимость освоения 1 га земли в соврем усл (средняя по стране); У/Т и У1/Т1 – отнош урожайности к затратам на пр-во земледельческого прод соотв на оцениваемом участке и по стране.
34. Правовое регулирование природоп и природоохр деят-ти.Ответственность за нарушение природоохр Законодат Основой гос регулирования природоп является экол законодат-во, обеспечивающее правовую защиту прир ср. Бел природоох законодателе старейших в мире. Основу соврем законодат-ва в области охр окр ср и природоп состт: Конституция, Концепция государственной политики РБ в области охр окр ср, Законы РБ:"О налоге за пользование прир рес-ми (экол налог)""Об охр окр ср";"О государственной экологической экспертизе" "Об отходах пр-ва и потребления; "Об особо охраняемых природных территориях и объектах);"Об охр и использовании животного мира";"Об охр атмосферного воздуха";О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Кодекс РБ о недрах; Водный кодекс РБ; Кодекс РБ о земле; Лесной кодекс РБ. Нарушение природоохранного законодат-ва субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного прир ср ущерба. В области природоп наиб распростр явл меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие пред приятии или запрет на пользование прир рес). административных правонарушениях к таковым относятся посягательство на гос собственность, нарушение прав гос собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение гос или общественного имущества. Конкретные составы экол преступлений установлены в Уголовном кодексе Республики Беларусь), в частности, умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов; в процессе эксплуатации промышленных или иных объектов, повлекшее смерть, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере; порча земли; нарушение правил охр недр; загрязнение либо засорение вод; загрязнение, уничтожение либо повреждение леса и др. К лицам, совершившим подобные преступления, могут применяться такие меры воздействия, как ограничение или лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, лишение права занимать опред должности и др виды наказаний, предусм законодат-вом. Важную роль в пресечении правонарушений в сфере экол играют службы контроля и общественные организации, однако только меры запретительного характера не решат проблему сохр нашей прир ср. Огромное знач в ее решении имеет воспитание граждан в духе бережного отношения к богатствам прир как к нац достоянию, уважения к законам, которыми они охраняются, нетерпимости к фактам расточительного отнош к рес прир. Имеющаяся у нас правовая основа природоохр деят-ти нуждается как в обеспечении ее экон механизмами реализации, так и в создании сети непрерывного экол образования, воспитания и просвещения граждан. Только в этом случае можно рассчитывать на действенность правовой защиты прир ср.
35. Нормирование и стандартизация в области охр окр среды. Одним из наиб эффективных средств рацион природоп и охр окр ср явл экол нормирование. Экол нормирование предст собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окр прир ср. Главная цель экол нормир - обеспечение взаимоприемлемого сочетания экон и экол интересов. Систему экол нормирования подразделяют на 3 составляющие части :технологическую, научно-техническую: медицинскую. В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обесп выполнение установленных пределов воздействия на человека и окр прир ср. К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям. Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окр среды определяют пороговый ур угрозы здоровью насел и компонентам биосферы. ПДК — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха воды или почвы, грунтов, других пород. ПДК устанавливается на таком ур, при кот вредные вещества даже при ежедневном воздействии в теч продолжит времени не вызывают патологических изменений в организме или заболевания человека, животных и растений. Разработка экол стандартов предст собой длит и дорогостоящий процесс. Представляется возможным и эффективным исп в Бел не только нормативов, принятых в СНГ, но и в Европейском сообществе. Если то или иное вредное вещество, на данной террит представлено в единственном виде и не превыш значения ПДК, это свидетельствует о чистоте прир ср. Для каждого загрязняющего в-ва установлены класс опасности, макс разовая и среднесуточная ПДК. Максимальная разовая ПДК устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущения запаха, изменения активности головного мозга, световой чувствительности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин), среднесуточная ПДК — с целью предупреждения их общетоксического, канцерогенного, мутагенного и иного действия. На основе ПДК определяются стандарты воздействия на окр ср. Радиоактивное загрязнение террит Бел вследствие аварии на ЧАЭС выдвинуло проблему разработки стандартов радиоактивности. В относительно короткий срок были установлены предельно допустимые уровни радиоактивного загрязнения. Кроме вышеназванных нормативов, существуют предельно допустимые нормы нагрузки на окр ср (ПДН). Этот норматив особенно важен при формировании территориально-производственных комплексов, для развития пром, с/х, в строительстве и реконструкции городов. Он вводится для обеспечения наиб благопр усл жизни насел, недопущения разруш естественных экол сис-м. ПДН — это допустимая степень воздействия на окр прир ср в конкретном регионе.
42. «экономическая оценка», «стоимость» и «цена» прир рес.
ЭКОН ОЦЕНКА ПРИР РЕС — оценка прир рес, вовлеченных в хоз оборот; выражается в стоимостной форме. В основе определения экон оценки прир рес как продуктов труда лежит так наз затратная концепция академика Струмилина, кот выступил с критикой отношения к естественным рес как к “даровым благам” прир.
Стоимость — это выраженные в деньгах затраты на пр-во и реализацию тов, а также содержание рыночных отнош между участниками рынка. Стоимость—это мера того, сколько покупатель будет готов заплатить за оцениваемую собственность. Стоимость - это цена тов, выраженная, в денежном эквиваленте.
Цена — кол-во денег, в обмен на кот продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) ед товара. По сути, цена явл коэф обмена конкретного тов на деньги. Величину соотношений при обмене тов определяет их стоим. Поэтому цена явл стоимостью ед товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью ед товара, или денежным выражением стоим.Цена рес зависит от 2 факторов: 1) ренты, которую приносит рес, и 2) ставки %, кот устанавливается на рынке капитала. Соотв, при измен одного из этих факторов измен и цена рес.
36. Основные виды эколого-экономического нормирования.Одним из наиб эффективных средств рацион природоп и охр окр ср явл экол нормирование. Экол нормирование предст собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окр прир ср. Главная цель экол нормир - обеспечение взаимоприемлемого сочетания экон и экол интересов. Систему экол нормирования подразделяют на 3 составляющие части :технологическую, научно-техническую: медицинскую. В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обесп выполнение установленных пределов воздействия на человека и окр прир ср. К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям. Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окр среды определяют пороговый ур угрозы здоровью насел и компонентам биосферы. ПДК — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха воды или почвы, грунтов, других пород. ПДК устанавливается на таком ур, при кот вредные вещества даже при ежедневном воздействии в теч продолжит времени не вызывают патологических изменений в организме или заболевания человека, животных и растений. Разработка экол стандартов предст собой длит и дорогостоящий процесс. Представляется возможным и эффективным исп в Бел не только нормативов, принятых в СНГ, но и в Европейском сообществе. Если то или иное вредное вещество, на данной террит представлено в единственном виде и не превыш значения ПДК, это свидетельствует о чистоте прир ср. Для каждого загрязняющего в-ва установлены класс опасности, макс разовая и среднесуточная ПДК. Максимальная разовая ПДК устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущения запаха, изменения активности головного мозга, световой чувствительности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин), среднесуточная ПДК — с целью предупреждения их общетоксического, канцерогенного, мутагенного и иного действия. На основе ПДК определяются стандарты воздействия на окр ср. Радиоактивное загрязнение террит Бел вследствие аварии на ЧАЭС выдвинуло проблему разработки стандартов радиоактивности. В относительно короткий срок были установлены предельно допустимые уровни радиоактивного загрязнения. Кроме вышеназванных нормативов, существуют предельно допустимые нормы нагрузки на окр ср (ПДН). Этот норматив особенно важен при формировании территориально-производственных комплексов, для развития пром, с/х, в строительстве и реконструкции городов. Он вводится для обеспечения наиб благопр усл жизни насел, недопущения разруш естественных экол сис-м. ПДН — это допустимая степень воздействия на окр прир ср в конкретном регионе.