Подходы кредиторов и должников к разрешению кризиса международной задолженности 5 страница
32. Сущность и структура платежного баланса страны.
Понятие платежного баланса.Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны. Он является важнейшим источником информации, которая позволяет судить об эффективности участия страны в международном разделении труда и служит основой для принятия решений в области внешнеэкономической политики. Платежный баланс - это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические оᴨȇрации страны с другими государствами за определенный ᴨȇриод времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей.Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих поступлений: Выручки от экспорта товаров и услуг; Доходов от действующих за границей предприятий; Процентов и дивидендов от международных ценных бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны; Односторонних ᴨȇреводов, или трансфертов (ᴨȇреводы ᴨȇнсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные ᴨȇреводы родственникам, иностранная помощь);
· займов, предоставленных иностранными государствами и фирмами; денежных средств от продажи иностранцам предприятий, зданий, земли и другой недвижимости; выручки от реализации ценных бумаг за рубежом.Отток валюты из страны происходит при импорте товаров и услуг, денежных ᴨȇреводах за рубеж, кредитах иностранным государствам и фирмам покупке иностранных ценных бумаг. Структура платежного баланса.
Платежный баланс имеет следующие разделы: торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров; баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» оᴨȇраций); баланс движения капиталов и кредитов
33. Факторы, влияющие на состояние платежного баланса страны.
Факторы, влияющие на состояние платежного баланса страны
Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с воспроизводством. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой - воздействует на него, так как влияет на курсовые соотношения валют, золото - валютные резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной, политики, состояние мировой валютной системы. Платежный баланс дает представление об участии страны в мировом хозяйстве, масштабах, структуре и характере ее внешнеэкономических связей. В платежном балансе отражаются:1. Структурные диспозиции экономики, определяющие разные возможности экспорта и потребности импорта товаров, капиталов и услуг;2. Изменения в соотношении рыночного и государственного регулирования экономики;3. Конъюнктурные факторы (степень международной конкуренции, инфляции, изменения валютного курса и др.).На состояние платежного баланса влияет ряд факторов.
Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция. После второй мировой войны сложился активный платежный баланс США при крупном дефиците платежных балансов стран Западной Европы и Японии в силу отставания их экономического потенциала. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических циклических процессов из одной страны в другие. Рост производства вызывает увеличение импорта топлива, сырья, оборудования, а при замедлении темпов экономического роста ввоз товаров сокращается. Экспорт товаров, капиталов, услуг в большей степени реагирует на изменения условий мирового рынка. При вялом хозяйственном развитии вывоз капитала обычно увеличивается. При ускоренном развитии экономики, когда растут прибыли, усиливается кредитная экспансия в стране, повышается процентная ставка, темп вывоза капитала падает. В силу асинхронности современного экономического цикла его колебания влияют на платежный баланс зачастую косвенно. Мировые экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных балансов то одних, то других стран.Рост заграничных государственных расходов. Тяжелым бременем для платежного баланса являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели.Милитаризация экономики и военные расходы. Основная масса государственных расходов США за границей, отражающихся в платежном балансе, предназначена на военные цели (более 50%; в их числе содержание и оснащение военных баз за рубежом, военная помощь). Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия из гражданских отраслей ресурсов, которые могли бы использоваться для капиталовложений, в частности в экспортные отрасли. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров, в том числе многих видов сырья (нефти, каучука, цветных металлов), сверх нормальных потребностей мирного времени. Разрядка международной напряженности благодаря преобразованиям в странах Восточной Европы и бывшего СССР может оказать позитивное влияние на платежные балансы.Усиление международной финансовой взаимозависимости. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финансовые рынки, в условиях либерализации условий сделок. Важным фактором движения капиталов стали усиление не равновесия платежного баланса и потребность в привлечении заемных средств для покрытия его пассивного сальдо. В итоге финансовая взаимозависимость стран стала сильнее коммерческой взаимозависимости. Это усиливает валютные и кредитные риски, в первую очередь риск неплатежеспособности заемщика.
34. Модификации платежного баланса при плавающих и фиксированных валютных курсах.
Валютный курс как макропоказатель положения страны в системе мирохозяйственных связей занимает особое место в числе показателей, используемых в качестве средства государственного регулирования платежного баланса. Причина заключается в том, что его повышение или понижение немедленно и непосредственно воздействует на экономическое положение страны. Изменяются ее внешнеэкономические показатели, валютные резервы, задолженность, динамика товарных и финансовых потоков.Общим для всех случаев является использование динамики изменения курсов (или соотношения своей и иностранной валюты) для корректировки платежного баланса. Эти изменения могут быть разовыми или регулярными и принять форму девальвации (если стоимость национальной валюты постоянно падает) или ревальвации (при чрезмерном повышении курса национальной валюты).Девальвация валюты, т.е. понижение ее цены по отношению к другим валютам, позволяет производителю за то же количество иностранной валюты получить большее количество национальной валюты. Для получения прежней цены в национальной валюте и покрытия собственных издержек производства владелец может продать свой товар на иностранном рынке по более дешевой цене. В результате девальвации национальные товары на иностранных рынках становятся дешевле и облегчается их экспорт. При этом уменьшается количество иностранной валюты, выручаемой за единицу проданного товара. Вместе с тем импортные товары становятся дороже и количество национальной валюты, необходимой для приобретения единицы этого товара, увеличивается.«Плавающий» валютный курс. Особенность свободно колеблющегося валютного курса заключается в том, что его колебания рассматриваются если не в качестве единственного, то по крайней мере важнейшего средства, обеспечивающего регулирование платежного баланса страны. Объясняется это механизмом корректировки: более легкий способ выравнивания баланса — изменение цены валюты, определяющей соотношение между ценами, по сравнению, например, с перестройкой всего внутреннего механизма хозяйственных связей (налогообложения, эмиссионной деятельности и т.д.). Колебания цены валюты, происходящие параллельно платежному дисбалансу, дают возможность менее «болезненно», без привлечения внешних источников финансирования, осуществлять корректировку. Сторонники использования «плавающего» валютного курса подчеркивают его способность автоматически регулировать величину экспорта и импорта.К преимуществам «плавающего» валютного курса относится возможность правительства проводить относительно независимую национальную экономическую политику (прежде всего направленную на обеспечение большей занятости и увеличение темпов экономического роста). Например, сторонники введения «плавающего» курса доллара США отмечали необходимость проведения более независимой экономической политики в условиях выполнения долларом функции мировой валюты и вытекающих из этого обязательств США.Фиксированный курс эффективен для организаций, осуществляющих длительные и стабильные связи. Он особенно выгоден для сохранения и поддержания политического «лица» руководства и свидетельствует о прочности и надежности экономической политики правительства. Правительство берет на себя обязательство поддерживать стабильность валюты, а соответственно и положение страны в системе мирохозяйственных связей. Руководство страны как бы подтверждает, что на национальном и международном уровнях имеется достаточно доверия и финансовых средств для того, чтобы поддержать стабильность национальной денежной единицы. При этом оно берет на себя расходы по «сглаживанию» возможных краткосрочных колебаний, особенно опасных для внешнеторговых сделок.
35. Регулирование открытой экономики.
Необходимость регулирования и функции государства. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономичен кого процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: правовой, воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения. Правовая функция государства связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления; Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса.Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений структурной перестройки, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. Регулирующая роль государства -- государство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность общественного производства. Методы регулирования. Их можно условно подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. косвенные, могут носить административный, но чаще экономический характер - антимонопольную политику, ценообразование, налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов.
36. Межгосударственное регулирование мировой экономики, этапы его развития.
Международные экономические организации стали глобальным, всеохватывающим явлением, оказывающим многогранное влияние на мировую экономику и политику. Следует отметить, что международные экономические организации являются объектом внимания со стороны экономистов с момента своего возникновения. На исследованиях их сущности, роли отразились разногласия и оценке рыночных и целенаправленно-государственных факторов развития мировой экономики.Первый этап охватывает период с конца второй мировой войны до конца 50-х гг. Характерной особенностью данного этапа является определяющая роль США в деятельности международных экономических организаций. В этот период большинство организаций было создано по инициативе США и контролировалось ими. К таким организациям следует отнести Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБ РР). Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организация экономического сотрудничества и развитие (ОЭСР) и Координационный комитет по контролю за экспортом стратегических товаров в социалистические страны (КОКОМ). Кроме того, следует также отметить, что создание ООН сопровождалось учреждением специализированных экономических структур в рамках сообщества наций. Это создавало определенный противовес монополии США в формировании мирового экономического порядка. Кроме того, важным событием было создание в 1957 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС), заложившего организационную основу мощных интеграционных процессов в Западной Европе.В целом система международных экономических организаций этого периода соответствовала потребностям развития мировой экономики, прежде всего целям ведущих капиталистических стран. Характерные черты этой системы были следующие:· во-первых, она включала в основном промышленно-развитые капиталистические страны;
· во-вторых, регулирование сводилось, в основном, к либерализации международной торговли путем снижения таможенных пошлин.Второй этап начался в начале 60-х годов. Он отражал существенные изменения в соотношении сил в мировом хозяйстве. Эти изменения были обусловлены усилением Западной Европы и Японии, ликвидацией колониальной системы и появлением множества новых государств, а также необходимостью определенной экономической координации со странами социалистического блока. Вследствие этого формы взаимодействия стали более разнообразными и разносторонними.Действующие организации (МВФ, МБРР, ГАТТ) утратили однородность состава в связи с вступлением в них большого числа освободившихся и некоторых социалистических стран. В целом промышленно развитые капиталистические страны стали занимать в них около 1/4 численного состава этих организации. Конечно, изменение количественного соотношения еще не означает качественно новой обстановки внутри них. Но прежней свободой действий ведущие державы уже не располагали. Тем более, что во многих организациях решения принимались большинством голосов, и каждая страна обладала только одним голосом. Вовлечение в орбиту международных экономических организаций большинства стран мира было весьма важным качественным изменением. Оно показывало, что мировая экономика находится в таком качественном состоянии, когда координация экономической политики и сотрудничество становится насущной потребностью любой страны мира. При этом различия политического устройства даже отходят на второй план, а на первое место выходят интересы экономической выгоды.Третий этап развития международных экономических организаций начался в 70-е годы. Усилилось экономическое сотрудничество капиталистических стран со странами социалистического блока. Развивающиеся страны стали требовать установления более справедливого мирового экономического порядка, эквивалентного обмена с развитыми капиталистическими странами. В результате краха Бреттон-Вудской системы, усиления Западной Европы и Японии обострились экономически противоречия между индустриальными державами. Многочисленность некоторых международных экономических организаций стала препятствовать эффективному решению некоторых мировых экономических проблем. Возросла необходимость согласования экономической политики главных капиталистических стран, поскольку их взаимозависимость в экономике еще более усилилась. Вследствие этого возник новый международный орган с ограниченным числом участников, в рамках которого легче было добиться согласованности. С 1975 г. такой орган стал действовать - стали проводиться ежегодные встречи на высшем уровне представителей стран "большой семерки": США, Канады, Японии, ФРГ, Англии, Франции и Италии. И хотя этот форум не имеет постоянно действующих органов и аппарата, его влияние на мировые процессы велико. Несомненно, что "семерка" контролирует большую часть мировой экономики.Четвертый этап в развитии международных экономических организаций связан с распадом социалистической системы. В результате распался Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), а на месте СССР возникло СНГ, по сути представляющее орган координации экономической политики республик бывшего СССР. Ликвидация идеологических основ участия в международных организациях бывших социалистических стран и республик СССР обнаружила направления их экономических интересов. Страны Восточной Европы, страны Балтии устремились в европейские экономические организации. Украина, учитывая экономическую взаимозависимость с Россией, не отказалась от координации экономической политики в рамках СНГ. Но при этом всячески подчеркивала свое стремление в организации Европейского Союза. Республики Средней Азии и Казахстан пытаются формировать Центрально-азиатское экономическое сообщество с общими рынками товаров, труда и капитала. Кроме того, все страны бывшего социалистического лагеря участвуют в ООН и большинство - в деятельности МВФ. Кроме того, Россия как правопреемница СССР, вероятно, будет участвовать в ежегодных встречах "семерки", как равноправный партнер, и "семерка" со временем превратится в "восьмерку".
37. Классификация международных экономических организаций
Международные экономические организации – система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. Классификация международных экономических организацийВ настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. В центре их находится ООН.По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные и неправительственные.Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов.С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.).По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) и региональные (Организация африканского единства, Организация американских государств).Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Например, Европейский Союз. С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).Также существует иная классификация международных экономических организаций: в зависимости от направлений деятельности они делятся на универсальные и специализированные.К универсальным международным экономическим организациям относятся:Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС)Всемирная торговая организация (ВТО) рганизация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)другие универсальные экономические организацииК специализированным международным экономическим организациям относятся организации, в сферу деятельности которых входит определенный более узкий круг экономических отношений. Примерами таких организаций являются:Всемирная организация интеллектуальной собственностиМеждународная ассоциация воздушного транспортаВсемирная туристическая организацияМеждународный союз газовиковОрганизация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)Международный институт статистикидругие специализированные экономические организацииВ особую группу международных экономических организаций можно выделить международные финансовые организации:
Международный валютный фонд (МВФ)Группа Всемирного банкаЕвропейский банк реконструкции и развитияАзиатский банк развитияАрабский валютный фондЕвразийский банк развитиядругие международные финансовые организации
38. Основные международные экономические организации в торговле
С 70-х годов начался интенсивный процесс формирования общего правового пространства. Этому в значительной мере способствовала деятельность, осуществляемая в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), направленная на совместимость национальных систем регулирования внешней торговли, устранение многих барьеров в международном товарообмене и формирование современной международной торговой системы.ГАТТ - это система, имеющая механизм сдерживания односторонних действий, поддержания нормального климата в международных торговых отношениях. С 1 января 1995 г. ГАТТ преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая составляет основу, на которой базируются все другие многосторонние соглашения, заключенные в рамках ГАТТ и в ходе «Уругвайского раунда».Для России, вовлеченной в процесс вхождения в мировую систему хозяйства, Соглашение о создании ВТО имеет существенное значение, поскольку новая организация включает в свои рамки ГАТТ, о намерении присоединения к которой РФ сделала официальное заявление в июне 1993 г. Присоединение России к Соглашению о создании ВТО отвечает ее интересам и будет способствовать росту авторитета и роли РФ в международных экономических организациях.Всемирная торговая организация - ВТО (World Trade Organization - WTO)Начала действовать с 1 января 1995 г. в качестве организационного механизма по обеспечению реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ с 1986 по 1993 г. и получивших название «Уругвайского раунда».Всемирная торговая организация - постоянно действующая международная организация; в отличие от ГАТТ она является специализированным учреждением системы ООН. ГАТТ не имело формального статуса специализированного учреждения. Оно относилось к межправительственным учреждениям, связанным с системой ООН формальным соглашением.
ВТО представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 132 государства и еще 31 страна, среди которых Китай, Российская Федерация, Саудовская Аравия, которые ведут переговоры о вступлении в нее. Среди членов ВТО - 32 развитых страны и 100 развивающихся стран.Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.Межправительственные организации по регулированию мировых товарных рынков, именуемые Международными товарными организациями (МТО), включают:Международные организации;Международные советы;Международные консультативные комитеты;Международные исследовательские группы.
39. Организации в международном перемещении факторов производства
Наряду с международной торговлей в современном мировом хозяйстве имеет место крупномасштабное международное перемещение факторов производства: капитала, технологий и рабочей силы. В экономическом плане международное движение факторов производства принципиально не отличается от перемещения потоков товаров и услуг, а при их изучении используется сходный микроэкономический инструментарий анализа. Более того, современная экономическая теория исходит из того, что торговля и движение факторов до известных пределов могут замещать друг друга, т. е. выступать как субституты.Капиталу свойственна высокая степень международной мобильности, его движение происходит в процессе перемещения финансовых потоков между кредиторами и заемщиками различных стран, между собственниками и их фирмами, которыми они владеют за рубежом. Международные потоки капитала подразделяются на ряд форм в зависимости от признака, положенного в основу классификации: ссудный и предпринимательский капиталы, прямые и портфельные инвестиции, частный и государственный капиталы, краткосрочный и долгосрочный капиталы.Международные потоки капитала устремляются туда, где реализация инвестиционных проектов обеспечивает большую отдачу. В результате выигрыш получает как мировое сообщество в целом, так и каждый из партнеров по международному движению капитала. Кроме того, международный кредит способствует сглаживанию уровней потребления в процессе отдельных фаз делового цикла.Кредит является традиционной и старейшей формой международных экономических отношений, он обеспечивает доход в виде процента по займам, торговым кредитам, депозитам и т. д. Движение ссуд в международной экономике рассматривается как специфический случай межвременной торговли, в процессе которой текущее потребление обменивается на потребление в будущем. Нормальное функционирование системы международного кредитования и заимствований временами прерывается кризисами мировой задолженности, когда отдельные нарушения равновесия принимают массовый характер. Сильная мотивация к отказу страны от платежей по внешнему долгу возникает при отрицательном значении сальдо заемных операций или базового трансферта. Страны с высоким уровнем внешней задолженности во избежание банкротства могут обратиться к стабилизационной программе МВФ.Рост прямых зарубежных инвестиций связан с деятельностью многонациональных фирм, которые в послевоенный период превратились в важный элемент мировой экономики. Фирма считается многонациональной, если: во-первых, она осуществляет продажи своей продукции более, чем в одной стране; во-вторых, ее филиалы или предприятия расположены в двух или более странах и, в-третьих, ее собственники являются резидентами различных стран. Многие многонациональные фирмы отвечают всем трем перечисленным признакам одновременно.Причины возникновения многонациональных фирм весьма разнообразны, но все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка и, в частности, с наличием тарифов и других ограничений на пути развития международной торговли, сильной монопольной властью производителей факторов производства, валютным контролем, транспортными издержками, характером отдачи от масштаба, различиями в налоговом законодательстве и т. д. Выделяют горизонтально и вертикально интегрированные, а также диверсифицированные типы многонациональных фирм.Дискуссии экономистов и политиков по поводу деятельности многонациональных фирм ведутся по следующим проблемам. Во-первых, экономическая эффективность деятельности фирм такого рода. Перемещая производственные ресурсы из стран, где они имеются в избытке, в страны, испытывающие их нехватку, многонациональные фирмы способствуют более эффективному размещению мировых факторов производства, а следовательно, и общему росту производства в мире. Во-вторых, справедливость распределения полученного выигрыша от увеличения мирового объема производства между принимающей страной и страной базирования. В-третьих, соотношение монопольной власти крупных многонациональных корпораций и суверенитета государства.5.2. Технологии, будучи развитым фактором производства, обладают высокой международной мобильностью. Материальной основой возникновения и функционирования технологического рынка является международное разделение технологий, которое представляет собой исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение этого товара в отдельных странах.Рынок технологий функционирует в условиях правовой защиты научно-технических знаний и интеллектуальной собственности. Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются патенты, лицензии, копирайт, товарный знак или марка.Важнейшими экономическими агентами на мировом рынке технологий выступают фирмы развитых стран. На них приходится абсолютно преобладающая часть оборота мирового технологического рынка. В России за годы рыночных реформ произошел обвальный спад расходов на научные исследования и разработки, снизилась до критического порога изобретательская активность, наблюдается большая “утечка умов” за границу. Страна стала объектом получения технического содействия от мирового сообщества вместе с другими развивающимися странами и странами с переходной экономикой.Важнейшими формами международной передачи технологий являются торговля лицензиями, франчайзинг, инжиниринг, контракты “под ключ”, контракты на управление.Совершенствование рыночного механизма международной передачи технологий приводит к повышению эффективности распределения данного фактора между странами, росту выгоды, получаемой торговыми партнерами. Однако рынок технологий характеризуется высокой степенью вмешательства государства, которое путем создания явных и скрытых ограничений на вывоз технологий стремится сохранить научно-техническое лидерство в той или иной области. При возведении барьеров на путях перемещения технологий государство в ряде случаев руководствуется соображениями национальной безопасности, мотивами политического и идеологического характера.5.3. Миграция рабочей силы представляет собой перемещение лиц трудоспособного возраста из страны в страну на длительный срок и вызывается причинами экономического и иного характера. Внешняя миграция складывается из эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Различают возвратную и безвозвратную, трудовую и переселенческую, легальную и нелегальную миграции. Миграционные процессы последних лет характеризуются не только ростом масштабов, но и появлением новых черт, которых не наблюдалось в прошлом.Международная миграция связана с определенными издержками и в тоже время приносит известный выигрыш. Как издержки, так и выигрыши могут иметь экономический или иной характер. Свободная миграция изменяет уровень благосостояния отдельных экономических агентов внутри стран, участвующих в этом процессе, а также сказывается на общественном благосостоянии всей страны и мирового сообщества в целом.Экономический эффект миграции рабочей силы не ограничивается только воздействием на объем производимого продукта, он распространяется на перераспределительные процессы, оказывая сложное и противоречивое влияние на объем государственных расходов и налогов как в отечестве, так и за рубежом.Помимо экономического эффекта миграция рабочей силы сопровождается рядом последствий, которые находятся за рамками традиционного экономического анализа и часто не поддаются обычной рыночной оценке. Многие из таких последствий представляют собой отрицательные внешние эффекты, что толкает принимающие страны к осуществлению мер государственного регулирования миграции.Важнейшими формами регулирования миграции со стороны государства являются установление количественных квот иммиграции, избирательность по отношению к лицам, въезжающим в страну, контроль за сроками пребывания мигрантов в принимающей стране, стимулирование реэмиграции.