Понятие управления в таможенных органах

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего. Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуются четкое управление внутри нее.

Обобщая различные формулировки понятия «управление» с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение.

Управление- это непрерывный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта и объекта управления и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними. В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах. Управление является непрерывным процессом. Непрерывный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них, что можно представить в виде схемы (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1. Система взаимосвязи элементов управления в звене «РТУ - таможня»

Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т.е. об определенной последовательности и повторяемости выполнения одних и тех же видов управленческих работ или стадий и этапов управления, которые выполняются различными звеньями управления и в разных формах.

Система управления таможенным делом представляется органами управления – субъектом управления и собственно таможенным делом как объектом управления. Таможенное дело, как объект управления – это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соответственно управление таможенным делом – это управление данными объектами.

Таможенное дело как система управления также имеет в своем составе две базовые подсистемы: собственно таможенное дело как управляющую подсистему и сферу ВЭД как объект управления.

Таможенное дело, как субъект управления – это система управления сферой внешнеэкономической деятельности, участниками ВЭД, товарами, перемещаемыми через таможенную границу – объектами управления. Такое управление осуществляется в форме таможенного регулирования и контроля; шире – это система таможенного администрирования.

С позиции теории систем управление таможенным делом является вложенной системой по отношению к системе таможенного администрирования. Поэтому, управляя таможенным делом, мы регулируем процессы в сфере ВЭД и по каналам обратной связи контролируем полученные результаты. Далее, анализируя их, по мере необходимости принимаем решения по изменениям собственно в таможенном деле и /или в сфере ВЭД.

Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: 1) механизма управления, 2) структуры управления, 3) процесса управления и 4) механизма совершенствования системы управления (рисунок 2.2).

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления.

Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Структура управлениявключает в себя, прежде всего, органы управления, связи и отношения между пунктами управления, принадлежащими к различным уровням управления, подсистемы информационного, тылового обеспечения, подсистему безопасности, подсистему связи. Пунктом управленияназывается организационно техническое объединение должностных лиц, средств управления и информационного обеспечения. Согласно принятой организации таможенных органов различают следующие пункты управления:

Пункт управления руководителя ФТС РФ. Это главный пункт управления в структуре управления.

Рисунок 2.2 - Компоненты системы управления

Пункты управления заместителей руководителя ФТС РФ, начальников главных управлений и управлений центрального аппарата. Совокупность выше указанных пунктов управления составляют высший (первый) уровень управления. На втором уровне управления находятся пункты управления начальников региональных таможенных управлений и их заместителей – начальников соответствующих служб. На третьем уровне управления находятся пункты управления начальников таможен и их заместителей. На четвертом – нижнем уровне управления находятся пункты управления начальников таможенных постов и их заместителей.

Помимо этого в каждом управлении, таможне и на таможенных постах созданы многочисленные функциональные подразделения, которые имеют свои пункты управления. Вся эта совокупность пунктов управления объединена в единую общность линейными вертикальными связями прямого подчинения, линейными и перекрестными связями функционального подчинения и связями взаимодействия.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение структуры управления. Структура управления– это совокупность пунктов управления различной иерархии и связей между ними. Характеризуя структуру управления, сложившеюся к настоящему времени, можно сказать, что она является комбинацией линейной и функциональной структур управления и в настоящем виде соответствует как задачам, решаемым таможенными органами, так и условиями, в которых они осуществляют свою деятельность.

Процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления.

Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления. Механизм совершенствования системыуправления включает в себя создание подсистем постоянного изучения факторов и условий, влияющих на таможенные органы, всех противоречий, которые накапливаются в самой системе таможенных органов и не могут быть объективно разрешены на местах, создание условий для своевременного устранения отмеченных противоречий, изменение и корректировку задач и функций различным по иерархии таможенным организациям согласно обстановке, приведение организационных и штатных структур в соответствие с задачами и функциями в конкретном регионе деятельности.

Главная цель действия механизма совершенствования – непрерывное развитие и совершенствование таможенной службы с учетом мирового развития системы обмена товаров и мировой таможенной службы.

Законы управления

Законы управления в таможенных органах в отличие от универсальных (всеобщих) и общих, относятся к специфическим (частным) законам, знание и применение которых предопределяют необходимость строго учета их требований и принципов при организации и функционировании любой системы управления на каждом ее уровне.

Закон управления - это сущностное, устойчивое, объективное и повторяющееся в процессе или явлении, которое не зависит от субъекта наблюдения. Или, законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способами и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Знание и исполнение законов управления позволяет многократно повысить результативность управленческих воздействий, избежать субъективизма, произвола и волюнтаризма.

В управлении таможенной системой РФ действуют следующие законы: единства системы управления; пропорциональности профессиональной деятельности и управления; оптимального соотношения централизации и децентрализации; соотносительности управляющей и управляемой систем.

Действие закона единства системы управления проявляется в наличии объективно необходимых элементов системы, связей и отношений, согласованных с целью управления и сопутствующими факторами. Цель управления едина и неразрывна от высших органов государственной власти до самого низшего звена при соблюдении единства технологического и правового поля.

Закон пропорциональности управленческой деятельности диктует обязательное обеспечение рационального пропорционального взаимодействия управляющей и управляемой подсистем, придание согласованных действий всем звеньям управления и технологическим звеньям при обязательном выделении необходимых для этого ресурсов.

Закон оптимального соответствия централизации требует такого структурно-функционального построения системы управления, при котором не сковывается инициатива нижних звеньев управления, но при этом обеспечивается устойчивость и твердость управления, исходящая от вышестоящего звена управления.

Закон соответствия управляющей и управляемой подсистем требует, прежде всего, чтобы уровень компетенции и организации работы высшего звена управления соответствовали уровню организации и напряженности работы подчиненного звена управления.

С целью практического освоения материала студентам предлагается выполнение практического задания на тему «Законы управления» по следующему плану.

План практической работы

1. Кратко охарактеризовать основные законы в таможенной системе по ключевым направлениям деятельности таможенных органов и оформить в виде таблицы.

2. Описать и представить действие «закона единства системы управления» в таможенной системе.

3. Рассмотреть основные законы управления таможенными органами в их взаимосвязи и развитии.

Приведем пример выполнения заданий в соответствие с планом практической работы.

1) Для характеристики основных законов в таможенной системе по ключевым направлениям деятельности таможенных органов представим некоторые из них в виде таблицы 2.1.

2) Опишем действие «закона единства системы управления» в таможенной системе.

Определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий оказывает субъект управления – государство. В нем сосредоточена и им реализуется государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата. Через систему своих структур государство воздействует на общественную и частную жизнь, опираясь на властную силу.

Само участие государства в регулировании таможенного дела осуществляется на основе норм права, регламентирующих данную деятельность. Функции государства сводятся к разработке правовых норм и контролю их выполнения. Определяемые государством нормы права и представляют содержание таможенной политики.

Одним из объектов государственного управления выступает таможенное дело, которое в свою очередь осуществляют таможенные органы Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ основное содержание таможенного дела раскрывается через таможенное регулирование. Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров через таможенную границу РФ.

Таблица 2.1

Основные законы управления по ключевым направлениям деятельности таможенных органов

Направление деятельности таможенных органов Закон
1. Таможенные платежи. К ним относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, таможенный сбор, таможенная плата. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; Раздел II. таможенные платежи. Глава 18. взыскание таможенных платежей. Статья 150. Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов Статья 151. Пени Статья 152. Требование об уплате таможенных платежей Статья 153. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание) Статья 154. Обращение взыскания на обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов Статья 155. Приостановление операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке Статья 156. Арест имущества Статья 157. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены Статья 158. Взыскание таможенных платежей за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика Статья 159. Обязанности банков и иных кредитных организаций по исполнению решений таможенного органа о взыскании таможенных платежей Статья 160. Признание безнадежной к взысканию и списание задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеням, процентам
2. Таможенное оформление. Представляет собой совокупность осуществляемых таможенными органами действий, связанных с пропуском в Россию или за границу товаров, перемещаемых через таможенную границу. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; Раздел II. Таможенные процедуры Подраздел 1. Таможенное оформление Глава 8. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению Статья 59. Порядок производства таможенного оформления Статья 60. Начало и завершение таможенного оформления Статья 61. Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций Статья 62. Место и время производства таможенного оформления товаров Статья 63. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления Статья 63.1. Таможенные сборы за таможенное оформление Статья 64. Присутствие заинтересованных лиц и их представителей при производстве таможенного оформления Статья 65. Язык, на котором производится таможенное оформление Статья 66. Таможенное оформление и контроль иных государственных органов Статья 67. Первоочередной порядок таможенного оформления Статья 68. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц

Окончание таблицы 2.1

3.Валютный контроль. Представляет собой совершение таможенными органами действий в целях проверки соблюдения физическими и юридическими лицами установленных правил ввоза, вывоза и транзита валюты и валютных ценностей. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О валютном регулировании и валютном контроле" Глава 2. Валютное регулирование Статья 5. Органы валютного регулирования Статья 6. Валютные операции между резидентами и нерезидентами Статья 9. Валютные операции между резидентами Статья 10. Валютные операции между нерезидентами Глава 3. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки Глава 4. Валютный контроль Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц Статья 24. Права и обязанности резидентов и нерезидентов Статья 25. Ответственность за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
4. Оперативно-розыскная деятельность. Осуществляется таможенными органами в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, отнесенных законом к их компетенции, таких как контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и др. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". С изменениями и дополнениями от: 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 2 декабря 2005 г., 24 июля 2007 г., 29 апреля, 22, 25, 26 декабря 2008 г., 28 декабря 2010 г., 21 ноября, 8 декабря 2011 г., 10 июля, 29 ноября 2012 г., 5 апреля 2013 г. Глава I. Общие положения Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью Статья 22. Ведомственный контроль

Структура органов государственного управления таможенным делом представлена Федеральной таможенной службой. Согласно положениям действующего законодательства, таможенные органы – это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела и подчиненные ей таможенные органы РФ.

Например, Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» является правовым документом для таможенных органов, представленных ФТС, регламентирующим совокупность осуществляемых таможенными органами действий, связанных с пропуском в Россию или за границу товаров, перемещаемых через таможенную границу. Здесь цель управления едина и неразрывна от высших органов государственной власти до самого низшего звена таможенных органов.

Рисунок 2.3 отображает единую централизованную систему, которая осуществляет свою управленческую деятельность на основе единой нормативно-правовой базы и распространяется на все элементы структуры.

 
 

Рисунок 2.3 – Единая централизованная система управления в системе таможенных органов

Таким образом, действие закона единства системы управления проявляется в наличии необходимых элементов системы, связей и отношений между ними, согласованных с целью управления и сопутствующими факторами. При этом цель управления едина и неразрывна от высших органов государственной власти до самого низшего звена.

3) Рассмотрим основные законы управления таможенными органами в их взаимосвязи и развитии.

Законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных элементов системы управления между собой и элементами внешней среды. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

Среди законов управления можно выделить (таблица 2.2):

- закон единства и целостности системы управления;

- закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;

- закон оптимального соотношения централизации функций управления;

- закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

Таблица 2.2

законов управления

Закон Содержание закона
Закон единства и целостности системы управления - в неразрывной цепи отношений управления от высших органов государственного управления до низших ее звеньев; - в непрерывности, ритмичности, согласованности и последовательности всех стадий, операций и этапов процесса управления; - в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; - в единстве функций и методов управления; в единстве требований ко всем сотрудникам аппарата управления
Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления - обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем; - организация непрерывного взаимодействия всех составных элементов системы; - обеспечение четкого управления функциональной деятельности всех элементов системы с минимальными затратами для получения необходимого результата
Закон оптимального соотношения централизации функций управления - построение системы управления и организация ее функционирования при строгой непрерывности и устойчивости подчинения каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам управления; - достижение максимального соответствия форм централизации управления реальным потребностям системы на каждом этапе ее развития
Закон соотносительности управляющей и управляемой систем   - обеспечение соответствия уровня развития и функционирования управляющей системы уровню оперативно- служебной деятельности управляемой системы под воздействием изменяющихся организационных, экономических и других факторов

Наши рекомендации