Эволюция теории рыночного поведения потребителя
В послевоенные годы был значительно расширен и обогащён раздел, освещающий рыночное поведение потребителя. Традиционная теория предельной полезности была дополнена изложением ординалистской теории Слуцкого-Хикса-Аллена. Все современные учебники излагают теорию рыночного поведения потребителя в двух вариантах: кардиналистском (с ориентацией на работу А. Маршалла) и ординалистском (с ориентацией на работу Дж. Хикса «Стоимость и капитал»).
Ориентация на применение микроэкономического анализа для решения практических проблем усиливает интерес к изложению теории потребительского выбора с применением кривых безразличия, бюджетных линий, расчётов эффекта замещения и эффекта дохода. Этот подход прочно закреплён в учебниках и позволяет анализировать закономерности развития спроса на товар и предпочтений потребителя. В курсах Д. Хаймана, Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда особенно много внимания обращено на подбор примеров успешного использования кривых безразличия в области маркетинга, менеджмента, фискальной политики.
Кардиналистский подход к поведению потребителя отступает на второй план, используется только с точки зрения общих теоретических предпосылок анализа. Проблема измерения полезности, сложность доказательства существования определённой функции полезности остаются непреодолимой преградой для дальнейшей популяризации кардиналистской теории полезности.
После выхода в свет в 1944 г. работы Дж. фон Неймана и О Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение» наметился прогресс в изучении поведения экономических субъектов в условиях неопределенности. Авторы применили для характеристики полезности математический аппарат теории вероятности, теории множеств и создали модели лотерей. При всеобщем признании плодотворности и перспективности данного подхода развернулась полемика на тему: можно ли применить данные математические методы для доказательства основных постулатов кардиналистской теории полезности.
Модели Неймана—Моргенштерна нашли широкое отражение в учебной литературе, ориентированной на математические методы микроэкономического анализа. В курсах Хендерсона и Квандта, Баумоля, Вериена этим моделям посвящены целые главы. Для введения теории игр в определение полезности используется понятие «ожидаемой полезности». По выражению Неймана и Моргенштерна, они «практически определили численную полезность как объект, для которого подсчёт математического ожидания является законным»'.
Для доказательства существования измеряемой ожидаемой полезности Нейман и Моргенштерн вывели пять фундаментальных аксиом, а Дж. Маршак в 1950 г. переформулировал их и предложил в качестве определения рационального поведения индивида в условиях риска. В этих позднейших формулировках аксиомы и выводы из них были включены в учебники. В прикладных исследованиях их используют в теории управления, например при анализе и принятии решений.
Включённые в учебные курсы аксиомы определяют индекс полезности, при котором «ранжирование лотерей по их ожидаемой полезности соответствует действительным предпочтениям индивида». Полезность в этом случае предстаёт как «предельная норма замены между Х и вероятностью выпадения предопределённого выигрыша по стандартному лотерейному билету». Приведённая трактовка явно отличается от неоклассического понимания предельной полезности как приращения удовольствия от потребления следующей единицы блага. Как заметил в своём обзоре американский экономист П. Шумейкер, полезность в математическом смысле служит «для представления предпочтений, тогда как в неоклассической теории она определяет предпочтения (или предшествует им).
Несовпадение понимания полезности в кардиналистской теории и в теории игр приводит к тому, что учебные курсы, рассматривая теорию игр, не спешат связывать её достижения с доказательствами возможности прямого определения полезности и существования определённой функции полезности.
Идеи Неймана — Моргенштерна помогают определить предпочтения участников рыночного процесса, предсказать возможные рациональные ожидания в условиях риска. Но эта теория не даёт возможности определить силу и интенсивность желания или его удовлетворения. Приращение за её счёт кардиналистской теории предельной полезности освещается в учебниках очень скромно, только как возможность, повод для дальнейших дискуссий.
Теория игр используется более широко в разделах, освещающих несовершенную конкуренцию, в частности варианты поведения фирм в условиях олигополии.
В начале 1950-х гг. ординалистская теория полезности обогатилась новым подходом: П. Самуэльсон и X. Хаутеккер выдвинули теорию выявленных предпочтений. Они предложили исследовать рыночное поведение потребителя без построения кривых безразличия и соответствующих карт безразличия. Закономерности предпочтения потребителя выявляются только в связи с изменением объёма покупок товаров, вызванным движением доходов, абсолютных или относительных цен. Предпочтения по кривым безразличия принимаются постоянными и непосредственно не отражаются на происходящих изменениях. Фактически этот подход опирается на закономерности связи эффектов замещения и дохода с эластичностью спроса по доходу.
Ссылаясь на мнение П. Самуэльсона, У. Баумоль так охарактеризовал достоинства этого подхода: «Если вкусы потребителя не изменяются, то теория выявленного предпочтения даёт нам возможность получить всю необходимую информацию из одних лишь наблюдений за поведением потребителя на рынке, то есть наблюдая за тем, что он покупает при различных ценах», при этом предполагается, что его опыт в этой области не изменяет структур его предпочтений или его желания как потребителя товаров».
Такая информация сама может стать основой для построения карт безразличия, заменив опросы покупателей об их вкусах, склонностях, желаниях, то есть так называемую интерспективную информацию. Получение такой неверной, субъективной информации всегда считалось главным препятствием для практического применения аппарата кривых безразличия.
Вместе с тем в учебных пособиях теория выявленного предпочтения не заменяет полностью других подходов к исследованию и теоретическому осмыслению спроса. В учебных пособиях У. Баумоля, Дж. Хендерсона и Р. Квандта (1950-1960-е гг.) она излагается вместе с другими теориями как новинка, разработанная на основе теории Слуцкого—Хикса. В учебном пособии Р. Липси «Позитивная экономическая теория» (1963), которое было издано в Лондоне, вклад Дж. Хикса, Р. Аллена и Е. Слуцкого особенно подчеркнут, однако теория спроса излагается только по теории выявленного предпочтения, без применения кривых безразличия. Но такой подход остался исключением.
В американских учебных курсах 1950-1960-х гг. (У. Баумоль, Дж. Хендерсон и Р. Квандт) к главе, излагающей теорию выявленного предпочтения, имеется примечание, что данный материал сложен и может быть при необходимости опущен без ущерба для изучения последующих тем.
В 1980-е гг. в учебных пособиях, ориентированных на практическое применение экономической теории, выявленные предпочтения не называются и не рассматриваются. Наоборот, большое внимание уделено кривым без» различия и их применению для любого выбора: межвременного при анализе сбережений и капиталовложений, выбор риска и доходности при формировании структуры портфеля ценных бумаг, выбора технических характеристик при покупке автомобиля и т. д. Теория выявленного предпочтения рассматривается в рамках сложных математизированных курсов микроэкономического анализа, например курс X. Вериена. Таким образом, в 1980-е гг. теория выявленных предпочтений осталась в разряде особо сложных, она вынесена только в продвинутые курсы.
В отличие от американских учебных курсов английские учебники в разделе теории потребительского поведения часто рассматривают кейнсианские теории. Например, в учебном пособии Г.Фитцпатрика «Микроэкономика. Новые теории и традиция» в главе 3 излагается кейнсианская функция спроса и предельная склонность к потреблению. После этого как новое в микроэкономическом анализе излагается полемика М. Фридмена по этим проблемам, в частности его идея независимости уровня потребления от краткосрочных колебаний дохода. Американские учебники, оставаясь верными неоклассической теории микроэкономики, излагают кейнсианские взгляды и полемику с ними только в курсе макроэкономики.
Изменение теории фирмы
Послевоенные учебники берут за основу определение фирмы как организации, имеющей целью максимизацию прибыли. Рассмотрение фирмы, максимизирующей прибыль, является устойчивой базой теории фирмы, на которую опираются все модели. Альтернативные воззрения на природу фирмы излагаются значительно реже. Они трактуются как дополнения, новые взгляды, возможные варианты понимания природы фирмы. В продвинутых математизированных курсах (например, X. Вериена) альтернативные концепции фирмы не рассматриваются.
В целом все основные модели движения издержек, выручки, равновесия фирмы на рынках готовых продуктов и ресурсов строятся на предположении, что главной целью фирмы является максимизация прибыли. Считается, что все остальные цели фирмы, предполагаемые другими теориями: снижение трансакционных издержек, удержание рынка, повышение устойчивости организации и т. д., можно в конечном счёте свести к прибыли. Возникает обобщение, расширенное понимание фирмы. Д. Хайман даёт такое определение: «Фирмы — это организации, которыми владеют и управляют люди, стремящиеся получить прибыль, продавая товары и услуги. Решения, принимаемые в фирме и касающиеся использования ресурсов, применения новой технологии, выбора производимого продукта, объёма производства, принимаются менеджерами фирм, которые являются одновременно или хозяевами фирмы, или наёмными работниками».
Перед нами определение, призванное охватить как можно больше подходов к сущности фирм. Но акцент делается на получении прибыли. Такое понимание сущности фирмы предопределяет сохранение традиционного анализа издержек, отдачи ресурсов, выручки и прибыли. По сравнению с теорией А. Маршалла, в современных учебниках произошли определённые изменения: теория фирмы стала более формализованной, стройной. Усилился математический аппарат. Большую роль в этом процессе сыграла работа Дж. Хикса «Стоимость и капитал» (1939). Важнейшими инструментами анализа поведения фирмы стали производственная функция, аппарат кривых безразличия и бюджетных линий (для теории фирмы изоквант и изокост).
Ещё в началеXX в. теория фирмы была расширена за счёт выделения краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Это позволило сформулировать закон убывающей отдачи факторов в краткосрочном периоде (Д. Б. Кларк и П.Х Уикстед), что в свою очередь проложило путь для внедрения единого аппарата анализа поведения потребителя и фирмы на рынке (Дж. Хикс). В долгосрочном периоде были сформулированы закон изменения эффекта масштаба, критерии оптимального размера фирмы. На этой основе разрабатывались закономерности движения отдачи факторов производства и издержек фирмы для краткосрочного и долгосрочного периодов, а они предопределили движение прибыли. В учебниках изложение этих проблем опирается на знаменитую статью американского экономиста Дж. Вайнера «Кривые затрат и кривые предложения» (за 1922 и 1950 г.).
В преподавании микроэкономики в 1980-е гг. в теорию фирмы внесено относительно мало нового, этот раздел анализа считается сформированным уже в 1950-е гг. Единственным разделом, по поводу которого имеются определённые разногласия — это движение эффекта от масштаба производства. Исследование закономерностей изменения отдачи от масштаба позволяет обосновать оптимальные размеры фирм, концентрацию производства и продаж в отраслях, формы конкуренции или кооперации в них.
Традиционный взгляд на эту проблему подчёркивает неизбежность замены положительного эффекта масштаба отрицательным эффектом. Таким образом, долгосрочные средние издержки должны по мере расширения производства сначала снижаться, а потом неизбежно возрастать. Самый низкий уровень средних издержек соответствует оптимальному размеру (масштабу) производства. Такой взгляд специально исследовал Э. Чемберлин в статье «Пропорциональность, делимость и экономия от масштаба» (1948).
Учебные курсы придерживаются традиционных взглядов на движение эффекта от масштаба. Однако эмпирические исследования в различных отраслях показывают, что оптимальные размеры фирм могут сильно различаться как внутри одной отрасли, так и между отраслями. В 1980-е гг. в таких учебниках, как «Современная микроэкономика: анализ и применение» Д. Хаймана, специально выделяются факторы, которые способствуют стабилизации отдачи от масштаба, увеличению участка положительной отдачи, то есть определяют разнообразие оптимальных размеров выпуска для фирм одной отрасли.
Собственно новинкой послевоенных курсов микроэкономики можно считать рассмотрение Х-фактора. В 1966 г. американский экономист X. Лейбенстайн выдвинул концепцию существования особой группы факторов, которые могут способствовать или высокой эффективности работы фирм, или особой неэффективности. Лейбенстайн назвал такие факторы Х-факторами, так как они действуют по-разному в одних и тех же условиях, относящихся к распределению и технологии, применяемой фирмами. К таким особым факторам относятся условия стимулирования труда, традиции и культура страны и народа, микроклимат в коллективе. Действие Х-фактора способствует тому, что оптимальные размеры предприятия могут сильно различаться при одних и тех же общих обстоятельствах. Учёт Х-фактора помогает объяснять достоинства и недостатки функционирования корпораций в условиях несовершенной конкуренции. Идеи X. Лейбенстайна представлены в учебниках, ориентированных непосредственно на практику.
В целом в 1980-е гг. теория фирмы тесно переплетается с теорией рынков, с исследованием сложных рыночных структур и поведения фирмы в условиях несовременных рынков. Именно в этом направлении развивается микроэкономический анализ в послевоенный период.
Эволюция теории рынков
В области теории рынков все учебники по микроэкономическому анализу сильно отличаются от фундаментального труда А. Маршалла. В 1930-1940-е гг. были заложены основы теории несовершенной конкуренции, которая заняла ведущее положение в учебных курсах послевоенной поры.
Модели монополии, монопсонии, олигополии, двойной монополии, монополистической конкуренции нашли отражение во всех учебниках по микроэкономическому анализу. Вместе с тем проблемы несовершенной конкуренции до сих пор считаются дискуссионными, по этому поводу все ещё не существует «определённой теории на достаточно развитом уровне». Учебные курсы, избегая сложных суждений, знакомят с основными общеизвестными положениями различных теорий.
Особое внимание обращают на себя проблемы рынков, монополистической конкуренции и олигополии. Разработка моделей таких рынков, исследование закономерностей поведения фирм на них, движения цен, издержек и прибыли сочетаются с изучением воздействия, которое несовершенные рынки оказывают на общее рыночное равновесие, эффективность распределения ресурсов и доходов.
В учебных курсах изучаются основные модели олигополии, такие, как дуополия Курно-Нэша, модель «лидера и последователя» Стэкклберга, открытый картель, ломаная кривая спроса. В 1970-1980-е гг. особую популярность приобрели модели, построенные на основе теории игр: игры с нулевой суммой, демонстрирующие закономерности стратегии жёсткого взаимодействия, игры с ненулевой суммой, показывающие противоречия олигополистической координации.
Учебники исследуют такие особенности поведения фирм в условиях олигополии, как тесное взаимодействие, соперничество, асимметрия информации, необходимость сознательного поддержания единого уровня цен в отрасли. При этом в отрасли в целом могут появиться жёсткие единообразные цены, независимые от издержек отдельных фирм, объёмы выпуска продукции ограничиваются, создаются барьеры, препятствующие проникновению в отрасль новых фирм.
Применяя модели олигополистического взаимодействия, учебные курсы показывают, как неопределённость, недоверие фирм, а также незапланированные изменения рынка приводят к тому, что цена и объем выпуска оказываются на уровне, не соответствующем оптимальным условиям функционирования. Максимизация прибыли для всех фирм в отрасли вступает в противоречие с максимизацией прибыли для отдельной фирмы, поэтому полный и долгосрочный сговор оказывается невозможным. В этом же направлении действует и отклонение средних издержек от оптимального уровня. Этот процесс тесно связан с необходимостью ограничения выпуска каждым участником олигополистической координации, что невозможно без сохранения резервных мощностей, иногда значительных.
С точки зрения участников олигополистического сговора оптимизация цены и объёмов выпуска, соблюдение договорённости могут принести дополнительную прибыль в долгосрочном периоде. Нарушение договора, самостоятельное снижение цен, проведение агрессивных рекламных кампаний могут дать краткосрочное повышение прибыли за счёт остальных участников сговора, но в долгосрочном плане обязательно приведут к снижению прибыли и даже истощению финансовых ресурсов. К этому выводу приходят все исследователи и он закреплён в учебных курсах.
Основные дискуссии разворачивались в области проверки этих выводов на практике. Так, Дж. Стиглер в 1947 г. подверг критике модель ломаной кривой спроса в статье «Ломаная кривая спроса олигополиста и жёсткие цены». На основе статистических данных он попытался показать, что после второй мировой войны жёсткость цен была не столь велика, как в начале XX века, а ценовые войны не так уж характерны, поэтому невозможно утверждать, что при снижении цен все фирмы в отрасли выравнивают цены, а при повышении цен одной фирмой — не следуют за инициатором. Динамическое соперничество, расширение рынков, неценовая конкуренция или дифференциация продукции, а также множественность целей, которые может преследовать крупная корпорация, предопределяют разнообразие реакции фирм на снижение или повышение цен. Обязательной потери эластичности кривой спроса на участке низких цен и резкого увеличения эластичности на участке высоких цен может не быть. Вместе с тем, хотя специальные курсы по теории отраслевой организации рынка уже не пропагандируют эту модель, общие учебники по микроэкономике постоянно её воспроизводят. Её простота и наглядность, видимо, восполняют некоторую приблизительность общих выводов.
То же происходит и с моделью дуополии Курно. Признавая её несовершенство и неточность, учебные курсы используют эту модель для демонстрации самых общих, простых закономерностей взаимодействия фирм в условиях несовершенной конкуренции.
Новым, постоянно развивающимся разделом этой темы является влияние несовершенной конкуренции на общее рыночное равновесие. Эта проблема тесно связана с оценкой действия государства по регулированию цен, слияния, информации и производства. Именно в этом разделе развёрнуто обсуждаются проблемы несовершенства рыночного механизма, возможность внерыночных эффектов.
Обычно рассматривается несколько критериев социальной цены монополистической власти: снижение эффективности, искажение оптимальных пропорций распределения и потребления благ и ресурсов, снижение общего благосостояния. В последние десятилетия развернулись практические исследования по определению и измерению монополистической власти, то есть способности фирм, участвующих в олигополистической координации, влиять на цены и объёмы выпуска. В связи с этим сделаны попытки измерить ущерб, причинённый таким влиянием. Эти исследования нашли отражение в последних учебных курсах по микроэкономическому анализу (Д Хайман, Р. ПиндайкиД. Рубинфельд).
Вместе с тем в 1970-1980-е гг. явно возросло влияние идей И. Шумпетера о воздействии несовершенной конкуренции на общество. В учебном курсе Д. Хаймана излагаются альтернативные взгляды на достоинства монополии и олигополии, на те выгоды, которые они могут принести обществу Особо исследуется случай естественной монополии, внедрения принципиально новых технических приёмов в условиях мобилизации финансовых ресурсов, разнообразие продукции и распространение информации при содействии монополии'.
Учитывая противоречивость и неоднозначность влияния несовершенной конкуренции на общество, рассмотрение форм и методов антитрестовской политики приобретает в последнее десятилетие возрастающее значение. Эти проблемы занимали относительно скромное место в курсах 1950-1960-х гг., но в курсах 1980-х гг. им отведены целые главы.
Исследования несовершенной конкуренции приводят к тому, что постепенно в учебные курсы все чаще вводится понятие «состязательный рынок», который совмещает в себе черты конкуренции и сознательного взаимодействия участников. Роль государства в этом случае, по мнению авторов, должна ограничиваться предотвращением использования определённых недобросовестных приёмов, позволяющих приобрести монопольную власть. Эти приёмы включают в себя политику цен, направленную на вытеснение конкурентов, промышленный шпионаж и нечестное блокирование доступа на рынок для новых фирм1. В целом же учебные курсы микроэкономики отражают современное негативное отношение к прямому регулированию цен и объёмов в отрасли, пропагандируя косвенные методы воздействия на олигополию: поддержание конкуренции, контроль за добросовестностью и безопасностью рекламы, пресечение любых форм дискриминации.