Для определения, сколько абсолютных единиц прироста приходится на один процент в каждом году, найдем абсолютное значение одного процента прироста. 1 страница
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ЗАПОРОЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
___________ А.В. Сыпко
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению И. Д. З.
по дисциплине «СТАТИСТИКА»
для студентов заочной и дневной форм обучения
специальностей:
6.050103 – «Международная экономика»
6.050104 – «Финансы»
6.050106 – «Учет и аудит»
6.050107 – «Экономика предприятия»
6.050201 – «Менеджмент организаций»
Запорожье 2010
Методические указания к выполнению индивидуальных домашних заданий (контрольной работы) по дисциплине «Статистика» для студентов заочной и дневной форм обучения специальностей: 6.050103 – «Международная экономика», 6.050104 – «Финансы», 6.050106 – «Учет и аудит», 6.050107 – «Экономика предприятия», 6.050201 – «Менеджмент организаций». / Сост. к.т.н., доц. Гнеушев А.Н. – Запорожье: ЗИЭИТ, 2010.
Составители: к.т.н., доц. Гнеушев Александр Николаевич,
Обсуждена и утверждена
на заседании кафедры
финансов
протокол № ___________
от «____»_________2010г.
зав. кафедрой __________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИДЗ (КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ)……….……6
2. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ИДЗ ( КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ)……….29
3. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………49
4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ…………..………….51
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Она осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения.
Задачей изучения дисциплины «Статистика» является формирование у студентов комплексного понимания общественно-экономических отношений общества во всем многообразии его форм и проявлений.
Главной задачей статистики является исчисление и анализ статистических показателей, выявление взаимосвязей в экономике, изучение динамики ее развития и в конечном итоге – принятие эффективных управленческих решений на региональном и государственном уровнях. Поэтому в системе экономического образования особое место отводится изучению статистики – базовой научной дисциплины, формирующей профессиональный уровень современного экономиста.
В условиях перехода к рыночным отношениям, перед статистикой встает принципиально новая задача – реформирование общеметодологических и организационных основ статистики, и приведение ее в соответствие с международными стандартами. Успешное выполнение этой задачи требует дальнейшего улучшения качества подготовки экономистов высшей квалификации.
Изучение дисциплины «Статистика» базируется на основах интеграции теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении общеобразовательных и экономических дисциплин и приобретенном жизненном опыте. Для ее успешного усвоения необходимы знания таких дисциплин: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Теория вероятностей и математическая статистика». Последняя, является базой для изучения различных экономических курсов.
Дисциплина «Статистика» является составной частью таких дисциплин: «Страхование», «Анализ банковского дела», «Экономика предприятий», «Инвестирование», «Экономический анализ», «Организация и функционирование коммерческого банка», «Финансы».
Целью курса является предоставление знаний по овладению методами анализа социально-экономических явлений и процессов, тенденций развития и взаимосвязей секторов рыночной экономики; оценке жизненного уровня населения, его изменения под влиянием отдельных факторов и прогнозирование развития.
Обучение предусматривает лекционные и практические формы занятий. Большое значение отводится самостоятельной работе студента.
В результате изучения дисциплины «Статистика» студенты должны знать:
· основные статистические категории;
· основные правила сбора и обработки статистического материала;
· общие принципы и методы вычисления статистических показателей, их взаимосвязь и взаимозависимость;
· методы анализа социально-экономических явлений и процессов;
· нормативно-правовую базу.
Уметь:
· проводить сбор, обработку и анализ статистического материала;
· вычислять основные статистические показатели;
· анализировать социально-экономические явления и процессы и прогнозировать тенденции их развития;
· формулировать выводы и разрабатывать рекомендации по повышению эффективности функционирования экономики;
· применять нормативно-правовую базу.
По изучению курса «Статистика» студенты выполняют ИДЗ ( письменную контрольную работу). Номер варианта контрольной работы определяется по списку студента в журнале академгруппы. Номер варианта соответствует порядковому номеру исходных данных для выполнения практической (расчетной) части контрольной работы.
Работа должна быть напечатана на одной стороне листа формата А4, шрифт «Times New Roman» размер 14, межстрочный интервал 1,5. При этом необходимо соблюдать следующие поля (мм): левое – 30, правое – 10, верхнее и нижнее – 20.
Нумерация листов должна быть сквозной, начиная с титульного листа (не нумеруется). Номер ставится арабскими цифрами в правом верхнем углу страницы.
1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИДЗ (КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ)
ЗАДАЧА №1.
Имеются следующие данные о производстве продукции предприятием за 6 лет, (млн. грн.):
1-ый год | 2-ой год | 3-ий год | 4-ый год | 5-ый год | 6-ой год |
а1 | а2 | а3 | а4 | а5 | а6 |
Проанализировать динамику производства продукции. В частности, определить:
1) абсолютный прирост продукции (цепной и базисный);
2) средний абсолютный прирост продукции;
3) средний уровень ряда;
4) темп роста (цепной и базисный) продукции;
5) темп прироста (цепной и базисный) продукции;
6) среднее абсолютное значение 1% прироста;
7) среднегодовой темп роста;
8) среднегодовой темп прироста.
По каждому пункту сделать выводы.
Таблица 1 (к задаче №1)
№ варианта | а1 | а2 | а3 | а4 | а5 | а6 |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
11. | ||||||
12. | ||||||
13. | ||||||
14. | ||||||
15. | ||||||
16. | ||||||
17. | ||||||
18. |
Продолжение таблицы 1
№ варианта | а1 | а2 | а3 | а4 | а5 | а6 |
19. | ||||||
20. | ||||||
21. | ||||||
22. | ||||||
23. | ||||||
24. | ||||||
25. |
Методические указания:
1.Абсолютный прирост, млн. грн.:
а) цепной: Yi = Yi – Yi-1; (i = 2, 3, …, n)
б) базисный: Yi = Yi – YБ; (i = 2, 3, …, n),
где YБ – базисный период (год).
2.Средний абсолютный прирост:
а) как средняя арифметическая простая годовых (цепных) приростов:
,
где n – количество годовых (цепных) приростов.
б) как отношение базисного прироста к числу периодов:
,
где Yn – базисный прирост последнего периода (года);
n – общее количество периодов, (лет).
3. Средний уровень ряда определяется по средней арифметической простой:
,
где Y – производство продукции в определенном периоде, (году);
n – общее количество периодов, (лет).
4. Для характеристики интенсивности развития явления (производства продукции) вычисляется темп роста:
а) цепной: ; (i = 2, 3, …, n)
б) базисный: ; (i = 2, 3, …, n)
Проверка: соответствующий цепной темп роста определяется, как отношение последующего базисного темпа роста на каждый предыдущий:
.
5.Темпы прироста продукции:
а) цепной: или ( ); (i = 2, …, n)
б) базисный: или ( ); (i = 2, …, n)
6. Для определения, сколько абсолютных единиц прироста приходится на один процент в каждом году, необходимо вычислить абсолютное значение одного процента прироста:
; (i = 2, …, n)
Среднее абсолютное значение одного процента прироста за несколько лет определяется по формуле:
.
7. Для определения во сколько раз в среднем изменялся ежегодно признак (производство продукции), вычисляется среднегодовой темп роста по формуле средней геометрической:
а) первый способ:
;
б) второй способ:
.
8.Среднегодовой темп прироста продукции:
= - 100%.
ЗАДАЧА №2.
Динамика реализации продукции на рынках двух городов за текущий год характеризуется следующим данными:
Город | Вид продукции | Январь | Май | ||
Оборот по реализации, тыс. грн. | Количество проданных товаров, кг | Оборот по реализации, тыс. грн. | Количество проданных товаров, кг | ||
А | А1 | В1 | С1 | D1 | |
А2 | В2 | С2 | D2 | ||
А3 | В3 | С3 | D3 | ||
Б | А4 | В4 | С4 | D4 |
Определить:
1) относительное изменение объема продажи товаров, их цен и оборота реализации в городе А;
2) абсолютное изменение оборота продукции на рынке города А в мае по сравнению с январем в результате изменения цен и физического объема реализации;
3) относительное изменение средних цен на продукцию 2 в мае по сравнения с январем за счет влияния отдельных факторов.
Таблица 2 (к задаче №2)
№ варианта | ||||
А1 | ||||
А2 | ||||
А3 | ||||
А4 | ||||
В1 | ||||
В2 | ||||
В3 | ||||
В4 | ||||
С1 | ||||
С2 | ||||
С3 | ||||
С4 | ||||
D1 | ||||
D2 | ||||
D3 | ||||
D4 |
Продолжение таблицы 2 (к задаче №2)
№ варианта | ||||
А1 | ||||
А2 | ||||
А3 |
Продолжение таблицы 2
№ варианта | ||||
А4 | ||||
В1 | ||||
В2 | ||||
В3 | ||||
В4 | ||||
С1 | ||||
С2 | ||||
С3 | ||||
С4 | ||||
D1 | ||||
D2 | ||||
D3 | ||||
D4 |
Продолжение таблицы 2 (к задаче №2)
№ варианта | ||||
А1 | ||||
А2 | ||||
А3 | ||||
А4 | ||||
В1 | ||||
В2 | ||||
В3 | ||||
В4 | ||||
С1 | ||||
С2 | ||||
С3 | ||||
С4 | ||||
D1 | ||||
D2 | ||||
D3 | ||||
D4 |
Продолжение таблицы 2 (к задаче №2)
№ варианта | ||||
А1 | ||||
А2 | ||||
А3 | ||||
А4 | ||||
В1 |
Продолжение таблицы 2
№ варианта | ||||
В2 | ||||
В3 | ||||
В4 | ||||
С1 | ||||
С2 | ||||
С3 | ||||
С4 | ||||
D1 | ||||
D2 | ||||
D3 | ||||
D4 |
Продолжение таблицы 2 (к задаче №2)
№ варианта | ||||
А1 | ||||
А2 | ||||
А3 | ||||
А4 | ||||
В1 | ||||
В2 | ||||
В3 | ||||
В4 | ||||
С1 | ||||
С2 | ||||
С3 | ||||
С4 | ||||
D1 | ||||
D2 | ||||
D3 | ||||
D4 |
Продолжение таблицы 2 (к задаче №2)
№ варианта | ||||
А1 | ||||
А2 | ||||
А3 | ||||
А4 | ||||
В1 | ||||
В2 | ||||
В3 |
Продолжение таблицы 2
№ варианта | ||||
В4 | ||||
С1 | ||||
С2 | ||||
С3 | ||||
С4 | ||||
D1 | ||||
D2 | ||||
D3 | ||||
D4 |
Методические указания:
1.При использовании индексного метода, определяются:
1) Относительные изменения:
а) объема продажи товаров.
Для этого определяются агрегатные индексы физического объема продажи каждого вида товаров. Предварительно вычисляется стоимость одного килограмма продукции.
Р0 = .
Агрегатный индекс физического объема продаж определяется по формуле:
Iq = ,
где q1 – количество проданных товаров в отчетном периоде, кг.;
q0p0 – оборот по реализации в базисном периоде, тыс. грн.
б) цен. Агрегатный индекс цен:
Ip = ,
где q1p1 – оборот по реализации в отчетном периоде, тыс. грн.
в) оборота. Агрегатный индекс оборота реализации:
Ipq = .
Проверка связи индексов: Ipq = Ip Iq.
2.Абсолютное изменение оборота по реализации:
pq = .
В том числе:
1) за счет изменения роста цен:
pqp = ,
2) за счет изменения физического объема реализации:
pqq = .
Проверка: pq = pqp + pqq.
3. Относительное изменение средних цен на товар 2 в мае по сравнению с январем за счет различных факторов, определяется с помощью индексов переменного, постоянного состава и индекса структурных сдвигов.
Iперем. сост. = ,
где (среднеарифметическое p1 взвешенное по q1);
(среднеарифметическое p0 взвешенное по q0), где q0 – количество проданных товаров в базисном периоде, кг.; суммирование проводится по городам.
Для определения индекса постоянного состава необходимо предварительно вычислить:
(среднеарифметическое p0 взвешенное по q1).
Индекс постоянного состава:
Iпост. сост. = .
Индекс структурных сдвигов:
Iстр. сдвигов = Iперем. сост. : Iпост. сост.
ЗАДАЧА №3.
В области на 01.01.02 г. было а1 тыс. постоянных жителей. В течение 2002 г. произошло следующее:
- родилось а2 тыс. детей;
- умерло а3 тыс. чел., в том числе а4 тыс. детей в возрасте до 1 года;
- прибыло на постоянное жительство а5 тыс. чел.;
- убыло на постоянное жительство в другие регионы а6 тыс. чел.;
- доля женщин 15-49 лет в среднегодовой численности населения составляет 24%;
- в 2001 году в области родилось а7 тыс. детей.