Калибровка переменных состояния относительно сценариев
Планирование предприятием производственной деятельности в условиях конкуренции
Опыт стратегического управления, накопленный многими отечественными и зарубежными корпорациями, свидетельствует о том, что от организации работы по выполнению всей системы планов зависит в конечном счете успех любой стратегии. Существует даже мнение, что при очень хорошей организации по воплощению средней стратегии можно добиться больших успехов по сравнению с теми, которые дает плохая организация блестящей по идеям стратегии.
Выбор банком стратегии своего развития определяется состоянием российской экономической системы, в управлении которой присутствуют административная вертикаль и рыночные модели управления. В зависимости от соотношения реализованных вертикальных и рыночных вариантов моделей управления российской экономикой банки будут тяготеть либо к полюсу стратегий интеграции, либо к полюсу стратегий дифференциации.
Реализация стратегии - это повседневная трудоемкая работа, ориентированная на выполнение конкретных действий по проведению организационных изменений, нередко затрагивающих интересы всех работников организации. Именно на этом этапе менеджеры всех уровней управления должны выступать как единая команда, в которой знание и понимание процессов стратегического управления одинаково важно для менеджеров всех уровней.
В настоящее время основным направлением банковского регулирования и надзора выступает развитие содержательных подходов к оценке ситуации в банковской сфере и в конкретной кредитной организации. Как надзорный орган, Банк России должен способствовать надежности и устойчивости банковской системы, а также содействовать ответственному использованию банками имеющихся у них возможностей и ресурсов. В связи с этим перед надзорным блоком Банка России ставится задача не просто проведения анализа деятельности конкретного банка, а оценка перспектив его дальнейшего развития. Очевидно, что реализация данной задачи предполагает, в том числе и оценку качества стратегического управления и планирования.
По мере развития банковского дела стратегическое планирование во все большей мере будет превращаться в один из основных факторов успеха. В этой связи вопросам стратегического планирования должно уделяться значительное внимание. Особенно это актуально в условиях развивающихся рынков. региональный банковский ликвидность контрагент.
Учитывая процессы, наблюдающиеся в банковском секторе России, осмысление текущей ситуации и стратегическое видение кредитной организации в будущем позволит усилить конкурентные преимущества кредитных организаций на рынке. Наиболее актуальной эта задача является для региональных банков, занимающих особое место в конкретном регионе и не имеющих на сегодня сопоставимого уровня капитализации по сравнению с крупными банками страны. В банковском секторе происходит дальнейшая концентрация банковского капитала и активов при сокращении количества мелких кредитных организаций. Наблюдается активное вхождение крупных кредитных организаций на региональные рынки.
В условиях усиливающейся конкуренции необходимым условием выживания является достижение повышения конкурентоспособности кредитных организаций за счет обеспечения их конкурентных преимуществ, выявление которых и использование может быть обеспечено только при четкой организации системы стратегического планирования. Необходимость осуществления стратегического планирования на разных уровнях (от специалистов до высшего руководства) вызвана потребностью оценивать действующие способы и методы работы, проводить анализ рынка, выявлять новые ниши, определять цели и задачи для укрепления завоеванных кредитной организацией позиций.
При наличии жесткой конкуренции современный коммерческий банк вынужден постоянно бороться за своих клиентов и их ресурсы, предлагать новые банковские продукты и услуги, которые обеспечили бы ему и его клиентам необходимую прибыль, при этом, демонстрируя свою надежность, стабильность и способность очень быстро реагировать на неожиданные изменения рыночной конъюнктуры. Следовательно, ключевым фактором выживания и успеха кредитной организации в современных экономических условиях является конкурентоспособность, которую можно обеспечить посредством получения определенных преимуществ. Для достижения необходимого уровня конкурентоспособности, а также для соответствия состояния банка внешней среде и успешного развития своего бизнеса банк должен:
* отвечать потребностям клиентов;
* вести инновационную деятельность;
* быть динамичным (как в обслуживании клиентов, так и во внедрении передовых технологий и инструментов);
* иметь эффективные бизнес-процессы и адекватную им организационную структуру;
* соответствовать международным стандартам;
* иметь достаточную капитальную базу;
* иметь эффективную систему управления рисками;
* располагать высококвалифицированным персоналом.
Стратегия банка - это концептуальная основа его деятельности, определяющая приоритетные цели и задачи банка и пути их достижения и отличающая банк от его конкурентов в глазах клиентов и служащих.
Стратегическое управление и планирование заключается в определении целей организации, превращении общих целей в конкретные направления работы, анализе сильных и слабых сторон организации, составлении и контроле выполнения планов деятельности в различных ситуациях. Таким образом, это управленческий процесс, обеспечивающий соответствие между целями банка и имеющимися у него ресурсами в условиях постоянно изменяющейся рыночной обстановки и правил государственного регулирования. Цель стратегического планирования и управления - внедрение новых и развитие перспективных направлений деятельности и банковских продуктов так, чтобы они способствовали росту объема операций, приумножали доходы и увеличивали рыночную стоимость акций. Таким образом, стратегия зависит от тех целей, которые ставит перед собой кредитная организация и способствует их скорейшему осуществлению.
Первый прямой процесс планирования: проектирование методов завоевания рынка при производстве безалкогольных напитков
При первом прямом процессе планирования, который является описательной ветвью метода анализа иерархий, специалисты по планированию построили иерархию окружения, в котором находится банк. Цель прямого процесса - проектирование логического будущего при заданных определенных предположениях о текущих тенденциях.
В рассматриваемом примере банк пытается проектировать стратегии завоевания рынка в общеотраслевых масштабах на последующие 10 лет. Его влияние на эти потенциально важные стратегии будет сдерживаться влиянием торговцев и конкурентов, производящих аналогичную продукцию. Следует отметить, что потребители также должны быть включены в список важных акторов. Нужды потребителей отнесены к целям торговцев.
Иерархия имеет следующие уровни.
Уровень 1. Фокус проблемы. Фокус проблемы – прогнозировать методы завоевания рынка в реализации кредитов.
Уровень 2. Акторы. На этом уровне специалисты по планированию определили акторы влияния на методы завоевания рынка в масштабах отрасли и, кроме того, их относительное влияние. Поэтому здесь уместен был вопрос: Каково влияние соответственно сотрудников, банк и конкурентов по отношению к перспективным методам завоевания рынка? Специалисты по планированию смогли определить нормализованные веса каждого актора. Для упрощения процесса изложения матрицы попарных сравнений здесь не определены. Однако краткое описание акторов поможет объяснить приоритеты, которые были получены из попарных сравнений.
Что касается сотрудников - владельцев и управляющих магазинами, в которых выставлены и продаются продукты АО «Волжанин» (и ее конкурентов), то хотя они имеют некоторое влияние на выбор стратегий завоевания рынка, но это влияние не так велико, как у производителей и конкурентов.
Если говорить о банке, то, несмотря на потерю части былого влияния, она все же считается ведущим производителем в отрасли. Фактически влияние банка на будущее общеотраслевых стратегий завоевания на рынке считается большим, чем совместное влияние конкурентов.
Рис. 3.8.Иерархия первого прямого процесса
Влияние конкурентов значительно и представляется постепенно возрастающим. Однако, по мнению специалистов по планированию, конкуренты все еще не имеют в руках силы, равной силе рассматриваемого предприятия.
Уровень 3. Цели акторов. На этом уровне специалисты по планированию спрашивали, какова взаимосвязь между ослаблением влияния банка и смягчением требований к завоеванию рынка с точки зрения сотрудников для каждой пары целей и для каждого из акторов, определенных на уровне 2. Затем планировщики установили приоритеты целей акторов.
Уровень 4. Политики акторов. На этом уровне специалисты по планированию определили политики, которые применяются акторами для достижения соответствующих целей. Задавался вопрос: Как влияет перераспределение мест на рынке между продуктами банка и продукцией конкурентов на ослабление рассматриваемого предприятия для каждой цели, установленной на уровне 3? Были определены приоритеты политик, используемых для осуществления целей акторов.
Уровень 5. Исследовательские сценарии. На этом уровне специалисты по планированию определили три сценария, которые наилучшим образом описывали диапазон альтернативных будущих состояний, и приоритеты сценариев. Дадим краткое описание сценариев.
Сохранять статус-кво - система возвращения счетов со строгим соблюдением условий, диктуемых стратегией завоевания
рынка. В этой системе платят производителю оптовую цену за товары, не практикуется использование побудительных мотивов (т. е. снижение оптовой цены) кооперации с торговцем в планах завоевания рынка. Плата производителям производится включенную в цену стоимость завоевания рынка.
Гибкая бесфактурная система – система с гибким функционированием и без ответных действий (т. е. удержание средств на рекламу) производителей, если торговцы не строго соблюдают условия требований. В такой системе производители будут использовать оптовую цену как побудительный мотив для торговца к кооперации или сами будут инициаторами планов завоевания рынка.
Жесткая бесфактурная система – система без гибкости в реализации. Если супермаркет применяет только рекламные листки и витринные заголовки для рекламы, но не использует газеты, как того требуют производители, то он не получит соответствующую сумму за участие в рекламе.
Как показано на рис. 3.8, гибкая бесфактурная система представляется наиболее вероятным исследовательским сценарием для будущих стратегий завоевания рынка в отрасли при заданных целях торговцев, банка и конкурентов. Однако, как уже отмечалось, обобщенный сценарий может включать смесь, или композицию, трех сценариев, так как единственный подход не может удовлетворить всех.
Уровень 6. Обобщенный сценарий. Специалисты по планированию считали, что наиболее вероятным сценарием будет некоторая композиция трех сценариев, выявленных на уровне 5, так как единственный подход не может удовлетворить всех.
Зная относительные веса, приписанные трем сценариям, можно сформулировать обобщенный сценарий, который представляется четырьмя переменными состояниями: доход от продажи, количество выпущенных товаров, сэкономленные средства, связанные с завоеванием рынка, и поток наличных денег.
Сначала необходимо расположить переменные состояния по порядку приоритетов в соответствии с их важностью для банка. Полученный таким образом индекс важности будет использован позднее при оценке степени сходимости между вероятным и желательным будущим, которая достигается путем добавления некоторых определенных при обратном процессе политик. Эти политики будут обсуждаться позднее.
Калибровка переменных состояния относительно сценариев
(первый прямой процесс)
Переменная состояния | Статус-кво (0,10) | Гибкая бесфактурная система (0,52) | Жесткая бесфактурная система (0,52) | Первый прямой процесс |
Доход | 5,74 | |||
Объем выпущенных товаров | 4,84 | |||
Сэкономлен-ные суммы | –2 | 3,78 | ||
Поток налич-ных денег | –6 | –5 | –4,82 | |
Обобщение | 4,49 |
означает, что у банка будет значительно меньше наличных денег, так как торговцы немедленно получат сумму за кооперацию сразу же при выходе на рынок, а не после оплаты счетов за понесенные расходы (если переменная состояния отражает стоимость, а не прибыль, ее увеличение будет отрицательным, а уменьшение – положительным, так что общий результат будет выражать чистый доход).
Значения для обобщенной шкалы получаются, если просуммировать произведения весов переменных состояния на значения переменных состояния. Итак, имеем:
(0,299) · (5,74) + (0,554) · (4,84) + (0,106) · (3,78) + (0,051) · (–4,82) = 4,49.
Обратный процесс планирования: желаемое будущее предприятия банка и его отношений с торговцами
Обратный процесс – нормативная ветвь метода анализа иерархий, так как в нем идентифицируются политики, которые могут привести к сходимости вероятного и желаемого будущего компании. Кроме идентификации наилучших политик, к которым следует стремиться, в обратном процессе выявляются различные проблемы, могущие возникнуть при осуществлении различных программ выхода на рынок. Обратный процесс имеет следующие уровни: уровень 1 –фокус желаемого будущего; уровень 2 – желаемые сценарии будущего; уровень 3 –проблемы и возможности, возникающие при реализации будущего; уровень 4 –акторы, которые контролируют эти проблемы и возможности; уровень 5 –цели (или политики) отдельного актора, стремящегося влиять на других акторов. Получив приоритеты этого процесса, можно выбрать политики с наибольшими приоритетами и присоединить их к политикам акторов во втором прямом процессе, чтобы проверить их эффективность по отношению к логическому будущему. В этом случае определение приоритетов осуществляется из этой точки вниз по иерархии.
При проведении обратного процесса специалисты по планированию выбрали для банка гибкую бесфактурную систему как желательный сценарий, т.е. тот же самый исследовательский сценарий, который представлялся наиболее вероятным будущим при первом прямом процессе. При условии, что вероятное и желаемое будущее методов завоева-
Иерархия обратного процесса
ния рынка совпадают, по мнению специалистов по планированию, имеется большая вероятность, что политики, идентифицированные при обратном процессе, дадут определенную сходимость вероятного и желаемого будущего. Основной заботой специалистов по планированию будет установление того, насколько более сильная сходимость будет получена после добавления этих политик. Для измерения сходимости планировщики должны вернуться к прямому процессу для второй итерации, на этот раз принимая во внимание политики, определенные при обратном процессе.