Экономические интересы, цели и средства их достижения

Экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их интересом, целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Экономические интересы – это объективные побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей. Они выступают главной движущей силой прогресса в экономике и лежат в основе системы экономического стимулирования производства.

Экономические интересы принято делить на: личные, связанные с индивидуальными потребностями домашних хозяйств; коллективные, выражающие необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, организаций, всех тех, кто объединен этим общим интересом; общественные, представляющие потребности общества в целом, всего государства.

Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов. Однако это не исключает противоречий между личными, коллективными и общественными интересами. Их разрешение предполагает вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.

Мощным побудительным средством деятельности людей являются экономические стимулы. Экономические стимулы – это факторы, усиливающие материальную выгоду, повышающие интерес. Конкретными факторами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, положение в обществе, условия труда и т.д. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел всеми субъектами экономики.

Однако средства, которыми располагает человек, коллектив или государство для удовлетворения своих потребностей, ограничены. Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за пользование редкими благами. Отсюда проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворения потребностей людей. Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического (Homo economicus), т.е. такого человека, в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Человек экономический обладает двумя характеристиками: рациональностью и эгоизмом (следование только своим интересам).

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный (стихийный) и иерархический (централизованный).

В стихийных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывают хозяйствующим субъектам, в каком направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. В любой экономической системе производитель должен осуществлять расчет своих затрат и полученных выгод. Но рассчитать соотношение выгод и затрат можно только с помощью механизма цен. Этот механизм и координирует экономический выбор людей. Такой механизм или порядок называется спонтанным (самопроизвольным). Спонтанный порядок возник естественным путем, в ходе развития человеческой цивилизации. Рынок – это и есть спонтанной порядок.

Имеется и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственному производителю. Такая система называется иерархией. Примером иерархии является первобытная община, где вождь определяет все и вся. Иерархия – это и командно-административная система (государство в лице Госплана).

В форме иерархии осуществляет свою деятельность и предприятие. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти руководителя или центрального государственного органа.

В реальной действительности наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий.

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

В любой экономической системе с развитыми рыночными взаимосвязями предприятия расходуют значительные средства на поиск и обработку информации о ценах и технологиях, на заключение контрактов, их юридическое оформление, контроль за их исполнением и т.д. Эти издержки зачастую скрыты от стороннего наблюдателя, но участники экономического процесса вынуждены считаться с ними, так как размеры подобных издержек нередко способны превысить экономический эффект от них и разрушить взаимосвязи между предприятиями.

Данные издержки в экономической теории получили название трансакционных (Р. Коуз). Трансакционные издержки непосредственно не связаны с производством, а представляют затраты, которые способствуют развитию обмена, заключению сделок.

Трансакционные издержки пронизывают всю ткань экономической жизни общества. Люди сталкиваются с ними на каждом шагу, даже не осознавая этого. Трансакционные издержки в экономике – это все равно что трение в физике. Если отсутствуют все перечисленные виды издержек, то обмен происходил бы мгновенно, потому что не требовалось бы направлять ресурсы на те мероприятия, о которых говорилось выше.

Можно сказать, что трансакционные издержки – это издержки самой экономической системы. Любая экономика сталкивается с трансакционными издержками, и экономические агенты стремятся снизить их величину. Задачу минимизации трансакционных издержек выполняют институты.

Институты – это совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, это рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом. Институты снижают неопределенность, с которой сталкиваются экономические субъекты в процессе своей деятельности и тем самым способствуют минимизации трансакционных издержек.

Теория трансакционных издержек помогает понять, почему оказалась неэффективной социалистическая система хозяйства.

Управление экономикой органами государственной власти, в особенности, если оно всеобъемлюще, обходится обществу очень дорого. Существует мнение, что попытка построить все общественное производство по типу предприятия оказалось несостоятельной из-за огромных трансакционных издержек. Координация экономики изединого центра является исключительно дорогостоящим методом, и его цена возрастает одновременно с ростом масштабов системы хозяйствования. В конечном итоге оказалось, что подобным методом вообще невозможно решать сугубо экономические задачи.

Наши рекомендации