Фирма как субъект рыночной экономики
Общие проблемы организации рыночной экономики. Важнейшие экономические инструменты рыночного механизма. Предпринимательство — важнейший вид экономической деятельности. Формы и виды предпринимательства. Понятие фирмы, целевые установки. Фирма как важнейший фактор подъёма национальной экономики. Основные признаки фирмы и их классификация.
Функционирование фирмы в условиях рынка
Фирма как важнейшее звено экономики. Модель работы фирмы в условиях рынка. Фирма как юридическое лицо. Организационно-правовые и организационно-экономические формы бизнеса. Интеграция предприятий: горизонтальная и вертикальная. Виды и формы собственности. Внешняя среда фирмы и её состав. Внутренняя среда фирмы как фактор развития производства. Финансовое обеспечение фирмы. Кредитные отношения в системе хозяйствования.
Ресурсы фирмы
Основные фонды как экономическая категория. Воспроизводство, учёт и методы оценки, износ основных фондов. Амортизация и её значение. Эффективность использования основных фондов. Каналы поступления и пути улучшения использования основных фондов.
Оборотные средства: понятие, состав, структура, нормирование. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути улучшения использования оборотных средств. Производственные запасы, системы управления запасами материальных ценностей; незавершенное производство. ФИФО, ЛИФО и другие методы оценки запасов.
Трудовые ресурсы фирмы и организация оплаты труда: персонал фирмы; организация труда на фирме. Основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов. Организация рабочего места; нормирование труда, организация оплаты труда.
Финансы фирмы. Функции и принципы организации финансов, финансовый механизм фирмы. Денежные фонды и резервы. Финансовые ресурсы фирмы. Организация финансирования и кредитования; общая характеристика налогов, уплачиваемых на фирме. Планирование финансов фирмы.
Себестоимость продукции
Понятие и виды издержек, их классификация. Классификация затрат по экономическим элементам. Смета затрат. Калькуляция себестоимости и её значение. Основные направления снижения себестоимости. Технико-экономические факторы, способствующие снижению себестоимости. Основные показатели себестоимости товарной продукции. Ценовая политика: понятие, цели и задачи. Ценообразование: этапы и методы формирования. Система цен, виды цен. Ценовая стратегия фирмы.