Услуга как объект маркетинга
Виды рынков
Рынок – это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим четырем признакам:
по виду продаваемого товара | по масштабам охвата территории | с точки зрения соответствия действующему законодательству | по уровню конкуренции |
- рынок сырья; - рынок материалов; - рынок драгоценностей; - рынок средств производства (рынок земли, станков, кормов, газа и т. ) - рынок недвижимости; - рынок потребительских товаров и услуг; - рынок информационного и интеллектуального (духовного) продукта (рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др) - рынок инноваций; - рынок капитала; - рынок валюты; - рынок ценных бумаг; - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы | - мировой рынок - зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране) | - легальный (официальный) рынок - нелегальный (теневой, чёрный…) рынок | - рынок совершенной конкуренции (высококонкурент-ный, свободный); - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии (закрытый) |
В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку «факторы производства».
В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которых выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.
Особенности маркетинга
Услуга как объект маркетинга
Сегодня сфера услуг становится все более значимой в экономике России так как она создает многочисленные рабочие места и вносит существенный вклад во внутренний национальный продукт. Кроме этого, значимость услуг определяется тем, что многие виды деятельности, не имеющих самостоятельного значения для конечных покупателей, по существу являются услугами, которые потребляются промежуточными покупателями такими как отделы и подразделения организаций. Скоординированность и взаимодействие подразделений внутри организаций возрастает не только на основе административно-управленческих мер, но в большей мере это достигается на основе моделей обслуживания. К сожалению, в мировой практике только складывается такая модель деятельности, но ее внутренняя логика и результативность уже просматриваются.
Несмотря на важность отрасли услуг, теоретическая концепция услуг в России не получила своего развития и распространения. Такое положение можно попытаться объяснить тем, что идеология марксистской теории отдавала предпочтение прежде всего материальному производству, а услуги практически не рассматривались как самостоятельная сфера.
Широта и разнообразие индустрии услуг затрудняет возможности определения у общих закономерностей сферы услуг. Управление в сфере услуг отличает традиционная замкнутость. Это ограничивает передачу, обмен опытом в сфере услуг.
Услуга — это действия, исполнение и усилия. Услуга передается покупателю через действия, тогда как товар передается из рук в руки. Услуга — это нечто, что обладает ценностью для покупателя и может восприниматься сознанием, умственно. Суть выполнения услуги проявляется в выполнении процессов составляющих услугу операций.
Свойства услуг:
· Признаки услуг скорее неосязаемы, чем осязаемы, то есть они улавливается умом или психологически.
Для маркетолога и организации обслуживания неосязаемость создает дополнительные трудности в продаже услуг. Эти трудности связаны с оценкой свойств услуги покупателем, что создает больше риска для покупателя услуги при ее покупке.
· Одновременность производства и потребления услуги.
· Услуги сначала продаются, а затем производятся и потребляются.
.
· широкое применение людей в производственном процессе
Услуги менее однородны и менее стандартизованы, а значит результаты покупки услуги могут быть неопределенными. Для маркетинга важно принять меры по снижению неопределенности результата услуги.
· Несохраняемость. Это особенность услуг означает, что услугу нельзя изготовить заранее, складировать и предлагать в моменты повышенного спроса. И все это может перерасти в маркетинговые проблемы. Маркетолог должен владеть информацией о периодах возможного повышенного спроса и набором стратегий для решения этих проблем.
Таким образом, особые характеристики услуг и отличия услуг от товаров требуют дополнительных знаний и их маркетинга, хотя многие подходы маркетинга товаров применимы и к услугам, но их использование часто отличается.
Внутренний маркетинг
Внутренний маркетинг означает применение философии маркетинга и его подходов к персоналу организации так, чтобы их работа была лучше, чем у конкурентов и чтобы это различали покупатели. Основная идея такого подхода состоит в том, что, если внутренние покупатели продуктов организации т. е. ее сотрудники будут удовлетворены, то они будут создавать большую удовлетворенность внешних покупателей этой организации.