Примерная тематика курсовых работ. Нижеприводимый список содержит основные темыкурсовых работ, намеченных кафедрой
Нижеприводимый список содержит основные темыкурсовых работ, намеченных кафедрой.
1. Формирование организационной структурыуправления фирмы.
2. Совершенствование информационного обеспечения управления фирмой.
3. Управление социальными процессами в фирме.
4. Совершенствование технологий разработкиуправленческихрешений в фирме.
5. Нормирование деятельности в организации управления фирмой.
6. Пути и средства повышения эффективности управления фирмой.
7. Разработка стратегии развития фирмы.
8. Оценка и анализ организационной культуры в фирме.
9. Анализ кризисных тенденций в деятельности фирмы.
10. Концепция построения системы управления фирмы.
11. Проектирование диверсификации деятельности фирмы.
12. Проектирование системы управления качеством продукции (услуг, деятельности и пр.) фирмы.
13. Проектирование системы управления персоналом фирмы.
14. Проектирование системы мотивации деятельностив фирме.
15. Пути повышения конкурентоспособности фирмы.
16. Бизнес-план на новый вид продукции (услуги) фирмы.
17. Программа социально-экономического развития фирмы.
18. Формирование структуры капитала фирмы и управлениеликвидностью его активов.
19. Проект создания фирмы малого предпринимательства.
20. Проект создания системы маркетинга в фирме.
21. Проект системы учёта, контроля и анализа в фирме. Примерная тематика курсовых работ,не исключает права студентам самим предлагать темы и, если они удовлетворяют научно-учебным требованиям, их обычно утверждают. Задача руководителя в этих случаях заключается в том, чтобы помочь студентам с достаточной точностью определить тему и объём работы, установив границы исследования в соответствии с отводимым временем и другими условиями (наличие источников, материалов, данных и т.п.).
Объект исследования
Курсовая работа выполняетсяна примере конкретной организации с использованием её материалов, собранных и обработанных студентами очного обучения во время производственной практики, а студентами заочного обучения по месту работы.
Выбор объекта исследования (организацию) студент осуществляет самостоятельно, руководствуясь своими знаниями, возможностями получения необходимой информации и т.д. В качестве объекта управления может быть выбрана и фирма, с деятельностью которой будут связаны дальнейшие учебные разработки (курсовая работа по менеджменту может послужить фундаментом выполнения проектов по другим курсам) или деловая карьера автора. Ни отраслевая принадлежность, ни размеры, ни организационно-правовые нормы не должны выступать ограничениями при выборе объекта исследования. Им могут быть самые разные организации: промышленные предприятия, банки, страховые компании, учебные заведения, религиозные учреждения, муниципальные округа и т.д.
Порядок сбора материалов для выполнения курсовой работы
Сбор материалов по выбранному объекту анализа осуществляетсязаопределенный анализируемый период времени. Как правило, в качестве такого периода принимается год, предшествующий текущему, еще не законченному отчетному году или любой месяц текущего отчетного года (по согласованию с руководителем курсовой работы).Анализ динамики основных технико-экономических показателей производится в зависимости от конкретных условий по одному из следующих вариантов:
• за три последних года, включая и анализируемый год;
• по кварталам анализируемого года;
• по месяцам квартала, включающего анализируемыймесяц.
Структура курсовой работы
1. Титульный лист[8]
2. Заданиена выполнение курсовой работы
3. Реферат[9]
4. Содержание
5. Введение
6. Теоретические основы исследования
7. Описание объекта исследования (организации)
8. Анализ
9. Проект
10. Эффективность проекта
11. Заключение
12. Список использованных источников
13. Приложения
8.Требования к содержанию курсовой работы. Реферат должен содержать сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений; перечень ключевых слов, текст реферата.
Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание работы, включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, написанных в строку через запятые прописными буквами.
Текст реферата должен отражать объект исследования, цель работы, методы исследования, источники информационного обеспечения работы, полученные результаты, результаты по внедрению, экономическую эффективность.
Объем реферата 1200-2000 знаков (около 1 страницы).
Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов с указанием номера страниц, с которых они начинаются.
Введение должно содержать сжатое обоснование актуальности темы. В нем должна быть показано значение решения поставленных задач для развития исследуемого объекта, а также экономики города, региона, России.
Объём введения не более 1, 5 страниц.
"Теоретические основы исследования" представляются в виде обзора учебно-научной литературы и периодической печати по теме исследования. Обзор делаетсяна основании проработкине менее 10 литературных источников.
Объём раздела "Теоретические основы исследования" 5 страниц.
Раздел"Описание объекта исследования (организации)" содержит характеристику исследуемой организации, поэтому здесь рекомендуется отразить следующие моменты.
1. Полное название фирмы, её организационно-правовая форма и характер собственности (в соответствии с Гражданским Кодексом РФ), законодательная основа функционирования.
2. История создания и развития фирмы: время образования, основные этапы развития (рост, объединение, разукрупнение, выделение в самостоятельный объект, изменение организационно-правовой формы).
3. Территориальное размещение - указание территории, на которой расположены подразделения фирмы.
4. Вид деятельности организации: производимая продукция, оказываемые услуги, отраслевая принадлежность.
5. Масштабы деятельности: объёмные параметры производства (в количественных измерителях и в терминах "крупное", "среднее" или "малое" предприятие), значение и роль фирмы в отрасли, городе, стране.
Объём раздела "Описание объекта исследования (организации)" не должен превышать 5 страниц.
Аналитический раздел включает: системно-ситуационное описание исследуемой фирмы (производственная структура, технологические схемы, динамика технико-экономических показателей); анализ факторов внешней и внутренней среды, позволяющий определить возможности развития организации и соответствующие угрозы, её сильные и слабые стороны; основные выводы анализа в виде формулировок направлений развития объекта исследования.
Анализ факторов внешней среды даёт возможность определить место и роль фирмы в социально-экономической системе города, региона, т.к. он выявляет особенности социально-экономической среды, взаимодействие с которой оказывает прямое и косвенное воздействие на положение фирмы. Он включает, во-первых, короткий, но обстоятельный аналитический обзор экономической ситуации в стране, регионе, городе и отрасли, тенденций развития и состояния рынка продукции (услуг), дополненный изучением социальных и культурных факторов, формирующих вкусы, традиции и платёжеспособный спрос населения на товары или услуги, предоставляемые фирмой. Во-вторых, - рассмотрение таких внешних по отношению к объекту факторов, как экономическая политика, система и масштабы государственного регулирования, политика местных органов власти. В-третьих, - изучение социально-экономической системы города для определения и установления связей с её элементами и подсистемами (транспорт, строительный комплекс, инженерная инфраструктура, банки, страховые агентства и т.п.), исследуемой организации. В-четвертых, - оценку тенденций развития техники и технологии в изучаемой области; обработку данных об ожидаемых изменениях в демографических характеристиках, в уровне образования и распределении доходов; характеристику потенциала и направленности общественных движений по защите окружающей среды, потребителей и других.
При анализе внешних факторов прямого воздействия рекомендуется обратить внимание на:
a) поставщиков (их количество, качество и регулярность поставок, цены и другие условия);
b) потребителей (категории, рынки, ассортимент, предпочтения,
изменение вкусов и мнений);
c) конкурентов (состояние, возможность появления новых конкурентов или новых стратегий и программ действующих, барьеры на пути выхода на рынки и возможности изменения сложившейся практики конкурентных отношений);
d) акционеров (доля внешних акционеров, их интересы, приоритеты и ожидания).
Факторы внутренней среды рекомендуется анализировать в разрезе таких её составляющих, как структура, ресурсы и культура организации.
Рассмотрение структуры организации включает характеристику её производственных подразделений (в аспектах организации процесса производства, применяемых технологий, оборудования и т.п.) и существующей в ней организационной структуры управления (с позиций построения последней, уровней иерархии, сложности, вертикальных и горизонтальных связей, технологии процесса принятия решений и т.д.).
Изучение ресурсов организации важно нацелить на выявление возможностей или ограничений её дальнейшего роста. Нужна оценка всех видов используемых организацией ресурсов: трудовых (здесь первостепенна оценка её менеджмента - компетентности и способности работников системы управления успешно реализовать стратегию развития); материальных (зданий, сооружений, оборудования, материалов и пр.); финансовых (учитываются не только наличные финансовые ресурсы, но и привлекаемые средства, необходимые для стратегического развития); позиционных (определяются позиция, которую фирма занимает на соответствующем рынке и её репутация в отрасли, городе, регионе, стране).
Характеристика культуры организации, обязательная для выбора и обоснования стратегии, должна дать представление об организационных ценностях, об участии работающих в принятии решений, об отношениях между членами организации и их готовности к переменам.
Результаты анализа факторов внешней и внутренней среды, представленные в виде общих характеристик и установленных тенденций развития организации, служат для раскрытия возможностей этого развития и угрозы ему со стороны окружающей среды, выявления сильных и слабых сторон данной фирмы. В курсовой работе рекомендуется применять SWOT - это и есть алгоритм изучения сильных (Strength) и слабых (Weakntss) сторон организации, а также возможностей (Opportunisties) и угроз (Threats) со стороны окружения. Соответствующий анализ позволяет определить круг стратегических альтернатив дальнейшего развития фирмы. Задача разработчика стратегии состоит в том, чтобы определить эти альтернативы, оценить и сопоставить возможности и риски каждой из них, потребные ресурсы и готовность персонала к изменениям. В этом, собственно, и состоит сложность задачи выбора и обоснования стратегии развития объекта.
Выбранная стратегия должна воплощать наиболее рациональный подход к будущему развитию организации, определять её долгосрочную позицию и конкурентоспособность и, в конечном счете, быть направленной на воплощение её миссии. Она служит основой для детальной разработки и постановки стратегических целей каждой функциональной сферы управления фирмой: маркетинга, производства, персонала, финансов, инноваций и т.д. Цели этих подсистем должны быть подчинены общей стратегии развития организации, её практической реализации.
Проектный раздел включает следующие разработки:
1) построение "дерева целей" стратегии развития организациив целоми каждой функциональной подсистеме;
2) моделирование процессов принятия решений:
3) обоснование изменений в организационной структуре управления (или принципиально новой организационной структуры управления);
4) подготовку предложений по работе с управленческими кадрами в аспекте обеспечения заинтересованности всех работающих в реализации стратегии развития организации.
"Дерево целей" стратегии развития организации, а также её подсистем рекомендуется формировать в виде графа, ветви которого отражают основные направления работ по реализации стратегии. Например, если стратегия развития нацелена на рост производства и повышение качества продукции, то в декомпозиции следует выделить каждое из этих направлений: одна ветвь дерева будет характеризовать мероприятия, обеспечивающие рост, вторая - уровень качества. В результате такого подхода создаётся довольно полная картина тех конкретных и адресных задач, которые необходимо решать в процессе реализации стратегии. Это является хорошей базой для формирования стратегических целей по функциональным подсистемам управления (маркетингу, производству, инновациям и т.д.).
Следующий шаг - моделирование процессов принятия решений. В его основе лежит структурирование задач "дерева целей" по трём классам: сильно структурированные, слабо структурированные и неструктурированные. Для каждогоиз них предлагается своя модель принятия решений, возможности которой иллюстрируются на примере одной задаче, соответствующей теме курсовой работы.
Намеченные изменения в организационной структуре прямо вытекают из принятых в соответствии с вышесказанным решений, поэтому разработчик должен чётко сформулировать все факторы, которые вызывают необходимость таких преобразований. Введение новых звеньев, изменение числа уровня и характера связей в организационной структуре управления фирмы необходимо обосновать, показав направленность этих мер на достижение целей стратегии. Для вновь введённых звеньев рекомендуется установить те новые функции, которые непосредственно вытекают из стратегических целей фирмы в целом, её подразделений и функциональных подсистем.
Завершающим аккордом является разработка предложений по организации и оплате труда работников системы управления, способствующих реализации намеченных целей развития. Здесь уместно рассмотреть принципы приёма и расстановки управленческих кадров, организации и оплаты их труда, подготовки и переподготовки, демократизации и социализации отношений внутри организации, а также расширения степени участия работников в принятии решений, имеющих стратегическое значение для фирмы.
Объём аналитического и проектного разделов в сумме не должен
превышать 25 страниц.
В разделе"эффективность проекта" необходимо обосновать целесообразность предложенной разработки решения, касающегося темы курсовой работы и направления его реализации, которое позволяет повысить эффективность деятельности фирмы. Если решение состоит из нескольких мероприятий, то необходимо сделать интегральный (агрегатный) вывод о воздействии всех мероприятий на эффективное развитие фирмы. Вывод даётся в виде расчётных технико-экономических показателей и показателей эффективности управления.
Эффективность проекта рекомендуется дать не более, чем на 5 страницах.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, предложения по их использованию, а также дальнейшее совершенствование системы управления после реализации проектных мероприятий и достижения стратегических целей.
Список использованных источников должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы, которые следует располагать в алфавитном порядке.
Приложения содержат в основном вспомогательный материал. Например, промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных данных, инструкции и методики, описание алгоритмов и программ задач, решаемых с помощью ЭВМ, разработанных в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера.
Общий объём курсовой работы должен быть 30-35 страниц, что обеспечивает возможность чёткого изложения всех разделов работы и соответствует современным требованиям к управленческим документам.