Примерная тематика курсовых работ. Нижеприводимый список содержит основные темыкурсовых ра­бот, намеченных кафедрой

Нижеприводимый список содержит основные темыкурсовых ра­бот, намеченных кафедрой.

1. Формирование организационной структурыуправления фир­мы.

2. Совершенствование информационного обеспечения управле­ния фирмой.

3. Управление социальными процессами в фирме.

4. Совершенствование технологий разработкиуправленческихрешений в фирме.

5. Нормирование деятельности в организации управления фир­мой.

6. Пути и средства повышения эффективности управления фир­мой.

7. Разработка стратегии развития фирмы.

8. Оценка и анализ организационной культуры в фирме.

9. Анализ кризисных тенденций в деятельности фирмы.

10. Концепция построения системы управления фирмы.

11. Проектирование диверсификации деятельности фирмы.

12. Проектирование системы управления качеством продукции (услуг, деятельности и пр.) фирмы.

13. Проектирование системы управления персоналом фирмы.

14. Проектирование системы мотивации деятельностив фирме.

15. Пути повышения конкурентоспособности фирмы.

16. Бизнес-план на новый вид продукции (услуги) фирмы.

17. Программа социально-экономического развития фирмы.

18. Формирование структуры капитала фирмы и управлениели­квидностью его активов.

19. Проект создания фирмы малого предпринимательства.

20. Проект создания системы маркетинга в фирме.

21. Проект системы учёта, контроля и анализа в фирме. Примерная тематика курсовых работ,не исключает права сту­дентам самим предлагать темы и, если они удовлетворяют научно-учебным требованиям, их обычно утверждают. Задача руководителя в этих случаях заключается в том, чтобы помочь студентам с достаточ­ной точностью определить тему и объём работы, установив границы исследования в соответствии с отводимым временем и другими усло­виями (наличие источников, материалов, данных и т.п.).

Объект исследования

Курсовая работа выполняетсяна примере конкретной организа­ции с использованием её материалов, собранных и обработанных сту­дентами очного обучения во время производственной практики, а сту­дентами заочного обучения по месту работы.

Выбор объекта исследования (организацию) студент осуществля­ет самостоятельно, руководствуясь своими знаниями, возможностями получения необходимой информации и т.д. В качестве объекта управ­ления может быть выбрана и фирма, с деятельностью которой будут связаны дальнейшие учебные разработки (курсовая работа по менедж­менту может послужить фундаментом выполнения проектов по другим курсам) или деловая карьера автора. Ни отраслевая принадлежность, ни размеры, ни организационно-правовые нормы не должны высту­пать ограничениями при выборе объекта исследования. Им могут быть самые разные организации: промышленные предприятия, банки, стра­ховые компании, учебные заведения, религиозные учреждения, муни­ципальные округа и т.д.

Порядок сбора материалов для выполнения курсовой работы

Сбор материалов по выбранному объекту анализа осуществляетсязаопределенный анализируемый период времени. Как правило, в качест­ве такого периода принимается год, предшествующий текущему, еще не законченному отчетному году или любой месяц текущего отчетного года (по согласованию с руководителем курсовой работы).Анализ динамики основных технико-экономических показателей производится в зависимости от конкретных условий по одному из сле­дующих вариантов:

• за три последних года, включая и анализируемый год;

• по кварталам анализируемого года;

• по месяцам квартала, включающего анализируемыймесяц.

Структура курсовой работы

1. Титульный лист[8]

2. Заданиена выполнение курсовой работы

3. Реферат[9]

4. Содержание

5. Введение

6. Теоретические основы исследования

7. Описание объекта исследования (организации)

8. Анализ

9. Проект

10. Эффективность проекта

11. Заключение

12. Список использованных источников

13. Приложения

8.Требования к содержанию курсовой работы. Реферат должен содержать сведения об объеме, количестве иллю­страций, таблиц, использованных источников, приложений; перечень ключевых слов, текст реферата.

Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание работы, включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, написанных в строку через запятые прописными буквами.

Текст реферата должен отражать объект исследования, цель ра­боты, методы исследования, источники информационного обеспечения работы, полученные результаты, результаты по внедрению, экономи­ческую эффективность.

Объем реферата 1200-2000 знаков (около 1 страницы).

Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов с указанием номера страниц, с которых они начинаются.

Введение должно содержать сжатое обоснование актуальности темы. В нем должна быть показано значение решения поставленных задач для развития исследуемого объекта, а также экономики города, региона, России.

Объём введения не более 1, 5 страниц.

"Теоретические основы исследования" представляются в виде об­зора учебно-научной литературы и периодической печати по теме ис­следования. Обзор делаетсяна основании проработкине менее 10 ли­тературных источников.

Объём раздела "Теоретические основы исследования" 5 страниц.

Раздел"Описание объекта исследования (организации)" содержит характеристику исследуемой организации, поэтому здесь рекомендует­ся отразить следующие моменты.

1. Полное название фирмы, её организационно-правовая форма и характер собственности (в соответствии с Гражданским Кодексом РФ), законодательная основа функционирования.

2. История создания и развития фирмы: время образования, ос­новные этапы развития (рост, объединение, разукрупнение, выделение в самостоятельный объект, изменение организационно-правовой фор­мы).

3. Территориальное размещение - указание территории, на кото­рой расположены подразделения фирмы.

4. Вид деятельности организации: производимая продукция, ока­зываемые услуги, отраслевая принадлежность.

5. Масштабы деятельности: объёмные параметры производства (в количественных измерителях и в терминах "крупное", "среднее" или "малое" предприятие), значение и роль фирмы в отрасли, городе, стра­не.

Объём раздела "Описание объекта исследования (организации)" не должен превышать 5 страниц.

Аналитический раздел включает: системно-ситуационное описа­ние исследуемой фирмы (производственная структура, технологические схемы, динамика технико-экономических показателей); анализ факто­ров внешней и внутренней среды, позволяющий определить возможно­сти развития организации и соответствующие угрозы, её сильные и слабые стороны; основные выводы анализа в виде формулировок на­правлений развития объекта исследования.

Анализ факторов внешней среды даёт возможность определить место и роль фирмы в социально-экономической системе города, ре­гиона, т.к. он выявляет особенности социально-экономической среды, взаимодействие с которой оказывает прямое и косвенное воздействие на положение фирмы. Он включает, во-первых, короткий, но обстоятельный аналитический обзор экономической ситуации в стране, ре­гионе, городе и отрасли, тенденций развития и состояния рынка про­дукции (услуг), дополненный изучением социальных и культурных факторов, формирующих вкусы, традиции и платёжеспособный спрос населения на товары или услуги, предоставляемые фирмой. Во-вторых, - рассмотрение таких внешних по отношению к объекту факторов, как экономическая политика, система и масштабы государственного регу­лирования, политика местных органов власти. В-третьих, - изучение социально-экономической системы города для определения и установ­ления связей с её элементами и подсистемами (транспорт, строитель­ный комплекс, инженерная инфраструктура, банки, страховые агентст­ва и т.п.), исследуемой организации. В-четвертых, - оценку тенденций развития техники и технологии в изучаемой области; обработку дан­ных об ожидаемых изменениях в демографических характеристиках, в уровне образования и распределении доходов; характеристику потен­циала и направленности общественных движений по защите окру­жающей среды, потребителей и других.

При анализе внешних факторов прямого воздействия рекоменду­ется обратить внимание на:

a) поставщиков (их количество, качество и регулярность поста­вок, цены и другие условия);

b) потребителей (категории, рынки, ассортимент, предпочтения,

изменение вкусов и мнений);

c) конкурентов (состояние, возможность появления новых кон­курентов или новых стратегий и программ действующих, барьеры на пути выхода на рынки и возможности изменения сложившейся практи­ки конкурентных отношений);

d) акционеров (доля внешних акционеров, их интересы, приори­теты и ожидания).

Факторы внутренней среды рекомендуется анализировать в раз­резе таких её составляющих, как структура, ресурсы и культура орга­низации.

Рассмотрение структуры организации включает характеристику её производственных подразделений (в аспектах организации процесса производства, применяемых технологий, оборудования и т.п.) и суще­ствующей в ней организационной структуры управления (с позиций построения последней, уровней иерархии, сложности, вертикальных и горизонтальных связей, технологии процесса принятия решений и т.д.).

Изучение ресурсов организации важно нацелить на выявление возможностей или ограничений её дальнейшего роста. Нужна оценка всех видов используемых организацией ресурсов: трудовых (здесь пер­востепенна оценка её менеджмента - компетентности и способности работников системы управления успешно реализовать стратегию раз­вития); материальных (зданий, сооружений, оборудования, материалов и пр.); финансовых (учитываются не только наличные финансовые ре­сурсы, но и привлекаемые средства, необходимые для стратегического развития); позиционных (определяются позиция, которую фирма зани­мает на соответствующем рынке и её репутация в отрасли, городе, ре­гионе, стране).

Характеристика культуры организации, обязательная для выбора и обоснования стратегии, должна дать представление об организаци­онных ценностях, об участии работающих в принятии решений, об от­ношениях между членами организации и их готовности к переменам.

Результаты анализа факторов внешней и внутренней среды, пред­ставленные в виде общих характеристик и установленных тенденций развития организации, служат для раскрытия возможностей этого раз­вития и угрозы ему со стороны окружающей среды, выявления силь­ных и слабых сторон данной фирмы. В курсовой работе рекомендуется применять SWOT - это и есть алгоритм изучения сильных (Strength) и слабых (Weakntss) сторон организации, а также возможностей (Opportunisties) и угроз (Threats) со стороны окружения. Соответствую­щий анализ позволяет определить круг стратегических альтернатив дальнейшего развития фирмы. Задача разработчика стратегии состоит в том, чтобы определить эти альтернативы, оценить и сопоставить возможности и риски каждой из них, потребные ресурсы и готовность персонала к изменениям. В этом, собственно, и состоит сложность за­дачи выбора и обоснования стратегии развития объекта.

Выбранная стратегия должна воплощать наиболее рациональный подход к будущему развитию организации, определять её долгосроч­ную позицию и конкурентоспособность и, в конечном счете, быть на­правленной на воплощение её миссии. Она служит основой для деталь­ной разработки и постановки стратегических целей каждой функцио­нальной сферы управления фирмой: маркетинга, производства, персо­нала, финансов, инноваций и т.д. Цели этих подсистем должны быть подчинены общей стратегии развития организации, её практической реализации.

Проектный раздел включает следующие разработки:

1) построение "дерева целей" стратегии развития организациив целоми каждой функциональной подсистеме;

2) моделирование процессов принятия решений:

3) обоснование изменений в организационной структуре управ­ления (или принципиально новой организационной структуры управ­ления);

4) подготовку предложений по работе с управленческими кадра­ми в аспекте обеспечения заинтересованности всех работающих в реа­лизации стратегии развития организации.

"Дерево целей" стратегии развития организации, а также её под­систем рекомендуется формировать в виде графа, ветви которого от­ражают основные направления работ по реализации стратегии. На­пример, если стратегия развития нацелена на рост производства и по­вышение качества продукции, то в декомпозиции следует выделить каждое из этих направлений: одна ветвь дерева будет характеризовать мероприятия, обеспечивающие рост, вторая - уровень качества. В ре­зультате такого подхода создаётся довольно полная картина тех кон­кретных и адресных задач, которые необходимо решать в процессе реализации стратегии. Это является хорошей базой для формирования стратегических целей по функциональным подсистемам управления (маркетингу, производству, инновациям и т.д.).

Следующий шаг - моделирование процессов принятия решений. В его основе лежит структурирование задач "дерева целей" по трём классам: сильно структурированные, слабо структурированные и не­структурированные. Для каждогоиз них предлагается своя модель принятия решений, возможности которой иллюстрируются на примере одной задаче, соответствующей теме курсовой работы.

Намеченные изменения в организационной структуре прямо вы­текают из принятых в соответствии с вышесказанным решений, поэто­му разработчик должен чётко сформулировать все факторы, которые вызывают необходимость таких преобразований. Введение новых звеньев, изменение числа уровня и характера связей в организационной структуре управления фирмы необходимо обосновать, показав на­правленность этих мер на достижение целей стратегии. Для вновь вве­дённых звеньев рекомендуется установить те новые функции, которые непосредственно вытекают из стратегических целей фирмы в целом, её подразделений и функциональных подсистем.

Завершающим аккордом является разработка предложений по организации и оплате труда работников системы управления, способ­ствующих реализации намеченных целей развития. Здесь уместно рас­смотреть принципы приёма и расстановки управленческих кадров, ор­ганизации и оплаты их труда, подготовки и переподготовки, демокра­тизации и социализации отношений внутри организации, а также рас­ширения степени участия работников в принятии решений, имеющих стратегическое значение для фирмы.

Объём аналитического и проектного разделов в сумме не должен

превышать 25 страниц.

В разделе"эффективность проекта" необходимо обосновать целе­сообразность предложенной разработки решения, касающегося темы курсовой работы и направления его реализации, которое позволяет повысить эффективность деятельности фирмы. Если решение состоит из нескольких мероприятий, то необходимо сделать интегральный (агрегатный) вывод о воздействии всех мероприятий на эффективное развитие фирмы. Вывод даётся в виде расчётных технико-экономических показателей и показателей эффективности управления.

Эффективность проекта рекомендуется дать не более, чем на 5 страницах.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, предложения по их использованию, а также дальнейшее совершенствование системы управления после реализации проектных мероприятий и достижения стратегических целей.

Список использованных источников должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы, которые следу­ет располагать в алфавитном порядке.

Приложения содержат в основном вспомогательный материал. Например, промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных дан­ных, инструкции и методики, описание алгоритмов и программ задач, решаемых с помощью ЭВМ, разработанных в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера.

Общий объём курсовой работы должен быть 30-35 страниц, что обеспечивает возможность чёткого изложения всех разделов работы и соответствует современным требованиям к управленческим докумен­там.

Наши рекомендации