Социальное страхование и гражданское общество – важнейшие предпосылки создания социального государства
Одним из важнейших атрибутов и универсальных институтов для социально ориентированной рыночной экономики является институт обязательного социального страхования, который позволяет обеспечивать выполнение важнейшей социальной функции государства – расширенного воспроизводства рабочей силы, что в условиях постиндустриального общества приобретает особую значимость. Экономические, медицинские и социальные механизмы социального страхования позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и распределять крупные финансовые ресурсы для работающих и членов их семей для случаев социальных рисков, оказывать им медицинскую и социальную помощь.
Достаточно распространенным является мнение, согласно которому социальное государство возникло благодаря созданию и эффективному функционированию института обязательного социального страхования и становлению развитого гражданского общества.[11]
Такая точка зрения подтверждается тем, что история зарождения и развития социального страхования органично связана с капиталистическим способом производства и европейской цивилизацией, которые привнесли с собой комплекс необходимых предпосылок:
правовых традиций английского и континентального права, в основе которого лежат принципы равенства всех перед законом и соблюдение естественных («фундаментальных») прав человека. Одним из таких прав является право на жизнь и на материальное обеспечение жизнедеятельности людей;
традиций социального и политического характера по самоорганизации гражданского общества на принципах солидарности (кассы взаимопомощи цехов и гильдий в средневековой Европе, кооперативное движение в Англии) и широкого развития городского и местного самооуправления в большинстве европейских стран;
экономических предпосылок, вызванных трансформацией в хозяйственной и социальной жизни общества и обусловленных капиталистическим способом организации производства – повышением уровня экономических рисков организации производства, возрастанием многообразных социальных рисков утраты заработной платы наемным персоналом и социальной незащищенности в условиях городской жизни (без поддержки общины и большой семьи).
В итоге правовое государство, гражданское общество и теория социальных рисков помогли создать универсальный механизм исполнения публичных социальных функций с помощью социального страхования, в котором алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства получил свое оптимальное и органичное воплощение (финансовое обеспечение - за счет хозяйствующих субъектов, а правовое воплощение и контроль – с помощью государства).
Таким образом, социальное страхование послужило ядром социальной защиты работающих граждан и регулятивной модели всего комплекса социально-трудовых отношений индустриального общества и социального государства. Поэтому можно без преувеличения сказать: социальное государство в России состоится настолько, насколько состоится социальное страхование.
Социальное страхование, сформированное как правовая, организационная и финансовая система первоначально в Германии в конце 90-х годов XIX века, продемонстрировало свою высокую эффективность и впоследствии получило широкое распространение в странах Западной Европы, а после Второй мировой войны и в большинстве стран мирового сообщества.
Это расширение сферы социальной защиты и качественное повышение ее уровня в промышленно развитых странах имело большой успех. В начале ХХ столетия средняя продолжительность жизни была крайне низкой, продолжительность трудовой жизни весьма значительной, а период жизни после выхода на пенсию короток. При этом пожилые лица почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей. Одним словом – старость была синонимом бедности.
Кроме того, защиты от других видов социального риска также практически не было. Широко распространены были инфекционные заболевания; весьма ограниченным оставался доступ к медицинскому обслуживанию, к тому же оно было дорогим; рождение ребенка зачастую было связано с многочисленными трудностями как для ребенка, так и для матери. В результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а часто и с резким понижением их социального статуса. Безработица означала материальные лишения, а нередко и нищету.
Введение социального страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а впоследствии предпринять меры по их предупреждению и снижению. Уровень бедности среди лиц пожилого возраста сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных групп населения, а продолжительность жизни после выхода на пенсию составляет 10-20 и более лет.
Доступ к медицинскому обслуживанию получили практически все работающие, а его уровень существенно повысился. Искоренены многие инфекционные заболевания, опасные в первую очередь для детей, а также представляющие серьезную угрозу для работников и лиц пенсионного возраста.
Материальная поддержка лиц, оказавшихся безработными, позволяет им избежать недопустимых лишений, найти в себе силы для переобучения и поиска работы.
Комплекс задач, решаемых с помощью социального страхования, впечатляет. Помимо прочной основы социальной защиты работающих, данный социальный институт способствует повышению стабильности в обществе и экономике, содействует гармонизации отношений в трудовых коллективах.
Это во многом объясняет уникальную роль института социального страхования, который с помощью своих экономических, правовых и социальных механизмов выполняет государственно-публичные функции социальной защиты и оказывает активное положительное морально-психологическое воздействие на процесс формирования сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения.
Обусловлено это тем, что в нем нашли органическое воплощение, казалось бы, полярные и несовместимые идеи: персональная ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективная (солидарная) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические идеалы.
При этом, социальное страхование выступает как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении), так и, одновременно, как эффективный механизм его построения: демократический характер организации, массовый масштаб вовлеченности в него практически всего трудозанятого населения и прозрачность финансовых потоков. Вот почему социальное страхование – это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития служит безошибочным барометром уровня социальной защиты трудящихся.
Столь уникальные качества социального страхования объясняются тем, что данный институт социальной защиты построен на основе законов и норм, которые определяют и регулируют глубинные течения жизни общества: естественного закона (естественного права) и общего блага, принципов социальной справедливости и самоответственности, солидарной взаимопомощи, солидарности и субсидиарности.
Естественный закон в свою очередь служит ориентиром для положительного (позитивного ) права, а тем самым закладывает ориентиры для формирования правового государства. Кроме того, от естественного права проистекает принцип справедливости, который является родоначальником нравственных критериев организации гармоничных человеческих отношений:
социальная справедливость в отношениях между группами и классами внутри общества:
справедливость в организации хозяйственной трудовой деятельности;
справедливость распределения результатов экономической деятельности.
Совпадающие (однокоренные) свойства социального страхования и других общественных институтов позволяют ему эффективно выполнять функции публичного характера и значимости. Особенно наглядно проявляется это в том, что социальное страхование позволяет приблизить сферу социальной защиты непосредственно к трудящимся, их семьям и трудовым коллективам, обеспечить ей рыночный механизм регулирования, обладает уникальным качеством социального стабилизатора общества.
Это достигается с помощью активного участия персонала и работодателей в управлении социальным страхованием, что жизненно важно для преодоления весьма непродуктивного, но все еще широко распространенного авторитарно-командного стиля управления в сфере социальной защиты, который был унаследован от советского прошлого.