Матрица применения методов управления качеством

Методы управления качеством Стадии жизненного цикла продукции
Марке-тинг Проекти-рование Техноло-гическая подготов-ка Произ-водство Реализа-ция Тех. обслужи-вание и ремонт
Статистическое регулировании технологических процессов       +    
Статистический приемочный контроль     + + +  
Семь инструментов качества + + + + +  
Групповые методы анализа и решения проблем + + + + + +
Анализ причин и последствий отказов   + +      
Распределение функций качества + + + +   +
Методы Тагути   + +      

ü Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы).

Диаграмма типа 5М рассматривает такие компоненты качества, как «человек», «машина», «материал», «метод», «контроль», а в диаграмме типа 6М к ним добавляется компонент «среда». Применительно к решаемой задаче квалиметрического анализа:

- для компоненты «человек» необходимо определить факторы, связанные с удобством и безопасностью выполнения операций;

- для компоненты «машина» – взаимоотношения элементов конструкции анализируемого изделия между собой, связанные с выполнением данной операции;

- для компоненты «метод» – факторы, связанные с производительностью и точностью выполняемой операции;

- для компоненты «материал» – факторы, связанные с отсутствием изменений свойств материалов изделия в процессе выполнения данной операции;

- для компоненты «контроль» – факторы, связанные с достоверным распознаванием ошибки процесса выполнения операции;

- для компоненты «среда» – факторы, связанные с воздействием среды на изделие и изделия на среду.

Матрица применения методов управления качеством - student2.ru

Рис. 7. Пример диаграммы Ишикавы

ü Контрольные листки

Контрольные листки могут применяться как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам (рис. 8).

Матрица применения методов управления качеством - student2.ru

Матрица применения методов управления качеством - student2.ru
Рис. 8. Пример контрольных листков

ü Гистограммы

Гистограммы – один из вариантов столбчатой диаграммы, отображающий зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений от этих значений.

Гистограмма строится следующим образом:

1. Определяем наибольшее значение показателя качества.

2. Определяем наименьшее значение показателя качества.

3. Определяем диапазон гистограммы как разницу между наибольшим и наименьшим значением.

4. Определяем число интервалов гистограммы. Часто можно пользоваться приближенной формулой: (число интервалов) = Ц (число значений показателей качества). Например, если число показателей = 50, число интервалов гистограммы = 7.

5. Определяем длину интервала гистограммы = (диапазон гистограммы) / (число интервалов). Разбиваем диапазон гистограммы на интервалы.

6. Подсчитываем число попаданий результатов в каждый интервал.

7. Определяем частоту попаданий в интервал = (число попаданий)/(общее число показателей качества).

8. Строим столбчатую диаграмму.

ü Диаграммы разброса

Диаграммы разброса представляют из себя графики вида, изображенного на рисунках, которые позволяют выявить корреляцию между двумя различными факторами.

Матрица применения методов управления качеством - student2.ru

Рис 9. Диаграмма разброса: Взаимосвязи показателей качества практически нет

Матрица применения методов управления качеством - student2.ru

Рис. 10. Диаграмма разброса: Имеется прямая взаимосвязь между показателями качества

Матрица применения методов управления качеством - student2.ru

Рис. 11. Диаграмма разброса: Имеется обратная взаимосвязь между показателями качества

ü Анализ Парето

Анализ Парето получил свое название по имени итальянского экономиста Вилфредо Парето, который показал, большая часть капитала (80%) находится в руках незначительного количества людей (20%). Парето разработал логарифмические математические модели, описывающие это неоднородное распределение, а математик М.О. Лоренц представил графические иллюстрации.

Правило Парето – «универсальный» принцип, который применим во множестве ситуаций, и без сомнения – в решении проблем качества. Джозеф Джуран отметил «универсальное» применение принципа Парето к любой группе причин, вызывающих то или иное последствие, причем большая часть последствий вызвана малым количеством причин. Анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости или важности и призывает выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий).

Анализ Парето как правило иллюстрируется диаграммой Парето (рис. 12), на которой по оси абсцисс отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания вызванных ими проблем, а по оси ординат – в количественном выражении сами проблемы, причем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) процентном выражении.

На диаграмме отчетливо видна область принятия первоочередных мер, очерчивающая те причины, которые вызывают наибольшее количество ошибок. Таким образом, в первую очередь, предупредительные мероприятия должны быть направлены на решение проблем именно этих проблем.

Матрица применения методов управления качеством - student2.ru

Рис. 12. Диаграмма Парето

ü Стратификация

В основном, стратификация – процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным, результаты которого часто показываются в виде диаграмм и графиков.

Мы можем классифицировать массив данных в различные группы (или категории) с общими характеристиками, называемыми переменной стратификации. Важно установить, которые переменные будут использоваться для сортировки.

Стратификация – основа для других инструментов, таких как анализ Парето или диаграммы рассеивания. Такое сочетание инструментов делает их более мощными.

На рисунке 13 приведен пример анализа источника возникновения дефектов. Все дефекты (100%) были классифицированы на четыре категории – по поставщикам, по операторам, по смене и по оборудованию. Из анализа представленных донных наглядно видно, что наибольший вклад в наличие дефектов вносит в данном случае «поставщик 1».

Матрица применения методов управления качеством - student2.ru

Рис. 13. Стратификация данных

ü Контрольные карты

Контрольные карты – специальный вид диаграммы, впервые предложенный В. Шухартом в 1925 г. Они отображают характер изменения показателя качества во времени (рис.14).

Матрица применения методов управления качеством - student2.ru

Рис. 14. Общий вид контрольной карты

ü Контрольные карты по количественным признакам

Контрольные карты по количественным признакам – это, как правило, сдвоенные карты, одна из которых изображает изменение среднего значения процесса, а 2-я – разброса процесса. Бланк контрольной карты приведен на рисунке 15.

Матрица применения методов управления качеством - student2.ru

Рис. 15. Бланк контрольной карты

Использованию перечисленных выше групп статистических методов посвящена обширная специальная литература. Безусловно, при создании систем качества эти методы следует внедрять от простых – к сложным.

Стандарт ИСО 14000

ISO 14001

Забота об окружающей среде, растущее давление со стороны общественности и действия властей меняют методы ведения бизнеса во всем мире. Заказчики, потребители и акционеры все чаще и чаще хотят видеть продукцию и услуги, не несущие вредного воздействия на окружающую среду, предоставляемые компаниями, возлагающими на себя социальные обязательства. Для организаций становится все более и более важным показать, что не только их основные принципы, но также их инвестиционная политика и повседневная деятельность, осуществляются с учетом защиты окружающей среды.

ИСО 14001 – признанный международный стандарт для системы экологического менеджмента (СЭМ).

Демонстрация обязательств по защите окружающей среды и постоянному развитию, позитивно отразится на успехе компании и принесёт следующие выгоды:

- улучшит имидж организации, а также отношения с потребителями, органами государственной власти, местной общественностью

- оптимальное использование энергии и водных ресурсов, тщательный отбор сырья и контролируемая переработка отходов - все это внесет свой вклад в постоянное уменьшение себестоимости и увеличит конкурентное преимущество

- снизит финансовые затраты на выплату штрафов за нарушение законодательства, периодическое наведение порядка, возникающие как следствие “реактивных» - несистемных подходов к управлению производством

- обеспечит соответствие экологическому законодательству и уменьшит риск получения штрафов и возможных судебных исков

- улучшит качество рабочих мест, моральный климат в коллективе и укрепит верность ценностям компании

- откроет новые возможности на рынках, связанные с движением защитников окружающей среды для которых важным является экологическая чистота процессов производства

- экологически ориентированные потребители предпочтут иметь дело с компаниями, мыслящими подобно Вашей и демонстрирующими свои обязательства по защите окружающей среды.

На данный момент более 5000 малых, средних и крупных международных компаний выбрали SGS в качестве органа по сертификации для проведения аудитов системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ИСО 14001.

Наши рекомендации