Выгоды координации и их присвоение
Координация, как было показано, создает условия для согласованности действий участников обмена, снижая тем самым потери от несовместимости их реакций на одни и те же события. Тем самым она приносит реальные выгоды.
Проиллюстрируем выгоды координации при помощи модели «дилемма заключенного». По условиям этой модели имеются два агента (А и В), совершивших совместное преступление. Согласование их действий в ходе следствия невозможно, так как невозможен обмен информацией между ними об индивидуальных намерениях. Для каждого агента объективно существуют две стратегии поведения:
· стратегия 1 - признаться в преступлении;
· стратегия 2 - не признаваться.
Предположим, что выбор стратегии делается заключенными одновременно и что в случае признания каждым своей вины оба получат срок по 6 лет, в случае запирательства – по 3 года. Предположим также, что если один из заключенных признается в преступлении, а другой не признается, наказание для них будет разным: тот, кто признается, получит 4 года, тот, кто не признается – 10 лет. Соответственно этим условиям платежная матрица будет иметь следующий вид:
А
признаваться не признаваться
признаваться А-6; В-6 А-10;В-4
В
не признаваться А-4; В-10 А-3; В-3
Понятно, что оптимальной совместной стратегией было бы запирательство. Суммарный срок в этом случае оказался бы наименьшим. Однако, как ни парадоксально, заключенные выберут тактику признания. Почему? Делая свой выбор в условиях неопределенности, заключенный А будет исходить из равновероятности выбора сообщником одной из двух возможных линий поведения. Поэтому в случае собственного признания он с одинаковой вероятностью 0,5 может получить шестилетний и четырехлетний сроки. Ожидаемый исход для него в этом случае составит:
Х=0,5х4+0,5х6= 5.
В случае же запирательства А ожидаемый исход составит для него:
Х= 0,5х10+0,5х3=6,5.
Сопоставление указанных исходов и предопределит его склонность к признанию вины. Аналогичным образом будет формироваться и стратегия заключенного В, вследствие чего совместный выбор окажется неоптимальным. Заметим, что если бы каждый из заключенных был уверен, что его партнер по преступлению в любом случае будет следовать правилу «не признаваться», ситуация оказалась бы совершенно иной.
Приведенная модель весьма упрощена. Обычно у участников взаимодействий имеется более, чем две возможные стратегии поведения. Это еще более затрудняет выбор в условиях отсутствия координации и снижает вероятность реализации оптимальной для сторон совместной стратегии поведения. Следование же неоптимальным стратегиям означает, с экономической точки зрения неполучение агентами в полной мере тех выгод, которые в принципе они могли бы получить в процессе обмена. Поэтому координация совместного поведения способствует росту эффективности использования ограниченных ресурсов.
Координация в условиях неопределенности требует механизмов, обеспечивающих сводимость частных стратегий. Такие механизмы должны обеспечивать не только возможность координации, но и ее экономичность. В противном случае эффект согласования поведения будет съеден затратами на его достижение. Введение в ткань обмена норм и использование при формировании стратегии общепринятых схем или алгоритмов поведения, которые в существующей обстановке дают высокую вероятность приближения к оптимальному решению, – именно такой механизм. Его применение позволяет отказаться от сложного и дорогостоящего процесса непосредственного согласования агентами множества моментов и условий, значимых для их выбора.
Прирост общей отдачи участвующих в данном взаимодействии ресурсов вследствие обеспечения согласованности совместного поведения участников носит название координационного эффекта. Нормы и правила, обеспечивающие получение координационного эффекта, обладают свойством полезности. Хотя полезность эта специфична, данное свойство позволяет рассматривать институты в качестве экономических благ.
Институты как инструменты координации в наибольшей степени соответствуют понятию общественных благ. Во-первых, потребление норм носит неизбирательный характер. То есть, использование данной нормы одним агентом не уменьшает ее доступность и полезность для других. Во-вторых, потребление норм обычно носит неисключаемый характер и происходит в режиме открытого доступа. Это означает, что отсутствует возможность запрета использования данной нормы для любого заинтересованного в этом агента даже в случае отказа последнего оплачивать это использование.
Свойства неизбирательности и неисключаемости не являются присущими в полной мере всем правилам. Правила могут частично утрачивать это свойство. Такое положение имеет место, когда правило имеет ограниченную полезность для определенной группы лиц и выполняет координирующую функцию лишь по отношению к взаимодействиям, осуществляемым внутри этой группы. Такие нормы можно рассматривать как смешанные общественные блага. Их разновидности – нормы локального и группового действия.
Получение чистого координационного эффекта, когда величина общих выгод согласования поведения превышает суммарные затраты сторон на такое согласование, является предпосылкой устойчивости координации и обеспечивающих ее институтов. Но это – не единственная предпосылка. Имеет также значение структура распределения выгод от согласования. Она должна обеспечивать склонность каждой из сторон к координации. Соответственно, частные чистые выгоды каждой из сторон должны быть положительными и превышать определенный минимальный порог, который индивидуален и характеризует склонность конкретного агента к поиску согласованных решений.
Получение координационного эффекта не предполагает справедливое его распределение между сторонами в соответствии с действительным приростом в скоординированном обмене отдачи принадлежащих им ресурсов. Ситуация, когда прирост отдачи ресурса, принадлежащего каждой из сторон, присваивается ей полностью, является частным случаем. Эта ситуация называется чистой координацией.
Наряду с чистой существует смешанная координация, когда наряду с приростом общих выгод имеет место их несправедливое распределение, то есть присвоение сторонами выгод от координации, не соответствующее их вкладу в получение координационного эффекта. В этом случае в процессе согласованного обмена наряду с координационным эффектом как побочный результат возникает распределительный эффект.
Соотношение чистой и смешанной координации зависит от прироста отдачи ресурсов сторон в данном типе согласованных взаимодействий. Координация не предполагает, что в ее результате отдача ресурсов каждого из участников взаимодействия возрастает в равной степени. Возможны три координационные ситуации:
· отдача ресурсов растет у обеих вступивших в обмен сторон;
· отдача ресурсов растет только у одной из сторон, у другой остается неизменной;
· рост отдачи ресурсов имеет место для первой из сторон, для второй скоординированное поведение влечет снижение этой отдачи.
В первом случае чистая координация несет обоюдную выгоду и может воспроизводиться на взаимной и добровольной основе. Во втором случае нет препятствий для добровольного возобновления обмена на основе чистой координации. Однако для одной из сторон стимулы к ней отсутствуют. Это способствует неустойчивости координационного процесса. Обеспечение его устойчивости требует создания стимулов для второй стороны. Это может достигаться путем передачи выигрывающей стороной части своих выгод партнеру, что означает смешанную координацию. Сохранение чистой координации в данных условиях возможно посредством неэкономического принуждения партнера к согласованному поведению. В третьем случае чистая координация оказывается невозможной. Хотя она и способна принести эффект (рост отдачи у одной стороны перекрывает ее снижение у другой), однако для одной из сторон ее выгоды оказываются отрицательными. Это предполагает противодействие координации.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит трансакционная функция институтов? По каким направлениям она реализуется?
2. Что понимается под координацией экономического поведения. В чем суть проблемы координации?
3. Охарактеризуйте координационную функцию институтов и механизм ее осуществления.
4. Почему институты правомерно рассматривать в качестве специфических общественных благ?
5. Что такое выгоды координации (координационный эффект)? Почему они возникают?
6. В каких вариантах возможно распределение и присвоение координационного эффекта участниками обмена? Раскройте понятия чистой и смешанной координации.