Предельная склонность к потреблению
И предельная склонность к сбережениям
Функции потребления и сбережений находятся в непосредственной зависимости от доходов населения. Тенденция в изменении величины потребления по мере роста доходов характеризуется таким показателем, как предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume – MPС). Слово «предельный» в экономической теории обычно используется в значении «дополнительный». МРС показывает, какая часть дополнительного дохода уходит на приращение потребления:
где ∆С — любое изменение в потреблении; ∆Y — изменение в величине дохода.
Аналогичным образом мы можем рассматривать предельную склонность к сбережениям (marginal propensity to save – MPS). Она показывает, какую часть дополнительного дохода население использует на дополнительные сбережения при изменении величины дохода. Иными словами,
где ∆S — любое изменение в сбережениях.
Если общий доход возрастает, то лица, которые выигрывают от его роста, направят одну часть этого прироста на потребление, а другую – на сбережения. Поскольку нет третьего возможного пути для использования этого дополнительного дохода, то ∆С + ∆S ≡ 1, а потому и MPS + MPC ≡ 1. Следовательно, MPS = 1 – МРС.
Математически на графике предельную склонность к потреблению отражает наклон функции потребления. Крутой наклон соответствует высокой МРС, пологий – низкой.
Данные статистики показывают, что по мере роста дохода растут как потребление, так и сбережения. При этом МРС имеет тенденцию к снижению, a MPS – к росту. Заметим, что сбережения оказывают определенное влияние на потребление. Если у одних они есть, а у других их нет, то первые могут потреблять, не боясь занимать в долг. Такую ситуацию называют «эффектом сбережения».
Обычно сбережения накапливаются длительное время, их эффект в нормальных условиях крайне редко выступает причиной резких изменений в объеме производства. Но в условиях нестабильности экономического положения, усиления инфляции, отсутствия защищенности вкладов население начинает увеличивать потребление, особенно товаров длительного пользования. Это приводит к возникновению ажиотажного спроса. Своеобразным видом сбережений в таких условиях являются расходы на приобретение таких товаров, как ювелирные изделия, меха, машины, дачи и т. д. Но поскольку они недоступны для лиц со средними доходами, а необходимые им товары на рынке отсутствуют, то у данной группы увеличивается склонность к сбережениям.