Задачи (цена ответа 8 баллов). 3.1 Вусловиях совершенно конкурентного рынка в долгосрочной

3.1 Вусловиях совершенно конкурентного рынка в долгосрочной

перспективе на рынке установилась цена на товар в размере 5 руб. за

1 шт. При этом было продано 10 тыс. шт. товара. Внедрение передовой

248 Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

технологии позволяет одной фирме полностью обеспечить производство

данного товара. Старая технология может быть описана так:

ТС = 1000Q - 100Q2 + 5Q\

где ТС — общие издержки отрасли в долгосрочной перспективе.

Новая технология обеспечивает фирме получение экономической

прибыли в размере 20% общих издержек производства по старой

технологии Какую цену назначит фирма и какое количество

она произведет?

Если правительство захочет регулировать данную отрасль,

какой объем производства и по какой цене оно заставит продавать

монополиста?

3.2 Автомобильный концерн может продавать автомобили на

внутреннем рынке, защищенном протекционистской политикой правительства,

где спрос на автомобили описывается уравнением:

Pd = 120 - qd/10,

где Р — цена на внутреннем рынке, тыс. руб;

q — количество автомобилей, продаваемых на внутреннем

рынке, в тыс. шт.

Кроме того, концерн может поставлять автомобили на мировой

рынок, где цена в пересчете на рубли составляет 80 тыс. руб и не

зависит от объема экспорта. Предельные издержки концерна равны:

МС = 50 + q /10,

где q — общий объем производства концерна.

Каким образом концерн распределит производство между внутренним

и внешним рынком для того, чтобы максимизировать прибыль?

3.3. Монополист действует в том сегменте рынка, где эластичность

спроса по цене по абсолютному значению равна 3. Правительство

вводит налог на данный товар в размере 6 долл. за единицу.

Каким образом монополист отреагирует на это действие правительства,

если эластичность спроса постоянна?

3.4. Фирмы А и В являются монополистами на своих рынках.

Индекс Лернера для фирмы А равен 1/8, для фирмы В — 1/5.

Известны средние издержки фирмы:

АС(А) = 28 + 109Q(A),

АС(В) = 52 + 69Q (В).

Функция спроса одинакова на обоих рынках и равна:

Qd = 50 - Р/2.

Какая из фирм получит большую совокупную прибыль в долгосрочном

периоде?

3.5. В отрасли действует 100 одинаковых фирм. Общие издержки

типичной фирмы равны ТС = 0,1Q2 - 2Q + 5.

Напишите формулу кривой предложения фирмы в краткосрочном

периоде Если спрос на товар равен Qd = 6000 - Р, то какой

будет равновесная цена на рынке в краткосрочный период7 Какое

количество товара будет продано?

Глава 8. Типы рыночных структур:

несовершенная конкуренция.

Антимонопольное законодательство

Совершенная конкуренция и чистая монополия — крайние

полюсы спектра рыночных структур и как крайности встречаются

относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая

конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры,

приближающийся к совершенной конкуренции. Монополистическая

конкуренция — случай, когда "много конкуренции и мало монополии",

монополистическая власть на рынке относительно невелика.

Противоположной ситуацией является олигополия, когда небольшое

число крупных фирм производят основную ("львиную")

долю продукции данной отрасли Рассмотрим ее подробнее.

8.1. Олигополия

Олигополия — это такая рыночная структура, при которой

доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых

производителей ограничен высокими барьерами.

Хаоактепные Первая характерная черта олигополии заклю-

чептм чается в немногочисленности фирм в отрасли. Об

этом говорит этимология самого понятия "олигополия"

(греч. "oligos" — несколько, "poleo" — продаю, торгую). Обычно

их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например,

в американской сталелитейной промышленности, в производстве

первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др.

Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности

США: на три компании ("Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер")

приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производства

автомобилей. Можно привести примеры и других отраслей обрабатывающей

промышленности США (производство домашних холодильников,

пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек,

открыток, телефонных аппаратов), для которых характерна

высокая степень концентрации производства всего на нескольких

фирмах.

Следует лишь отметить, что эти данные, как и все статистические

показатели, обладают очевидными недостатками. Они либо

преувеличивают, либо преуменьшают степень концентрации. Преувеличивают,

так как не учитывают иностранной и межотраслевой

конкуренции (на американском рынке, например, каждый четвертый

автомобиль — иностранного производства), а также конкуренции

со стороны поставщиков. Преуменьшают, так как оценивается

степень концентрации на общенациональном уровне, а не на уровне

250 Глава 8. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция

регионов или отдельных городов, где на рынках некоторых товаров и

услуг часто господствуют две-три местные компании (производство

кирпича, бетона, скоропортящихся пищевых продуктов и т. д.). К тому

же наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную

роль играют 3—4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия,

когда основную долю продукции выпускают 6—8 фирм.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях,

производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь),

так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки,

сигареты, электробытовые приборы).

Второй характерной чертой олигополии являются высокие

барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего

с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая

выступает как важнейшая причина широкого распространения

-и длительного сохранения олигополистических структур. В автомобильной

промышленности США в 80-е гг., например, минимально

эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год. Поскольку

многие предприятия производили не менее двух моделей

одновременно, стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд.

долл. Такие крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм,

поэтому создаются объективные предпосылки для сохранения ведущего

положения автомобильных заводов-гигантов. Отметим, что если

в начале XX в. число американских автомобильных фирм приближалось

к 200, то уже в конце 20-х гг. их число не превышало 50, а в

настоящее время их можно пересчитать по пальцам.

Эффект масштаба — важная, но не единственная причина,

так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально

эффективный уровень. Олигополистическая концентрация

порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения

в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это

происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа

"Ксерокс", "Кодак", IBM и др. На протяжении всего срока действия

патента (в США — 17 лет) фирма надежно защищена от внутренней

конкуренции.

Среди других причин — монополия контроля над редкими источниками

сырья (например, в 60—70-е гг. мировой рынок нефтепродуктов

контролировал нефтяной картель "Семь сестер"), запредельно

высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет,

прохладительных напитков или в шоу-бизнесе). Есть и некоторые

другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные.

Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых

барьеров нет, они возникают вновь и вновь.

Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая

взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если

число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании

своей экономической политики вынуждена принимать

во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как

шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олиго-

8.1. Олигополия 251

полист должен быть готов к различным (нередко альтернативным)

вариантам развития ситуации на рынке в результате различного

поведения конкурентов.

Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения

конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность

с другими олигополистами и возникает тенденция

превращения отрасли в чисто монопольную.

Ц Возможны две основные формы поведения фирм

в условиях олигополистических структур: некооперативное

и кооперативное. В случае некооперативного поведения

каждый продавец самостоятельно решает проблему определения

цены и объема выпуска продукции.

Р

(тыс. руб.

за единицу)

50

200 • 400 Q(Tbic)

Рис. 8—1. Война цен в условиях дуополии

Для упрощения рассмотрим отрасль, в которой существует

только два продавца, — дуополию. Дуополия — это частный простейший

случай олигополии. Допустим, что каждая из фирм А и Б

производит половину продукции, общая величина которой 400 тыс.

единиц, и что средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб.

Допустим также, что первоначальные цены равны и составляют 50

тыс. рублей. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им

вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая

война. Ценовая война— э т о цикл постепенного снижения существующего

уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олиго-

полистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои пределы.

В рассмотренном примере (рис. 8—1) оно будет продолжаться

до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек.

А так как средние издержки постоянны, то Р = МС = АС. В точке В

установится равновесие, потому что ни одна фирма не сможет снизить

цену ниже, не понеся убытки. Цена фактически станет такой

же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая

прибыль в результате войны станет равной нулю. От ценовой вой-

АС - МС

252 Глава 8. Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция

Модель Курно

ны выиграют потребители и проиграют производители. В нашем

примере ни один из производителей не выиграет. К несчастью для

потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время

бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще

приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других

производителей.

Статический анализ взаимоотношения двух фирм

в условиях дуополии был предложен в 1838 г.

французским экономистом Антуаном Опостьеном Курно (1801—

1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и

Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного

спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно,

самостоятельно и независимо друг от друга Каждая из фирм

предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут

иметь точной информации о своих ошибках (действуют "с завязанными

глазами"). При этом возможны различные варианты.

Рис. 8—2. Оптимизация объема производства фирмы А

в зависимости от объема производства фирмы Б

Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о

приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностью обеспечивается

выпуском фирмы А Ее кривая спроса полностью совпадает

с кривой рыночного спроса D^O) (рис. 8—2). При выборе

максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит*

производить 120 единиц товара, так как именно при этих условиях

сравняются предельный доход MRj(O) и предельные издержки МС .

Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А

отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D (40), а ее

производство сократится до 40 (именно в этом случае MR,(40) = МС,).

Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А

уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит

производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство.

Отмечая на графике (рис. 8—3), как меняется выпуск

рирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы по-

8.1 Олигополия 253

лучаем кривую реакции фирмы А — QA(QJ' Аналогичный анализ

можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате

еще одну кривую реакции — QB(QA). Пересечение кривых реагирования

этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно:

каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает

оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет

стимула изменять свой объем производства.

0,1

120 К

Кривая реакции

фирмы Б Qb (QJ

Равновесие

Курно

Кривая реакции

фирмы A QA (QB)

О 20 40 60 120 Q,

Рис. 8—3. Равновесие Курно

Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополис-

ты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится,

если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно

намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая

идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (рис. 8—4).

Равновесие Курно достигается, когда Qj = Q2 = 40, а суммарный

выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизировать

совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то

множество возможных решений этой задачи будет ложиться на

контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q + Q2 = 60.

Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем

производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30),

но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).

Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуополии —

модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга1.

В настоящее время все большее значение

для анализа олигополистичес-

ких ситуаций получает теория игр.

Теория игр — наука, исследующая

математическими методами поведение участников в вероятностных

ситуациях, связанных с принятием решений. Предметом этой

теории являются игровые ситуации с заранее установленными

Олигополия с точки зрения

теории игр."Дилемма

заключенного"

1 См.: Интриллигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая

теория М' Прогресс, 1975 Гл 8 5 С 266—280; Барр Р Политическая экономия.

В 2-х т. М„ 1994 Т 1. С. 529—535

254 Глава 8. Типы рыночных структур несовершенная конкуренция

Q2

120

Контрактная

Кривая

Кривая реакции

фирмы Б

Конкурентное

равновесие

Равновесие

Курно

30 40 60

Кривая реакции

фирмы А

120 Q,

Рис. 8—4. Равновесие Курно, договорное равновесие

и конкурентное равновесие

правилами (типа игры в карты или в домино). В ходе игры возможны

различные совместные действия — коалиции игроков, конфликты и

т. д. Стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией,

которая показывает выигрыш или проигрыш участника Формы этих

игр многообразны. Наиболее простая разновидность — игры с двумя

участниками. Если в игре участвуют не менее трех игроков, возможно

образование коалиций, что усложняет анализ С точки зрения платежной

суммы игры делятся на две группы — с нулевой и ненулевой

суммами Игры с нулевой суммой называют еще антагонистическими:

выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма

выигрыша равна нулю. По характеру предварительной договоренности

игры делятся на кооперативные (когда образуются коалиции игроков)

и некооперативные (когда каждый играет за себя против всех).

Наиболее известный пример некооперативной игры с нулевой

суммой — модель Курно, а с ненулевой суммой — "дилемма заключенного".

Рассмотрим последний случай (рис. 8—5). С поличным поймали

двух воров, которым предъявлено обвинение в ряде краж. Перед

каждым из них встает дилемма — признаваться ли в старых

(недоказанных) кражах или нет. Если признается только один из

воров, то признавшийся получает минимальный срок заключения

(1 год), а его нераскаявшийся товарищ — максимальный (10 лет).

Если оба вора одновременно признаются, то оба получат небольшое

снисхождение (по 6 лет заключения), если оба будут упорствовать,

то обоим дадут наказание только за последнюю кражу (по 3 года).

Заключенные сидят в разных камерах и не могут договориться друг

с другом. Перед нами — некооперативная (несогласованная) игра с

ненулевой (в данном случае отрицательной) суммой Характерной

чертой этой игры является невыгодность для обоих участников

руководствоваться своими частными (корыстными) интересами.

8.1. Олигополия 255

^ N . 2-й заключен-

^ N . ный

1-й зак- N.

люченный N.

Признался

Не признался

Признался

Nv -6

-6 ^SNS^

^ ^ N _1

-10 ^"N^

He признался

\ . -10

-1 ^\^

\ -3

Рис. 8—5. "Дилемма заключенного"

"Дилемма заключенного" наглядно показывает особенности оли-

гополистического ценообразования. Возьмем простейшую разновидность

олигополии, а именно дуополию. Допустим, одинаковый по

качеству кокаин производят два колумбийских наркокартеля —

Медельинский и Кали (рис. 8—6). Возникает проблема: какую назначить

цену за товар? Если обе фирмы назначат одинаковые цены,

то их выручки тоже будут одинаковы: по 10 млн. долл у каждой

фирмы при цене 3 долл. за порцию кокаина и по 15 млн. долл. при

цене 5 долл. Однако, если один из наркокартелей назначит низкую

v. Наркокартель

^ ч Кали

Медельине- s.

кий наркокартель ^ v .

Назначает 3 долл.

Назначает 5 долл.

Назначает 3 долл.

^ • ч . Ю МЛН ДОЛЛ.

10 МЛН. ДОЛЛ. ^ч.

N. 18 млн. долл.

6 МЛН. ДОЛЛ. ^^ч

Назначает 5 долл.

^ N ^ 6 млн. долл.

18 млн. долл. N.

^ N . 15 млн долл.

15 млн. долл. ^ ^ s^

Рис. 8—6. Некооперативная игра на олигополистическом рынке

25G Глава 8. Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция

Ломаная кривая

Спроса

цену, а другой — высокую, то их выручки будут сильно отличаться

друг от друга — 18 млн. и 6 млн. долл. В данном случае пассивная

политика высоких цен предпочтительнее, чем конкурентная политика

низких цен.

В условиях высокой степени неопределенности

олигополисты ведут себя по-разному. Одни пытаются

игнорировать конкурентов и действовать,

как будто в отрасли господствует совершенная конкуренция. Другие,

наоборот, пытаются предвидеть поведение соперников и внимательно

следят за каждым их шагом. Наконец, некоторые из них считают

наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками.

В реальной действительности могут одновременно встречаться

все эти три варианта рыночного поведения. Поскольку руководство

фирмы должно постоянно принимать множество решений, оно практически

не в состоянии предсказывать реакцию конкурентов на каждое

свое действие. Поэтому по многим тактическим вопросам, касающимся

второстепенных аспектов, решения принимаются вполне самостоятельно.

С другой стороны, при выработке стратегических решений

фирма ведет работу по оптимизации взаимоотношений с соперниками.

Задача экономической теории — изучить правила рационального

выбора, привлекая аппарат теории игр. Каждый "игрок"

ищет такой ход, чтобы максимизировать свою выгоду и одновременно

ограничить свободу выбора у конкурента. В поисках наиболее

"простого" пути фирмы-соперники могут вступить в прямой сговор,

договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т. д.

Последний случай наиболее опасен для общества и, как правило,

запрещается нормами антимонопольного законодательства.

Первый вариант сводится к совершенной конкуренции, третий

— в предельном случае — к чистой монополии. Он может быть

изучен как с учетом теории игр, так и без нее. Обычно изучение

олигополистического ценообразования начинают с анализа ломаной

кривой спроса.

Конкуренты не следую г

ja фирмой (в случае

повышения цен)

MR,

Q

А)

Конкуренты следуют

j<i фирмой (в случае

понижения цен)

Q» »MR, Q

Б)

Рис. 8—7. Ломаная кривая спроса

8 1. Олигополия 257

Допустим, на отраслевом рынке конкурируют три (I, II и III) фирмы.

Рассмотрим реакцию фирм II и III на поведение фирмы I. Возможны

две ситуации: когда она повышает цены и когда она их понижает. В

случае, если фирма I повышает цены выше Р0 (рис. 8—7а), ее спрос

изображается кривой D: выше линии РаА Конкуренты (фирмы II и

III) не будут за ней следовать, и их цены либо останутся неизменными,

либо вырастут в гораздо меньшей пропорции, как показывает

кривая D выше линии Р0А. При понижении фирмой I цены ниже Р0

фирмы II и III будут следовать за ней, что показывает кривая D:

ниже линии Р„А. В результате возникает ломаная кривая спроса

D2AD,, высокоэластичная выше уровня текущей цены Р0 и малоэластичная

ниже нее (рис. 8—76). Кривая предельного дохода при

этом не является непрерывной и состоит как бы из двух участков —

MR2 выше точки В и MRj ниже точки С.

Предложенная модель объясняет относительную негибкость цен

при олигополии. Дело в том, что в известных пределах любое повышение

цен ухудшает ситуацию. Повышение цены одной фирмой

таит опасность захвата рынка конкурентами, которые могут переманить

прежних покупателей фирмы, сохраняя низкие цены. Понижение

цен в условиях олигополии также может не привести к желаемому

росту объема продаж, так как конкуренты, точно так же понизив

цены, сохранят свои квоты на рынке. В результате фирма-лидер

не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. К

тому же понижение цены чревато демпинговой ценовой войной.

Предложенная модель хорошо объясняет лишь негибкость цен,

но не позволяет определить первоначальный уровень цен и механизм

их роста. Последнее легче объяснить сговором олигополистов.

Кап ль Стремление олигополистов к кооперативному поведению

способствует образованию картелей. Картель— это объединение

фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов

продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Образование картеля требует выработки совместной стратегии

(по поводу цен, объемов производства), установления квот для

каждого участника и создания механизма контроля за выполнением

принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает

выручку всех участников, но рост цен достигается путем

обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого

участника возникает соблазн получить двойной выигрыш, продавать

свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением

низких картельных квот. Если подобного рода оппортунистическое

поведение станет всеобщим, то картель развалится.

Картель — классический пример кооперативной игры с п участниками,

где п может быть равно 2, 3 и т д Обязательное условие

картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник

получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при

объединении против него всех других олигополистов Часто картельное

соглашение предусматривает создание коллективного фонда

("общака"), из которого осуществляются "побочные платежи" тем,

кто пострадал от сокращения квот. Эти выплаты играют роль уравнивающих

платежей.

258 Глава 8 Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция

Потенциальную угрозу картелю несет объединение аутсайдеров

в контркартель. Если суммарный доход участников отрасли

постоянен и равняется максимальной величине, то перед нами —

игра двух участников (коалиций) с нулевой суммой, частным случаем

которой является модель дуополии по Курно.

О Q„ Q

Рис. 8—8. Максимизация прибыли при тайном сговоре

Теория игр на ее современном уровне недостаточно учитывает

институциональные аспекты цроцесса возникновения, расцвета и

упадка картельных союзов. В настоящее время явные соглашения

картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать

неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор.

Тайный сговор — это негласное соглашение о ценах, разделении

рынков и других способах ограничения конкуренции, которые

преследуются законом.

Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего

рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия

вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются

в одну. Объем продаж определяется точкой В, где MR = МС.

Проекция этой точки на кривую D, т. е. точка А (рис. 8—8), позволяет

определить монопольную цену Р0 и экономическую прибыль

(площадь P0ACN).

Однако тайный сговор не может быть прочным длительное

время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают

в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию.

Чем больше число участников, тем труднее им договориться между

собой. (В "Золотом теленке" И. Ильфа и Е. Петрова описана именно

такая ситуация, когда "Сухаревская конвенция" жуликов была подорвана

действиями Паниковского, вторгшегося на монопольные

участки других членов соглашения о разделе Союза.) По мере развития

производства и насыщения рынка все сильнее сказываются

различия в спросе и в издержках производства участников сговора.

Те, кому удалось понизить издержки и повысить спрос, вызывают

8.1. Олигополия 259

зависть конкурентов, которым кажется, что их обошли нечестным

путем. К объективной дифференциации производителей добавляется

субъективный фактор — мошенничество, которое становится

заразительным. В обход соглашения осуществляются тайные продажи

на льготных условиях. Все эти явления особенно дают о себе

знать в условиях спада производства, когда каждый хочет выжить

за счет других. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится

также антитрестовское законодательство.

Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные

соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность

(типа лидерства в ценах). Так, в 80-е гг., по оценкам экономистов,

лидерство в ценах наблюдалась в таких отраслях экономики США,

как выплавка стали, производство бензина, автомобилей, минеральных

удобрений и др. Обычно движение цен происходит при этом

ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически

оснащенная фирма) заблаговременно информирует других

производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем

повышении цен Принимая решение, лидер стремится сделать

его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой

модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.

Ценообразование Олигополистическое ценообразование часто осу-

^ ществляется по принципу издержки плюс .

,, Сначала рассчитывается средний уровень издержек.

При их планировании обязательно

предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75—80%),

чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры.

Наибольший удельный вес имеют, как правило, переменные издержки.

К их средней величине прибавляется определенный процент,

который включает средние постоянные издержки и нормальную

прибыль (рис. 8—9).

Цена(Р)

По принципу

"издержки плюс

Средние переменные

издержки (AVC)

Процентная надбавка

(к х AVC)

Средние

постоянные

издержки (AFC)

Нормальная

прибыль (я)

Рис. 8—9. Формирование олигополистической цены

по методу "издержки плюс"

Р = AVC(1+ k) = AVC + к х AVC = AVC + AFC + п, (8.1)

где к— принятый процент надбавки.

Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спроса

на товар: чем выше эластичность, тем обычно ниже процент

надбавки.

260 Глава 8 Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция

8.2. Другие формы

несовершенной конкуренции

Ценовая

Дискриминация

Формы несовершенной конкуренции многообразны.

Наихудшим для потребителя случаем

является монополия, практикующая ценовую

дискриминацию Ценовая дискриминациясостоит в том, что

одинаковые товары фирма продает различным покупателям по

разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это

происходит при следующих предпосылках.

1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной

власти, обеспечивающей ему контроль над производством

и ценами;

2) если можно сегментировать рынок — разбить покупателей

на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса

по цене;

3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать

его дороже.

Цены могут различаться в зависимости от:

— качества товара или услуги;

— объема потребления (скидки оптовым покупателям);

— дохода покупателя, если он известен продавцу;

— времени покупки (дневное или ночное время, будни или

выходные, разгар или конец сезона и т. д.).

Рис. 8—10. Пример ценовой дискриминации

Таким образом, на один и тот же товар существует множество

цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек.

На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию,

кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого

поведения встречаются на каждом шагу. Это — билеты в кинотеатр

на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для

фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов,

военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые

8.2. Другие формы несовершенной конкуренции 261

авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию,

присваивают часть потребительского излишка.

Р,

ке <а

* \

с

. -Jll

ш^У^

MCi

^А/

£\ i v l

MR4

О Количество QH Q

Рис. 8—11. Модель совершенной ценовой дискриминации

Допустим, что всех посетителей музея делят на две большие

группы — российских граждан и иностранцев; российские граждане

делятся еще на три группы — дети, студенты и взрослые. Таким

образом, выделяется четыре категории потребителей — дети, студенты,

взрослые, иностранцы. Для каждой категории назначается

своя особая цена. Допустим (рис. 8—10), дети платят Р студенты —

Pj, взрослые — Р , а иностранцы — Р . Таким образом, фирма, используя

ценовую дискриминацию, присваивает значительную часть

потребительского излишка (заштрихованные секторы), устанавливая

цены выше равновесного уровня Р . В предельном случае дискриминирующая

фирма стремится полностью "проглотить" потребительский

излишек. При этом заштрихованный сектор стремится заполнить все

пространство фигуры РЕАЕ. Этот крайний случай представлен в модели

совершенной ценовой дискриминации (рис. 8—11).

Так как цена и предельный доход равны для любой единицы

продукции, то кривая предельного дохода совпадет с кривой спроса.

Поэтому монополист, практикующий дискриминацию, получит не

только прибыль, обычную для монополиста (АВСРмон), но и дополнительную

прибыль Р АР . Это наблюдается в деятельности хорошо

J г мон. max ^ u*

знайщих своих клиентов частнопрактикующих юристов и врачей, чем

в значительной степени и объясняются их высокие гонорары.

Наряду с монополией со стороны производителей

(монополией в собственном смысле слова) встречается

Наши рекомендации