Возможные издержки и выгоды от сотрудничества
Издержки | Выгоды |
Потеря превосходства в технологии; риск потери конкурентной позиции | Возможность получать знания и адаптироваться, развивать компетенции или совместно разрабатывать новые продукты |
Потеря ресурсов: времени, денег, информации, сырья, статуса и т. д. | Приобретение ресурсов: времени, денег, информации, сырья, статуса и т. д., использование незагруженных производственных мощностей |
Затраты, связанные с такими неудачами, как подрыв репутации, статуса или финансового положения | Разделение затрат по разработке продукта и разделение рисков (технологических, коммерческих, финансовых и др.) |
Потеря автономии и способности односторонне контролировать результаты; изменение первоначально поставленных целей | Приобретение влияния над территорией (сферой деятельности); способность внедряться на новые рынки (в т. ч. иностранные) |
Потеря стабильности, уверенности в перспективах развития; отказ от известной, проверенной временем технологии | Рост способности управлять неопределенностью, разрешать невидимые и сложные проблемы; способность к специализации или диверсификации, способность отражать натиск конкурентов |
Конкуренция за сферы (территории) деятельности, цели, методы их реализации с партнерами по альянсу | Получение взаимной поддержки, выгод от синергии и гармонических рабочих отношений с партнерами по альянсу |
Задержки в принятии решений из-за координационных проблем | Быстрые ответы на меняющийся рыночный спрос, меньшая задержка в использовании новых технологий |
Вмешательство правительства, регулирование и т. д. | Получение согласия от иностранных правительств на деятельность в стране |
Процесс подготовки решений по созданию МСА можно представить в виде этапов
Этап 1. Проводится анализ всех доводов «за» и «против» создания МСА. Необходимо определить устойчивое преимущество от сотрудничества: заинтересованность партнеров в сотрудничестве должна сохраниться даже при значительных изменениях условий деятельности.
Этап 2. Обобщаются предложения по созданию МСА, проводится обсуждение различных вопросов предполагаемого сотрудничества. Все это ведет к большей определенности, конкретизации проблемы; на этом этапе создается многофункциональная команда для ведения переговоров.
Этап З. Проводятся исследования и обсуждения, компанией-инициатором вырабатываются согласованные представления о сотрудничестве с потенциальными партнерами. Информация, полученная на этом этапе, имеет обратное воздействие на заинтересованность организации в создании МСА, принятие решения о сотрудничестве, условия такого сотрудничества.
Этапы принятия решения по созданию МСА
Например, может выясниться, что ранее установленное концептуальное представление о создании альянса не может быть реализовано из-за позиции партнера.
На данном этапе необходимо четко сформулировать цели и сферы совместной деятельности, решить вопросы об эквивалентности вкладов партнеров, обеспечении учета поступлений и распределения дивидендов, принять во внимание реакцию правительств и конкурентов на создание альянса и т. д.
Этап 4. Результаты, полученные на предыдущем этапе, используются при подготовке рекомендаций по совершенствованию организации и управления МСА.
Исходный пункт принятия решения об организации МСА - определение альтернатив сотрудничества и ограничение множества альтернатив. Компании-инициатору нецелесообразно детально исследовать каждую из множества альтернатив на предмет ее преимуществ и недостатков. Чтобы эффективно решить эту проблему, следует использовать двухступенчатый процесс, цель которого - сокращение числа альтернатив на последнем этапе отбора путем их последовательной селекции. При этом следует сконцентрироваться на двух группах проблем: это стратегические - проблемы, имеющие для фирмы центральное значение, и оперативные - конкретные действия в рамках стратегических проблем.
Функция первой ступени - стратегического уровня - предварительный отбор, на этом этапе альтернативы, для которых не выполняются первичные требования, исключаются. Функция второй ступени - выбрать между оставшимися альтернативами.
Все альтернативы сотрудничества должны быть четко определены и разложены на внутренние составляющие - компоненты и параметры. Компоненты дают информацию об области принятия решения. Можно выделить следующие компоненты:
• организационная компонента MCA: объединяет вопросы, которые определяют сферу деятельности МСА, организационные формы и число участников;
• идентификация партнера: компетенция предприятия-партнера выступает как центральная переменная в процессе выбора; должны быть перепроверены все слабые и сильные стороны партнера;
• компонента хозяйственной деятельности;
• правовая компонента: все обсуждаемые вопросы должны обеспечиваться юридической поддержкой.
Следующий шаг конкретизации механизма сотрудничества состоит в определении параметров альтернативы сотрудничества. Каждая компонента состоит из нескольких параметров.
Параметры организационной компоненты: сфера деятельности МСА, направление сотрудничества, число участников. Сфера деятельности определяется исходя из целей фирмы, направления сотрудничества (например, производство, сбыт, НИОКР, маркетинг), делового окружения альянса, продолжительности функционирования, объема выпускаемой продукции, числа обслуживаемых рынков. Параметры организационной компоненты включают определение специализации, конфигурации (централизованное или децентрализованное управление), механизма координации. Устанавливается организационно-правовая форма МСА (подписание функционального соглашения, учреждение юридического лица (СП), определяется тип интеграции МСА (альянс горизонтального типа, вертикального типа, по дистрибьюции и т. д.).
Параметры компоненты «идентификация: партнера» - это те особенности потенциального партнера, которые можно описать с помощью множества параметров. При этом предполагается, что участники предполагаемого МСА должны иметь совместимость, взаимодополняемость и приверженность ранее принятым обязательствам. Совместимость партнеров является основой любого альянса. Она должна быть проверена по таким факторам, как сходство оперативных стратегий, корпоративных философий, политики в области персонала, организационной и управленческой структур, политики по отношению к внешней среде. Взаимодополняемость - жизненно важный фактор деятельности альянса, поскольку каждый партнер должен содействовать совместной деятельности дополняющими ресурсами. Обычно партнеры превосходят друг друга в различных, но связанных между собой технологиях, знаниях, опыте. Приверженность ранее принятым на себя обязательствам - важный элемент, поддерживающий организацию в трудные для нее времена.
Наиболее важными параметрами хозяйственной компоненты являются: производственная программа, технология и ноу-хау, технологическая совместимость, позиция на рынке, местонахождение, финансовая ситуация, стратегическое целеполагание. По параметру «производственная программа» целесообразно сравнить возможности партнера с возможностями собственной организации. Производственная программа может быть сложной, односоставной или независимой от партнера.
Параметр «технология и ноу-хау» определяет альтернативы сотрудничества с точки зрения технологического уровня, которого достиг партнер. Этот уровень может быть лучше, таким же, или хуже, чем у компании-инициатора альянса. Технологическая совместимость означает, что переданные партнером технологии могут быть внедрены без дополнительных крупных инвестиций. Как варианты параметра «позиция на рынке» рассматриваются сильная позиция на рынке, проявляющаяся в высокой доле, занимаемой на рынке, и развитой сбытовой сети; средние, или слабые позиции с относительно низкой долей рынка. Параметр «местонахождение» имеет большое значение при определении уровня затрат в стране партнера. Необходим тщательный анализ стран в рамках стратегического планирования, при этом возможно благоприятное расположение, неблагоприятное, или нейтральное. Параметр «финансовая ситуация» может быть оценен на «хорошо», «удовлетворительно», или «плохо». «Стратегическое целеполагание» описывает стратегические ориентации и, исходя из этого, цели и интересы партнеров. Они могут совпадать, быть похожими, или различаться.
Параметры правовой компоненты - это юридическое обеспечение переговоров и подготовка необходимых документов для регистрации МСА, если таковая предусмотрена действующим законодательством.
При принятии решения о создании МСА необходимо учитывать наличие каналов коммуникаций для связи с партнером, а также степень доверия между участниками. В случае признания экономической целесообразности МСА в целом, менеджмент компании-инициатора альянса должен разработать несколько предварительных вариантов проекта предполагаемого альянса, которые составят основу для переговорного процесса с партнерами.
Для успешного функционирования создаваемого стратегического альянса необходимо эффективное решение следующих вопросов:
• согласование целей партнеров;
• определение вкладов сторон;
• воздействие степени сложности в постановке задач на организацию МСА;
• внутренние взаимозависимости между стратегией, структурой, системами управления и персоналом в участвующих в МСА компаниях.
Для выработки основных целей МСА следует создать высший по полномочиям Комитет управления МСА, состоящий из главных менеджеров входящих в него компаний. Такой комитет должен располагать необходимым политическим влиянием для усиления своего воздействия на процесс принятия решений. Хотя процесс постановки целей обычно внедряется на стадии становления партнерства, изменение международной предпринимательской среды может потребовать модификации первоначальных целей на всем протяжении деятельности.
При проектировании стратегического альянса необходимо обеспечить точное соответствие степени сложности поставленной задачи и степени сложности организационной структуры самого МСА, что является важным фактором его устойчивого конкурентного преимущества. Создание эффективно действующего МСА требует нахождения потенциально взаимодополняющих партнеров, которые соответствовали бы основным требованиям оптимального организационного соответствия.
Таким образом, к основным факторам, воздействующим на организационную сложность, относят: число партнеров, роль каждого партнера, уровень доверия, сложность задачи.
Термины и понятия
Международная компания
Индекс транснационализации
Многонациональная компания (МНК)
Транснациональная компания (ТНК)
Международные стратегические альянсы (МСА)
Холдинговая форма
ФПГ (финансово-промышленные группы)
Дочерняя компания
Ассоциированная компания
Отделение (представительство)
Интернациональное производство
интегрированное международное производство
горизонтальная интеграция
вертикальная интеграция
диверсификация производства
технопарки
технополисы
кластеры
техногенные долины
Вопросы для самопроверки
1. Что такое международная компания?
2. Что такое многонациональная компания?
3. Что такое транснациональная корпорация?
4. Назовите стимулы национальных компаний для перехода в статус международных.
5. Дайте определение долгосрочного контракта и назовите преимущества долгосрочных контрактов для экспортеров и импортеров.
6. Для чего создаются консорциумы?
7. Каков средний срок существования международных совместных предприятий?
8. Приведите формулу индекса транснационализации.
9. Каковы источники эффективности деятельности ТНК?
10. Какова роль ТНК в мировой экономике?
11. Что такое международное производство?
12. Что такое интегрированное международное производство?
13. Каковы преимущества горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации интернационального производства?
14. С какой целью необходимо определение национальности ТНК?
15. Назовите формы зарубежных филиалов международных компаний.
16. Расскажите о российских транснациональных корпорациях.
17. Расшифруйте аббревиатуры ТФПГ и МФПГ.