Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов экономических и управленческих специальностей и направлений очной и заочной формы обучения

Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

(Котласский филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов экономических и управленческих специальностей и направлений очной и заочной формы обучения

Котлас

Задание для выполнения курсовой работы по дисциплине «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ»

Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух разделов, заключения и библиографического списка.

В первом разделе содержится теоретическое исследование вопроса, согласно распределению тем из п.1 задания на выполнение курсовой работы.

Во втором – практическая часть (десять заданий по вариантам) из п.2 задания на выполнение курсовой работы.

1. Вопросы для теоретического исследования

2.Практические задания

Задание 1 (варианты 1,3,5,7)

Имеются следующие данные.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: (вариант 1, 3, 5, 7)

а) максимальная 94 , 93, 92, 91

б) минимальная 31, 32, 30, 32

Фактическая продолжительность жизни, лет 68,2; 69,1; 63,3; 67,2; 71,0

Фактический уровень грамотности взрослого населения, % 70, 71, 72, 70, 73

Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших 58, 59, 58,60

учебных заведений в общей численности, %

ВВП:

пороговое значение (т.е. среднедушевой объем ВВП 5220, 5270, 5310, 5900
в мире), долл.

б) фактическое значение среднедушевого объема ВВП, долл. 5100, 5150, 5180, 5780

в) минимальное значение реального объема ВВП 100, 110, 116, 108
на душу населения, долл.

Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала. Сделайте
выводы.

Задание 2 (варианты 2,4,6,8)

Известно, что ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении в Японии 79 лет, а на Украине - 69. Уровень грамотности соответственно 99 и 87,5%. Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в Японии 70%, а на Украи­не - 17,9%. Реальный ВВП на душу населения (т.е. среднедушевой объем ВВП в мире 37 850 долл. в Японии, а на Украине эта величина на 97,5% меньше.

Определите индексы развития человеческого потенциала для Япо­нии и Украины и сделайте вывод, в каком соотношении находятся уровни жизни этих стран.

Задание 3 (варианты 1,3,5,7)

На основании нижеследующих данных рассчитайте коэффициенты Джини и Лоренца. Постройте кривую Лоренца, сделайте выводы.

Накопленные частоты 20%-ных групп населения по уровню среднедушевого дохода Доля каждой 20%-ной группы в совокупном доходе
10,0
15,0
13,5
45,5
16,0

Задание 4 (всем вариантам)

Проведено выборочное наблюдение 100 тысяч чел., из которых 20 тыс. - высокообеспеченные; 30 тыс. - малообеспеченные; 50 тыс. - среднеобеспеченные.

Установлено, что доля доходов в общем совокупном доходе высоко­обеспеченного населения 18%, среднеобеспеченного - 60%, а мало­обеспеченного — 22%. Рассчитайте коэффициент Джини и сделайте выводы.

Задание 5 (варианты 1,3,5,7)

Определите на графике кривой Лоренца (см. задачу 3):

1. Какой доход при данном распределении получают 10% семей?

2. На какое количество семей приходится 45% дохода?

3. На какую величину доход 70% семей превышает доход 30% семей?

Задание 6 (по вариантам)

Конечные доходы рабочих и служащих в базисном периоде состави­ли ___ тыс. ден. ед. (данные в таблице 1). Розничные цены на товары и услуги в отчетном периоде по сравнению с базисным снизились в среднем на 2%, чис­ленность рабочих и служащих возросла на 4%. Определите индекс реальных доходов рабочих и служащих и индекс реальных доходов в расчете на одного работающего.

Таблица 1

Вариант
Значение

Задание 7 (по вариантам)

Ежемесячный доход налогоплательщика в текущем году составил ….. рублей

(данные в таблице 2). Оплачено за обучение в текущем году:

1)За свое обучение в вузе – 50000 руб.;

2)За обучение дочери в возрасте 20 лет (очная форма обучения) – 70000 руб.;

3)За обучение сына в возрасте 29 лет (очная форма обучения) – 40000 руб.

Определить:

А) сумму стандартных налоговых вычетов и удержанный НДФЛ за налоговый период;

Б) сумму социальных вычетов и НДФЛ за текущий год;

В) НДФЛ, который будет возвращен налогоплательщику по социальным вычетам.

Таблица 2

Вариант
Значение
 
                         

Задание 8 (всем вариантам)

Во многих странах рассматривается вопрос отмены минимальной заработной платы при одновременном установлении пособий тем занятым, доходы которых от работы не дотягивают до прожиточно­го минимума, равных разнице между прожиточным минимумом и их доходами. Проанализируйте причины, а также возможное вли­яние этой меры на спрос на труд и предложение труда.

Задание 9 (варианты 2,4,6,8)

Предположим, что распределение дохода в некоторой стране задано следующим образом: у = 100 + 10i, где у — годовой доход для t-ro индивида, при условии, что все индивиды упорядочены по возраста­нию дохода. Всего в экономике 300 чел. Согласно одному из подхо­дов индивид, зарабатывающий меньше 360 долл. в год, находится за чертой бедности. Изобразите графически распределение дохода и определите, какой объем денежных средств необходимо потратить государству, чтобы доходы индивидов, находящихся за чертой бед­ности, довести до прожиточного минимума.

Задание 10 (варианты 2,4,6,8)

Численность населения на 1 января — 300 тыс. чел., на 1 июля — 304 тыс. чел., на 1 октября — 300 тыс. чел., на 1 января следующего года — 269 тыс. чел. За год родилось 7 тыс. чел., умерло 12 тыс.чел. Индекс грамотности — 0,67, индекс доли молодежи в возрасте до 25 лет в общей численности населения — 0,54. ВВП составляет 11 940 долл. Определите: 1) коэффициенты механического, естест­венного и общего прироста; 2) сальдо миграции, тыс. чел.; 3) индекс уровня образования населения; 4) индекс ВВП на душу населения.

3. Литература

а) основная:

1. Игнатов В.Г. Экономика. социальной сферы. Учебное пособие. - М.: МарТ, 2005, 528с.

2. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа.Учеб.пособие / Е.И. Холостова. - М. : Дашков и К°, 2007. - 213 с.

б) дополнительная:

1. Скворцов И.П. Социальная политика региона.Учебное пособие - М.: КноРус, 2010,- 448с.

2. Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика. Учебное пособие. – СПб: Инфра-М, 2010.-272с.

3. Волгин Н.А. Государственная и муниципальная социальная политика. Учебное пособие - М.: КноРус,- 2011.- 1016с.

4. Акулич М.М.,Кузнецов В.Н. Социология социальной сферы. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2007.-238с.

5.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический Проект, 2005. 512 с.

© Мануилова Л.Б., 2014.

© Котласский филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ», 2014.

Наши рекомендации