Тема 4. Текст как ведущая единица словесной коммуникации
Преподаватель: Кожабекова Н.А.
Цели. Углубить знания о тексте; формировать умения определять основные признаки текста; развивать речевые способности студентов.
Ключевые слова: текст, общение, речевая деятельность, предложение, ССЦ, тема, основная мысль, заголовок, цепная связь, параллельная связь.
Задание. Проанализируйте таблицу. Выделите основные признаки текста.
Текст
Тема, основная мысль,
Микротема, абзац, план текста
Стили речи
Разговорный, книжные (научный, деловой, художественный,
публицистический)
где говорим? (в официальной, неофициальной обстановке)
Речевая ситуация с кем? ( с одним человеком, со многими людьми
с какой целью? (общение, сообщение, воздействие)
Умения создавать высказывания
Планировать последовательность изложения
Обеспечивать развитие темы и основной мысли
Соблюдать абзацное членение текста
Учитывать ситуацию общения
Сохранять стиль речи до конца высказывания
Выражать различные типовые значения
Намечать ведущий тип речи и дополнительные
Умело соединять разные типы речи в тексте.
описание (предмета, места, состояния (среды, человека)
Типы речи повествование
рассуждение
Активный раздаточный материал
Дисциплина: Русский язык Академический год 2011-2012
Количество кредитов всего- 6 Факультет экономики
Практическое занятие №5 Курс 1 Семестр 1
Тема 5. Функционально-смысловые типы речи.
Преподаватель: Кожабекова Н.А.
Цели. Понятие о функционально-смысловых типах речи; формировать умения определять тип речи; развивать речевые способности студентов.
Ключевые слова: текст, типы речи, задача речи, описание, повествование, рассуждение.
Во внешнем облике речи, и ее строе многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий, от назначения речи. Действительно, одно дело описать что-либо, например, осень, лес, горы, речку, другое- рассказать о событии, приключении, третье - объяснить, истолковать причины каких-либо явлений- природных или общественных. Таким образом, все разнообразие содержания наших высказываний в конечном итоге может быть сведено к трем видам: мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно; мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени; мир в причинно-следственных связях.
В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во-втором – в форме повествования, в третьем – в форме рассуждения.
повествование предмета
описание места
Типы речи
рассуждение состояния среды
оценка действительности человека
Задание. Прочитайте тексты.
Текст
Люблю осень. Осенью тише становится в лесах. Березки, клены, осины покрываются разноцветными листьями. Эти листья постепенно опадают и ложатся на землю.
Осень в Жетысу необыкновенно хороша в сентябре. Солнце в эту пору еще пригревает землю. Осенние цветы радуют нас своими красками, а осенние деревья еще не сбросили свой прекрасный, но печальный наряд.