Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии
Распад Советского Союза в начале 90-х гг. привел к образованию пятнадцати самостоятельных государств, перед которыми встали беспрецедентные проблемы в социальной сфере, требующие коренных перемен в формировании и реализации социальной политики.
Экономика стран, расположенных на пространстве бывшего СССР, расценивается международным сообществом как переходная. Такой характер экономики вызывает необходимость перемен и в осуществлении социальной политики. Основная причина в переменах — противоречие между объективным расширением потребностей в социальной защите все большей части населения стран и одновременным сужением экономических возможностей их удовлетворение через государственные бюджеты.
Существуют конкретные механизмы и формы трансформации системы социальной политики в странах с переходной экономикой.[240] Формами социальной защиты населения в странах с переходной экономикой становятся:
1) Переход от тотально-государственной системы социальной защиты преимущественно на страховые основы.
2) Создание традиционной для рыночной экономики системы социальной защиты и ее структуры, в том числе:
а) пенсионного страхования;
б) страхования по болезни;
в) страхования по безработице;
г) медицинского страхования;
д) страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
е) пособий для семей;
ж пособий малообеспеченным.
3) Ускоренное развитие социальных услуг, особенно таких их видов, которые приобретают особую актуальность и общественную значимость в условиях смешанной экономики:
а) услуги, связанные с активной политикой на рынке труда, проводимые службой занятости;
б) услуги по социальному обслуживанию населения, осуществляемому территориальными социальными службами. Решение последней группы за дач потребовало от органов власти всех стран СНГ значительной организационной работы по созданию как структур служб занятости, так и территориальных структур социальных служб.
Реализация социальной политики осуществляется в государствах СНГ и Балтии по-разному. Если бывшие прибалтийские республики откровенно копируют западные модели социальной поли гики, то Казахстан и Кыргызстан находятся в поиске собственных стратегий социальных реформ и способов реализации социальной политики.
Примером реализации социальных реформ по западному образц) может служить введение медицинского страхования в Эстонии, где менее, чем за полгода, реализована классическая модель медицинскою страхования. Это происходило на рубеже 1991-1992 г.
Стратегия социальных реформ, выбранная в Казахстане, имеет средне срочный характер и направлена на создание перспектив устойчивого экономическою роста, повышения благосостояния населения, активизации социальной политики с учетом интересов различных групп и слоев населения. Главная цель социальной политики в Казахстане — стабилизация уровня жизни населения и обеспечение его роста при уменьшении влияния кризисных явлений на наименее защищенные слои населения.
В этой связи разработан и поэтапно осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающий совершенствование системы защиты малоимущих слоев населения, усиление адресности соответствующих действий, рост реальной заработной платы, реформу системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.
В Казахстане создается система поддержки доходов путем реформирования оплаты труда, разрабатываются меры и создаются механизмы для получения более высоких заработков за счет личного трудового вклада, экономической предприимчивости и инициативы вне зависимости от форм собственности, обеспечения минимальной занятости населения за счет использования общественных работ в регионах с высоким уровнем безработицы. Осуществляется работа по совершенствованию системы социального страхования за счет его персонификации. Предусматривается создание трехярусной системы пенсионного обеспечения:
• первый ярус — гарантированные государством минимальные пенсии;
• второй ярус — пенсии, предоставляемые по обязательному пенсионному страхованию;
• третий — пенсии, предоставляемые за счет добровольного пенсионного страхования.
В социальной сфере принимаются меры по поддержке и сохранению сложив шейся системы учреждений социально-культурного и бытового назначения, осуществляются реформы здравоохранения и образования. Особое внимание уделяется жилищной реформе.
Разработан и реализуется «Комплекс мероприятий по реализации социальной доктрины Республики Казахстан на 1996-1998 и на период до 2000 года», создается правовая база для осуществления социальной политики. Экономическая стратегия органов государственной власти Республики строится с непременным учетом стратегии социального развития.
Как и во многих бывших республиках СССР, социальные проблемы в Кыргызстане сдерживают переход к рынку. Это связано с тем, что без должным образом обеспечиваемых прав личности, граждане ощущают угрозу со стороны либеральной экономики, особо проявляющуюся в росте безработицы и падении уровня жизни. Реализация адекватной социальной политики имеет и политическое значение — властям необходима поддержка проводимых реформ.
В 1995 г. на фоне продолжающегося падения производства доля расходов государственного бюджета Кыргызстана на образование, здравоохранение и социальное обеспечение составила 54% всех расходов или около 15% ВВП (в 1993 г. — 39% или 8% ВВП, в 1994 г. — 45% или 14% ВВП). Наибольший удельный вес в социальной сфере занимали образование (21,1%), социальное обеспечение и социальная помощь (16,2%), здравоохранение (12,4%). В местных бюджетах, бюджетах областей, городов и районов удельный вес расходов социальной сферы составляет еще больший процент — от 71,1 до 94,5%. Вместе с тем, реальные расходы на социальные нужды из года в год сокращаются.
Разработка и реализация социальной политики в Кыргызстане строится исходя из учета двух значимых аспектов: финансового и социально-политического.
Финансовый аспект В республике признаётся безусловная важность макро экономической стабилизации и эффективности, а также необходимость сдерживания расходов на социальные нужды и пособия пропорционально национальному доходу. Существует необходимость тщательного изучения расходов на социальные нужды как основы для четкого планирования их в бюджетах всех уровней Социальная помощь (имеется в виду выплата пособий и компенсаций) должна носить исключительно адресный, а не всеобщий характер.
Социально-политический аспект Функционирование экономики в рамках рыночных отношений практически исключает сакрально-патерналистскую модель социальной защиты. Люди должны выражать не только свои интересы, но и нести большую ответственность за обеспечение собственного достатка и благополучия. Это не означает, что государство устраняется от решения социальных задач. Но в то же время роль государства должна измениться и быть более ограниченной и четко обозначенной. Изменение парадигмы социальной политики — одна из труднейших для решения задач, стоящих не только в Кыргызстане, но и во всех других странах СНГ. Население должно иметь возможность оградить себя от различных факторов риска, связанных с утратой дохода. Для этого необходимы четкие механизмы сберегательной системы и социального страхования. Очевидна для республики и проблема сохранения доступности социальных услуг, жестко проявляющаяся в условиях бюджетного дефицита.
Реализация социальной политики в Кыргызстане:
• углубление адресности оказываемой социальной помощи с четким определением уровней и надежных источников финансирования;
• реформирование системы социального страхования, в том числе и пенсионного обеспечения;
• обеспечение максимально возможной занятости, предотвращение массовой безработицы;
• реформирование систем здравоохранения и образования;
• обеспечение работникам безопасных условий труда и социальных гарантий в обеспечении его уровня.
В Кыргызстане предполагалась реализация социальной политики в два этапа: Первый этап (1996-1998 гг.) — создание основ для перехода к новым отношениям государства и личности, смягчение социальных последствий переходного периода, минимизация снижения жизненного уровня и укрепление системы минимальных социальных гарантий
В качестве механизма реализации предполагается широкое развитие самозанятости, малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, формирование нового поколения независимых предпринимателей.
Второй этап (1998-2005 гг.) — разделение системы социального обеспечения на две организационно самостоятельные и с разными источниками финансирования системы:
• социальную помощь и социальное страхование;
• персонификация пенсионного страхования;
• организация сети государственных страховых компаний по добровольному страхования граждан с учетом видов социальных рисков;
• развитие негосударственных фондов страхования;
• упорядочение льгот, связанных с ранним выходом на пенсию;
• повышение уровня пенсий как итог реализации пенсионных льгот по условиям труда за счет работодателей.
Предусматриваются определенные мероприятия в реализации семейной поли тики политики в области занятости населения и реформы оплаты труда.
Возможности реализации социальной политики в Украине обусловлены негативными экономическими факторами, сложившимися в прошедшее десятилетие. За период 1990 -1995 гг. объём ВВП в Украине сократился на 48%. Это связано с сокращением промышленного производства, производства сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления. Общий спад производства, причина которого его структурная несбалансированность, существенно повлиял на формирование доходов населения. Наблюдается изменение структуры доходов — при снижении доли оплаты труда в ВВП на 22% за период 1991-1995 гг, увеличивается доля доходов от личного подсобного хозяйства, которые возросли в совокупных доходах семей с 10,2% в 1990 г. до 32% в 1995 г. Номинальные доходы населения Украины в 1995 г. увеличились по сравнению с 1994 в 4,4 раза. За 1995 г. наблюдался рост заработной платы и в долларовом эквиваленте с 34,5 до 75,6 долл. Подобная динамика может быть объяснена тем, что в 1995 г. увеличение темпа роста доходов по сравнению с инфляцией имело опережающие показатели. Подобные тенденции проявляются на фоне нестабильности платежей, несвоевременной вы платы заработной платы, пенсий, стипендий, других социальных платежей. Все это свидетельствует о нестабильном экономическом состоянии, на фоне которого в течении ряда лет сохраняется высокая степень социальной напряженности, что мало способствует общественной поддержке рыночных реформ. В этих условиях, до создания рыночных регуляторов экономики, государство вынуждено создавать и реализовывать механизмы ограничения неоправданного роста доходов работников производственной сфере (особенно тех ее отраслей, где наблюдается избыточная численность работников) и бюджетной сферы (из-за уменьшения поступлений в бюджет и сохраняющимися тенденциями сохранения в полном объеме существовавших прежде институтов социальной сферы, несмотря на отсутствие необходимых финансовых ресурсов). Кроме того, преодоление социальной напряженности из-за несвоевременной выплаты заработной платы, других социальных платежей потребовало разработки комплекса мер, по реформированию организации оплаты труда, пенсионного обеспечения и социального страхования.
В Украине сложилась разветвленная система социальной защиты населения. Однако это не свидетельствует о ее эффективности. Только в 1995 г. около 80% семей были получателями различных видов социальных выплат, помощи и компенсаций из бюджетов всех уровней, социальных фондов и за счет средств предприятий и организаций. Около 29,5 млн. жителей Украины (при общей численности населения 52 млн.) составляли в 1995 г. контингента получателей различных социальных выплат
Неотложными мерами по реформированию системы социальной помощи населению являются внедрение механизмов адресной помощи наиболее уязвимым группам населения с одновременной и постепенной ликвидацией практики пре доставления её через всевозможные дотации и льготы всем категориям населения независимо от уровня их доходов. Основные пути реализации этих мер:
• установление и финансовое обеспечение на государственном уровне минимальных социальных гарантий (пенсий, стипендий, помощи малообеспеченным нетрудоспособным гражданам, безработным), нормализация соотношений между средними и минимальными уровнями заработной платы и пенсии, пособиями по безработице;
• осуществление этих гарантий, исходя из динамики потребительских цен, упреждающих мер социальной защиты и адресного оказания социальной помощи и предоставления субсидий;
• защита покупательской способности малообеспеченных нетрудоспособных граждан и семей через периодический пересмотр среднедушевого совокупного дохода, который дает право на помощь.
Важным сдерживающим фактором, ограничивающим возможность реализации социальных реформ, является и отставание в реорганизации институциональных основ и создании соответствующей происходящим изменениям нормативно-правовой базы системы социальной защиты Украины. Поэтому долговременные программы реформирования системы социальной защиты населения и решение неотложной социальных проблем в Украине проходят по следующим основным направлениям: