Инвестиционная деятельность туристского предприятия
Инвестиции являются одним из важнейших условий развития системы туризма.
Инвестиционная деятельность относится к числу финансовых методов, которые непосредственно связаны с привлечением и размещением финансовых ресурсов.
Экономика туризма
Экономика туризма
Инвестиции (от лат. туезЪ — вкладывать) представляют собой вложение капитала с целью его последующего увеличения. Некоторые авторы отождествляют два понятия: "инвестиции" и "капитальные вложения". Однако первый шире второго: капиталовложения обычно рассматриваются как вложения средств в воспроизводство основных средств (зданий, сооружений, транспортных средств и т.д.), а инвестиции могут осуществляться и в оборотные активы, и в различные финансовые инструменты (акции, облигации и др.), и в отдельные виды нематериальных активов (изобретения, лицензии, патенты и т.п.).
Итак, инвестированиепредполагает любое вложение любых средств с целью последующего получения дохода, выгоды.
Наиболее распространенными формами инвестиций являются прямые и портфельные.
Под прямыми инвестициями принято понимать вложения предприятия в уставный капитал другой компании с целью установления контроля над ней (приобретение контрольного пакета акций), а также вложения в новые физические активы — капиталообразующие инвестиции.
Портфельные инвестиции — это совокупность финансовых инструментов в виде ценных бумаг, кредитов и других инструментов, посредством которых осуществляются операции на финансовых рынках.
Иностранные инвестиции — это вложенные (вкладываемые) иностранными инвесторами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. Иностранными инвесторами могут выступать иностранные государства, объединения, международные организации, иностранные юридические и физические лица, а также граждане Беларуси, постоянно проживающие за границей.
Объектами иностранных инвестиций могут быть:
♦ любые предприятия и организации, занимающиеся деятельностью, не
запрещенной на территории республики;
♦ здания и сооружения, имущество белорусских юридических и физичес
ких лиц;
♦ акции, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги
и средства;
♦ права на интеллектуальные ценности;
♦ иное имущество.
Иностранные инвестиции осуществляются в следующих формах;
♦ долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусски
ми юридическими и физическими лицами;
♦ создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным ин
весторам;
♦ приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций и других цен
ных бумаг;
♦ приобретения прав пользования землей, другими природными ресурса
ми, а также иных имущественных прав;
♦ любых других формах, не противоречащих законодательству Респуб
лики Беларусь.
Инвестиционные проекты в туризме могут быть направлены:
♦ на расширение и развитие предприятия:
- разработку проектов строительства или реконструкцию офиса;
- приобретение имущества, строительство предприятий размещения и
питания;
- приобретение транспортных средств, объектов социально-культурного
и спортивного назначения или долевое участие в их строительстве;
- обновление и реконструкцию рекреационных туристских объектов;
- улучшение условий труда сотрудников и др.;
♦ освоение новых сегментов рынка и производство туристских продуктов
и услуг:
- составление бизнес-плана;
- маркетинг туристского рынка;
- разработку рекламной компании;
- переподготовку кадров;
- внедрение системы качества обслуживания;
♦ внедрение информационных технологий:
- разработку проектов по компьютеризации;
- внедрение системы Интернет,различных программных проектов и т.д.;
♦ приобретение финансовых и нематериальных активов:
- приобретение пакета акций;
- финансовый лизинг;
- франчайзинг.
Принятие решения об инвестировании основывается на расчетах и выборе ставки дисконтирования.
Отечественной практике известен целый ряд методов расчета, однако наибольшее распространение получили:
♦ метод расчета чистого приведенного эффекта;
♦ метод расчета индекса рентабельности инвестиций;
♦ метод определения срока окупаемости инвестиций;
♦ метод расчета коэффициента эффективности инвестиций.
Следует отметить, что универсального метода, пригодного для туристского предприятия или того или иного проекта, не существует. Тем не менее, владея расчетами, полученными приведенными методами, легче принимать окончательные решения.
Инвестиционный процесс всегда связан с риском. Более того, неопределенность усиливает фактор времени: чем длиннее сроки окупаемости затрат, тем рискованнее проект. Поэтому при принятии инвестиционных решений затраты, доход и эффективность проекта следует оценивать с учетом этого фактора. Такая операция производится путем дисконтирования. Дисконти-
Экономика туризма 77
рование позволяет определить нынешний (текущий) денежный эквивалент суммы, которая будет получена в будущем:
Тренировочные задания
Экономика туризма
1 + ш
где Р — первоначальная сумма; 8 — наращенная сумма; п — продолжительность периода, лет; 1 — относительная величина годовой ставки процента.
Завершающим этапом в принятии инвестиционного решения является выбор источников финансирования. Условно их можно разделить на внутренние и внешние, хотя на практике используются разнообразные их варианты и комбинации.
Внутренние источники финансирования:
♦ прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
♦ амортизационные отчисления;
♦ дивиденды и другие доходы.
Внешние источники финансирования:
♦ заемные финансовые средства,кредиты банков,облигационные займы;
♦ привлеченные финансовые средства (паевые взносы, ценные бумаги);
♦ государственные инвестиционные ассигнования;
♦ инвестиционные фонды ассоциаций;
♦ средства благотворительных организаций;
♦ взносы населения.
Внутренние источники инвестиций являются самыми надежными и эффективными. Однако, как показывает практика, для расширения бизнеса и устойчивого развития туристских предприятий этих средств недостаточно. Привлечение финансовых ресурсов связано со значительными издержками и риском потерять контроль над собственным капиталом. Тем не менее привлечение заемного капитала необходимо и представляет собой нормальное явление. Важнейшими внешними источниками финансирования являются банковские кредиты и эмиссия ценных бумаг.
Кредит есть форма движения ссудного капитала. Различают следующие виды кредитов:
♦ коммерческий;
♦ ломбардный;
♦ ипотечный;
♦ венчурный;
♦ контокоррентный;
♦ доверительный;
♦ лизинг.
Ценные бумаги — это финансовые инструменты, которые свободно продаются заемщиками (эмитентами). Выпуск акций дает возможность туристской фирме помимо прочих финансовых источников получить дополнительные средства на длительный срок.
1. Определить эффект финансового рычага, если:
♦ экономическая рентабельность активов — 20 %;
♦ средняя расчетная ставка — 15 %;
♦ собственные средства — 500 тыс. р.;
♦ заемные средства — 600 тыс. р.
2. Туристское предприятие получило в банке кредит в размере 100 тыс. р.
на 10 месяцев. Ежемесячная кредитная ставка составляет 30 % Сколько не
обходимо платить за кредит?
Тест
1. Какие основные функции выполняют финансы туристских предприя
тий:
а) распределительную;
б) учетную;
в) контрольную;
г) стимулирующую?
2. Какой из перечисленных ниже источников является основным и ста
бильным в плане формирования ресурсов туристского предприятия:
а) прибыль от выручки от реализации;
б) амортизационные отчисления;
в) доходы, полученные от прочих операций;
г) прочие поступления?
3. По какому признаку определены следующие виды финансовых ресур
сов:
а) собственные и приравненные к ним средства;
б) заемные средства;
в) привлеченные средства?
4. В чем сущность эффекта финансового рычага:
а) повышении рентабельности собственных средств;
б) увеличении объема собственных средств?
5. Существует ли вероятность рисков в туристском бизнесе:
а) да;
б) нет?
Если да, то какие?
6. В чем главный смысл дисконтирования:
а) фактор снижения риска;
б) прием оценки денежных доходов предприятия?