Инвестиционная деятельность туристского предприятия

Инвестиции являются одним из важнейших условий развития системы туризма.

Инвестиционная деятельность относится к числу финансовых методов, которые непосредственно связаны с привлечением и размещением финансо­вых ресурсов.

Экономика туризма




Экономика туризма



Инвестиции (от лат. туезЪ — вкладывать) представляют собой вложение капитала с целью его последующего увеличения. Некоторые авторы отождес­твляют два понятия: "инвестиции" и "капитальные вложения". Однако пер­вый шире второго: капиталовложения обычно рассматриваются как вложения средств в воспроизводство основных средств (зданий, сооружений, транспор­тных средств и т.д.), а инвестиции могут осуществляться и в оборотные активы, и в различные финансовые инструменты (акции, облигации и др.), и в отдель­ные виды нематериальных активов (изобретения, лицензии, патенты и т.п.).

Итак, инвестированиепредполагает любое вложение любых средств с целью последующего получения дохода, выгоды.

Наиболее распространенными формами инвестиций являются прямые и портфельные.

Под прямыми инвестициями принято понимать вложения предприятия в уставный капитал другой компании с целью установления контроля над ней (приобретение контрольного пакета акций), а также вложения в новые физические активы — капиталообразующие инвестиции.

Портфельные инвестиции — это совокупность финансовых инструмен­тов в виде ценных бумаг, кредитов и других инструментов, посредством кото­рых осуществляются операции на финансовых рынках.

Иностранные инвестиции — это вложенные (вкладываемые) иностран­ными инвесторами финансовые и материальные средства в различные объек­ты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллек­туальную собственность хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. Иностранными инвесторами могут выступать иностранные государства, объединения, международные организации, иностранные юридические и фи­зические лица, а также граждане Беларуси, постоянно проживающие за гра­ницей.

Объектами иностранных инвестиций могут быть:

♦ любые предприятия и организации, занимающиеся деятельностью, не
запрещенной на территории республики;

♦ здания и сооружения, имущество белорусских юридических и физичес­
ких лиц;

♦ акции, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги
и средства;

♦ права на интеллектуальные ценности;

♦ иное имущество.

Иностранные инвестиции осуществляются в следующих формах;

♦ долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусски­
ми юридическими и физическими лицами;

♦ создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным ин­
весторам;

♦ приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций и других цен­
ных бумаг;

♦ приобретения прав пользования землей, другими природными ресурса­
ми, а также иных имущественных прав;

♦ любых других формах, не противоречащих законодательству Респуб­
лики Беларусь.

Инвестиционные проекты в туризме могут быть направлены:

♦ на расширение и развитие предприятия:

- разработку проектов строительства или реконструкцию офиса;

- приобретение имущества, строительство предприятий размещения и
питания;

- приобретение транспортных средств, объектов социально-культурного
и спортивного назначения или долевое участие в их строительстве;

- обновление и реконструкцию рекреационных туристских объектов;

- улучшение условий труда сотрудников и др.;

♦ освоение новых сегментов рынка и производство туристских продуктов
и услуг:

- составление бизнес-плана;

- маркетинг туристского рынка;

- разработку рекламной компании;

- переподготовку кадров;

- внедрение системы качества обслуживания;

♦ внедрение информационных технологий:

- разработку проектов по компьютеризации;

- внедрение системы Интернет,различных программных проектов и т.д.;

♦ приобретение финансовых и нематериальных активов:

- приобретение пакета акций;

- финансовый лизинг;

- франчайзинг.

Принятие решения об инвестировании основывается на расчетах и выбо­ре ставки дисконтирования.

Отечественной практике известен целый ряд методов расчета, однако наибольшее распространение получили:

♦ метод расчета чистого приведенного эффекта;

♦ метод расчета индекса рентабельности инвестиций;

♦ метод определения срока окупаемости инвестиций;

♦ метод расчета коэффициента эффективности инвестиций.

Следует отметить, что универсального метода, пригодного для туристско­го предприятия или того или иного проекта, не существует. Тем не менее, владея расчетами, полученными приведенными методами, легче принимать окончательные решения.

Инвестиционный процесс всегда связан с риском. Более того, неопреде­ленность усиливает фактор времени: чем длиннее сроки окупаемости затрат, тем рискованнее проект. Поэтому при принятии инвестиционных решений затраты, доход и эффективность проекта следует оценивать с учетом этого фактора. Такая операция производится путем дисконтирования. Дисконти-

Экономика туризма 77

рование позволяет определить нынешний (текущий) денежный эквивалент суммы, которая будет получена в будущем:

Тренировочные задания

Экономика туризма



1 + ш

где Р — первоначальная сумма; 8 — наращенная сумма; п — продолжительность пе­риода, лет; 1 — относительная величина годовой ставки процента.

Завершающим этапом в принятии инвестиционного решения является выбор источников финансирования. Условно их можно разделить на внут­ренние и внешние, хотя на практике используются разнообразные их вари­анты и комбинации.

Внутренние источники финансирования:

♦ прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

♦ амортизационные отчисления;

♦ дивиденды и другие доходы.
Внешние источники финансирования:

♦ заемные финансовые средства,кредиты банков,облигационные займы;

♦ привлеченные финансовые средства (паевые взносы, ценные бумаги);

♦ государственные инвестиционные ассигнования;

♦ инвестиционные фонды ассоциаций;

♦ средства благотворительных организаций;

♦ взносы населения.

Внутренние источники инвестиций являются самыми надежными и эф­фективными. Однако, как показывает практика, для расширения бизнеса и устойчивого развития туристских предприятий этих средств недостаточно. Привлечение финансовых ресурсов связано со значительными издержками и риском потерять контроль над собственным капиталом. Тем не менее при­влечение заемного капитала необходимо и представляет собой нормальное явление. Важнейшими внешними источниками финансирования являются банковские кредиты и эмиссия ценных бумаг.

Кредит есть форма движения ссудного капитала. Различают следующие виды кредитов:

♦ коммерческий;

♦ ломбардный;

♦ ипотечный;

♦ венчурный;

♦ контокоррентный;

♦ доверительный;

♦ лизинг.

Ценные бумаги — это финансовые инструменты, которые свободно прода­ются заемщиками (эмитентами). Выпуск акций дает возможность турист­ской фирме помимо прочих финансовых источников получить дополнитель­ные средства на длительный срок.

1. Определить эффект финансового рычага, если:

♦ экономическая рентабельность активов — 20 %;

♦ средняя расчетная ставка — 15 %;

♦ собственные средства — 500 тыс. р.;

♦ заемные средства — 600 тыс. р.

2. Туристское предприятие получило в банке кредит в размере 100 тыс. р.
на 10 месяцев. Ежемесячная кредитная ставка составляет 30 % Сколько не­
обходимо платить за кредит?

Тест

1. Какие основные функции выполняют финансы туристских предприя­
тий:

а) распределительную;

б) учетную;

в) контрольную;

г) стимулирующую?

2. Какой из перечисленных ниже источников является основным и ста­
бильным в плане формирования ресурсов туристского предприятия:

а) прибыль от выручки от реализации;

б) амортизационные отчисления;

в) доходы, полученные от прочих операций;

г) прочие поступления?

3. По какому признаку определены следующие виды финансовых ресур­
сов:

а) собственные и приравненные к ним средства;

б) заемные средства;

в) привлеченные средства?

4. В чем сущность эффекта финансового рычага:

а) повышении рентабельности собственных средств;

б) увеличении объема собственных средств?

5. Существует ли вероятность рисков в туристском бизнесе:

а) да;

б) нет?

Если да, то какие?

6. В чем главный смысл дисконтирования:

а) фактор снижения риска;

б) прием оценки денежных доходов предприятия?

Наши рекомендации