Определение состояния решения исследовательской задачи

Тема 1. НАУКА КАК СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наука, научные исследования, как сфера деятельности человека, имеет свои особенности. Прежде всего, специфика проявляется в результатах научной деятельности.

Результат научного исследования (в широком смысле слова) есть новое научное знание об объекте исследования. Научное знание обладает рядом характерных признаков:

а) истинность - объективное соответствие знания познаваемому предмету. Понятие "истина" подразумевает соответствие знания действительности, достоверность его содержания. Для подтверждения истинности научного знания необходимо привести основания, по которым оно истинно или аргументировать истинность знания.

б) интерсубъективность - свойство общезначимости, общеобязательности, всеобщности знания. Научное знание должно быть воспроизводимым. Научное знание должно иметь однозначное толкование для любых субъектов его познающих.

в) системность - упорядоченные отношения внутренних элементов знания.

Для того, чтобы знание было научным, необходимо, чтобы оно отвечало одновременно всем трем признакам. Только в этом случае можно говорить о научности знания.

Специфика научных результатов заключается также в их вероятностном характере. Рассчитывая получить определенный научный результат, исследователь не может быть полностью уверен, что результат будет таким, каким он предполагает его иметь. А получить он может нечто противоположное. Поэтому даже отрицательный результат в науке - тоже результат.

Существенной спецификой обладает также сам труд исследователя, который включает в себя ряд составляющих: познавательную, творческую, физическую.

Вообще, если рассматривать деятельность условно, то в ней можно выделить две компоненты в чистом виде [7 ]:

· труд исполнительский, который выполняется по заданной схеме; человек при этом не вносит ничего нового, делает то, что ему предписано (человек - труд);

· труд творческий, когда человек сводит свою деятельность только к созданию нового.

Основная особенность научного труда заключается в том, что полезность продукта труда создается его творческой составляющей. Если информация в процессе исследования не подвергалась творческой переработке и осмыслению, то и результат, строго говоря, нельзя считать научным. Такой результат не обогащает науку.

Из этой основной особенности научного труда можно выделить ряд особенностей второго порядка, в частности:

· повышение требования к личностным качествам исследователя;

· наличие специфической мотивации к труду;

· необходимость благоприятного психологического климата в коллективе;

· выполнение работы не всегда связано с рабочим местом исследователя;

· невозможность разделения рабочего и нерабочего времени исследователя.

Определение состояния решения исследовательской задачи

Для выполнения этого этапа необходимо получить исчерпывающую информацию об исследовательской задаче. Информацию можно получить различными способами, главный из которых – информационный поиск. Информационный поиск может быть систематическим и тематическим. Систематический поиск предполагает постоянную работу с заранее отобранными периодическими изданиями, извлечение из них информации по профилю выполняемых исследований. Тематический поиск означает ретроспективное и текущее исследование мировых источников информации, ее извлечение, отбор, свертывание и систематизацию. Тематический поиск выполняется для конкретной темы.

В процессе информационного поиска исследователь имеет дело с различными источниками информации. Информационные источники разделяются на первичные и вторичные, и информация соответственно также делится на первичную и вторичную [6].

К первичной информации относятся все виды исходных информационных материалов: монографии, статьи, диссертации, авторефераты, отчеты о выполненных исследованиях и др.

Вторичная информация представлена справочно-библиографической литературой: библиографические указатели, реферативные журналы и сборники, библиотечные каталоги, машинные информационные базы и т.п.

Информационный поиск следует начинать со вторичной информации, так как она включает в себя сведения об источниках первичной информации.

Для ведения систематического поиска в области экономики, организации и управления можно порекомендовать следующие периодические издания (отечественные):

Газеты: "Экономика и жизнь", "Бизнес, банки, биржи", "Коммерсантъ", "Рабочая трибуна", "Менеджер", "Инженерная газета", "Поиск", "Деловое обозрение", "Акционер".

Журналы: "Вопросы экономики", "Экономист", "ЭКО", "Экономические науки", "Теория и проблемы управления", "Вестник ЛГУ. Серия экономическая", "Финансы и статистика", "США: экономика, политика, идеология", "Мировая экономика и международные отношения", "Внешняя торговля", "Изобретатель и рационализатор", "Деньги и кредит", «Деньги», «Эксперт».

Тематический поиск необходимо вести по вторичным информационным материалам, в числе которых можно порекомендовать следующие (для экономики, организации и управления):

Библиографические указатели: "Экономика": М:ИНИОН (Институт научной информации общественных наук); "Науковедение": М:ИНИОН;

Реферативные журналы и сборники: "Экономика промышленности" М.: ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации); "Организация управления" М.:ВИНИТИ; "Общественные науки за рубежом": Серия "Науковедение" М.:ИНИОН; Сборник рефератов НИР. Серия 18: "Демография. Экономика. Экономические науки. Внешняя торговля. Организация и управление. Статистика. М.: ВНТИЦ (Всероссийский научно-технический информационный центр) [6].

Выполнив информационный поиск, исследователь формирует перечень информационных источников (первичных!), которые он должен проработать для того, чтобы получить представление о состоянии решения проблемы.

Работа с литературой также "регламентируется" рядом требования. Прежде всего необходимо произвести внешний осмотр источника информации. Если это книга, то необходимо определить ее вид: если это учебник или учебное пособие, то скорее всего там содержатся устоявшиеся представления об объекте исследования, если это научная монография, то она содержит позицию автора и ее обоснование. Методические рекомендации содержат чаще всего обобщение опыта, а сборник трудов - отдельные статьи, связанные общей тематикой. Обязательно следует прочитать аннотацию к книге

(на оборотной стороне титульного листа, либо на листе с выходными данными), где указывается характер материала, представленного в книге, и его адресность. Содержание или оглавление книги также дает представление о ценности изложенного в ней материала. Затем книгу следует пролистать. Наличие таблиц, справочного и цифрового материала существенно повышает ценность книги как источника информации.

Далее следует прочитать в книге интересующие разделы. Необходимо отбросить страх перед "толщиной" книги. Если книга толстая, то это значит, что она написана не только для данного конкретного исследователя, а включает очень широкий круг вопросов, и исследователь должен суметь выбрать "свой" материал, интересующий его. Здесь весьма полезным будет читать быстро и ухватывать смысл целых абзацев. Для этого целесообразно усвоить навыки быстрого чтения.

Далее исследователь должен сделать выписки, уложить этот материал в структуру решаемой задачи или исследуемого объекта. Выписки могут быть сделаны как конспективно, так и дословно, в виде цитат. В последнем случае необходимо обязательно пометить, что это цитата и указать страницу источника цитаты. Необходимо четко выписать все реквизиты информационного источника в соответствии с ГОСТ 7.1 - 84 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления".

Если просмотренная книга или статья заслуживает того, ее следует занести в личную картотеку исследователя с его краткой аннотацией о содержании информационного источника.

В результате выполнения второго этапа научного исследования исследователь должен иметь исчерпывающие данные о состоянии решения научной задачи и определить, в каком направлении ему самому двигаться. Иными словами, исследователь должен иметь план исследования.

Наши рекомендации