Использование данных международной уголовной регистрации
После вступления в 1990 г. в Международную организацию уголовной полиции правоохранительные органы СССР, а ныне Российской Федерации как правопреемницы Союза, получили доступ к учетам Интерпола через Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола в стране.
В соответствии с Уставом Интерпола каждое НЦБ осуществляет взаимодействие с различными учреждениями своей страны, НЦБ Интерпола в других странах и с его Генеральным секретариатом.
Правовое положение НЦБ Интерпола в России определено прежде всего Указом Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола», в соответствии с которым оно (НЦБ) является структурным подразделением МВД России — органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола и его Генеральным секретариатом.
Главными задачами НЦБ Интерпола в РФ согласно Указу являются:
- обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;
- оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;
- осуществление наблюдения за выполнением договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Россия.
Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. «Об утверждении Положения о На циональном центральном бюро Интерпола», изданным на основании Указа, статус российского НЦБ Интерпола конкретизирован. В соответствии с названным Положением НЦБ Интерпола является подразделением криминальной милиции, входящими состав центрального аппарата МВД России на правах главного управления.
В Положении закреплено также право министра внутренних дел РФ в пределах штатной численности органов внутренних дел и выделяемых на их содержание ассигнований создавать территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола.
В числе других функций НЦБ Интерпола в России выполняет следующие функции:
- в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ Интерпола иностранных государств запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных органов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов, документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;
- в пределах своих полномочий и в порядке, установленном международными договорами РФ, Уставом Интерпола и обязательными решениями его Генеральной Ассамблеи, принимает меры по своевременному и надлежащему исполнению зарубежными партнерами запросов правоохранительных и иных государственных органов РФ;
- анализирует практику исполнения российскими государственными органами запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств— членов Интерпола, информирует руководителей соответствующих российских органов о нарушениях установленного порядка исполнения этих запросов;
- обеспечивает соблюдение установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в международных запросах, следственных поручениях и сообщениях, и принимает меры, исключающие возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не Предназначена;
- оказывает необходимую консультативно-методическую помощь правоохранительным и иным государственным органам РФ по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью в рамках Интерпола;
- формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, носящими международный характер; формирует справочно-информационный фонд зарубежного законодательства, обязательных решений и рекомендаций Генассамблеи Интерпола;
- передает в необходимых случаях для опубликования в журналах, бюллетенях, сборниках и иных изданиях правоохранительных органов, а также распространения в средствах массовой информации сведения о лицах, находящихся в международном розыске, без вести пропавших, об идентификации личности, а также о розыске похищенных предметов и документов.
В структуре НЦБ Интерпола в РФ имеются:
- отдел международного розыска, включающий отделения: по общеуголовной преступности; по преступности в сфере экономики и финансов; по организованной преступности, незаконному обороту наркотиков, оружия, антиквариата и предметов искусства; по преступности, связанной с автотранспортными средствами;
• отдел оперативной информации и технического развития, включающий отделения: оперативной обработки информации; обеспечения оперативных учетов; ведения учетов и баз данных; технического рачвития,
- обеспечивающие подразделения: организационное отделение; отделение аналитической разведки; секретариат и архив.
Филиалы НЦБ Интерпола в России являются подразделениями криминальной милиции, входящими в состав аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ на правах управления, самостоятельного отдела или отделения. Их главные задачи и функции в основном совпадают с аналогичными задачами и функциями НЦБ Интерпола с учетом соответствующих уровней организации международного полицейского сотрудничества.
Технология информационной работы НЦБ Интерпола определена в Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (утверждена приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221) и в межведомственной Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола (утверждена совместным приказом МВД, Минюста, ГТК, ФСБ, ФСНП, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 684/184/560/353/257/320).Обе Инструкции согласованы с Генеральной прокуратурой РФ.
Правоохранительные и иные государственные органы России как субъекты сотрудничества по линии Интерпола в пределах своей компетенции:
- используют возможности Интерпола в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в их производстве уголовным делам, материалам проверок, материалам и делам оперативного учета;
- вырабатывают меры по противодействию транснациональной преступности;
- исполняют поступающие по каналам Интерпола запросы международных правоохранительных органов иностранных государств.
Банк данных НЦБ Интерпола в России формируется за счет информации, содержащейся в поступающих материалах и систематизируется по:
- входящим и исходящим документам;
- физическим лицам (подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений; находящиеся в розыске и без вести пропавшие; обнаруженные на территории РФ неизвестные лица и неопознанные трупы, подлежащие идентификации; потерпевшие и свидетели);
- похищенным и обнаруженным автомототранспортным средствам;
- юридическим лицам;
- похищенному и утраченному огнестрельному оружию;
- предметам, имеющим особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Правоохранительные органы России могут пользоваться следующими учетами Интерпола:
- алфавитной картотекой лиц, имеющих судимость за преступления международного характера, подозреваемых и обвиняемых в их совершении;
- картотекой данных о словесных портретах и национальной принадлежности указанных лиц;
- картотекой учтенных документов и наименований (паспортов, удостоверений личности, документов на право управления самолетом, автомобилем, огнестрельным оружием; названий морских судов, самолетов, автомобилей, фирм и др.);
- картотекой преступлений, систематизированных по их видам и способам совершения;
- дактилоскопической картотекой;
- фототекой снимков наиболее опасных преступников;
- картотеками лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов;
- картотекой похищенных автомототранспортных средств, предметов антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий, произведений искусства;
- картотекой ручного нарезного огнестрельного оружия.
При необходимости обращения к учетам Интерпола сотрудники органов внутренних дел и других правоохранительных органов руководствуются положениями упомянутых ведомственной и межведомственной Инструкций 2000 г., в которых в соответствии с руководящими документами Интерпола детально урегулированы условия и порядок получения справочных данных в сферах борьбы с организованной преступностью; международной террористической деятельностью; экономическими преступлениями; фальшивомонетничеством; преступлениями, связанными с автомототранспортными средствами; хищениями предметов, имеющих особую историческую, научную или культурную ценность; незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ; преступлениями в области высоких технологий; преступлениями, связанными с подделкой документов.
Так, в целях повышения эффективности борьбы с организованной преступностью Генеральным секретариатом Интерпола разработана специальная система международного обмена информацией, в соответствии с которой базу данных о физических лицах, причастных к деятельности преступных сообществ, теперь образуют: установочные данные на лицо, сведения о других именах и кличках, паспортные данные, словесный портрет, приметы, фотографии, дактилоскопические карты, известные адреса и связи, род занятий, информация о преступной деятельности, ее видах и регионах совершения, принадлежности к конкретным преступным сообществам или организованным группам.
Оперативность обмена информацией об указанных лицах обеспечивается посредством подготовки специальных уведомлений двух видов: с синим и с зеленым углом. Уведомление Интерпола с синим углом издается по инициативе его государств-членов для установления контроля за передвижением и местонахождением лица, подозреваемого или обвиняемого по конкретному уголовному делу. Государство-инициатор издания Такого уведомления вправе также запросить о лице сведения криминального характера и иную информацию, которая может быть полезной в ходе расследования. Уведомление с зеленым углом издается Интерполом на лицо, проходящее по делу оперативного учета, но не признанное подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу. Такое уведомление обязывает правоохранительные органы всех государств — членов Интерпола' сообщать все свеле-
' По данным на 1 января 2000 п, членами Интерпола были 179 государств, в том числе все бывшие союзные республики СССР за исключением Таджикистана и Туркмении.
ния, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и расследования преступлений.
В процессе раскрытия и расследования экономических преступлений по каналам Интерпола может быть получена следующая информация: официальные названия юридических лиц, зарегистрированных за рубежом; их юридический адрес, номер, дата регистрации; фамилии и имена физических лиц— руководителей (учредителей, акционеров); направление деятельности; размеры уставного капитала; сведения о текущем финансовом состоянии юридического лица; сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц.
Основаниями для проверки указанных юридических и физических лиц являются: наличие возбужденного уголовного дела; наличие дела оперативного учета в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступления; наличие проверочного материала или иной первичной информации о противоправной деятельности лиц, содержащей признаки состава преступления.
При раскрытии и расследовании преступлений, связанных с автомототранспортными средствами (АМТС), по каналам Интерпола можно:
- запросить информацию об отдельных лицах и организованных группах, занимающихся кражами и незаконной транспортировкой АМТС; о владельце АМТС, зарегистрированного за рубежом; о дате и месте постановки АМТС на учет и его снятии с учета;
- проверить АМТС по учетам похищенного автотранспорта иностранных государств, получить подтверждение розыска, информацию об обстоятельствах кражи, потерпевшем владельце и его намерениях относительно возврата АМТС;
- идентифицировать иностранное АМТС или его номерные знаки;
- проверить подлинность документов, представленных на АМТС;
- объявить в международный розыск в иностранных государствах — членах Интерпола автомототранспортное средство, похищенное на территории России.
Основаниям для получения необходимой информации от НЦБ Интерпола при этом являются:
■ установление в результате проверки по базам данных региональных АИПС «Автопоиск» и
АИПС «Розыск» факта нахождения АМТС в международном розыске по каналам Интерпола;
- материалы уголовных дел или дел оперативного учета, свидетельствующие об использовании в России для совершения преступлений АМТС, имеющих регистрационные знаки иностранных государств;
- обнаружение подделки документов, представленных на автомототранспортное средство, вывезенное из другого государства;
- установление подделки заводской маркировки на агрегатах, узлах, а также идентификационных номеров АМТС иностранного производства;
- выявление расхождений номеров узлов и агрегатов АМТС, приобретенных гражданами РФ за рубежом, с записями в таможенных документах, свидетельствах о регистрации транспортного средства, договорах купли-продажи и иных документах.
В процессе раскрытия и расследования хищений предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность? правоохранительные органы получают по каналам Интерпола информацию:
- о культурных ценностях, находящихся в международном розыске;
о наличии и юридическом адресе фирм (организаций), магазинов, специализирующихся на торговле культурными ценностями в зарубежных государствах;
- о выставлении конкретных произведений искусства на аукционах.
Поступающие сведения о культурных ценностях, похищенных за рубежом, НЦБ Интерпола в установленном порядке направляет в ГИЦ МВД России для постановки на учет в АИПС «Антиквариат».
При раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ7-, из Генерального секретариата, НЦБ Интерпола иностранных государств может быть получена информация:
- о лицах, проходящих по делам, которые имеют отношение к незаконному обороту наркотиков;
- о преступных сообществах, занимающихся незаконным оборотом наркотиков;
- о фактах изъятия наркотиков;
- об основных видах наркотических средств или психотропных веществ, находящихся в незаконном обороте;
о новых вилах наркотиков, появляющихся в обороте;
' Далее ^ «культурные ценности».
' Далее — «незаконный оборот наркотиков».
- о способах нелегального производства и наиболее часто встречающихся способах упаковки наркотиков, о выявленных подпольных лабораториях;
- о каналах транспортировки и методах сокрытия наркотиков и психотропных веществ.
В процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств (ВУ) и взрывчатых веществ (ВВ), правоохранительные органы осуществляют проверку по «Системе отслеживания оружия и взрывчатых веществ» (ГУ/ЕТС) Генерального секретариата Интерпола. При этом после направления в НЦБ Интерпола соответствующего запроса (сообщения) об их проверке по ее результатам можно получить информацию:
- о государстве-изготовителе;
- об основных технических характеристиках огнестрельного оружия, боеприпасов, ВУ и ВВ;
- о возможности их приобретения физическими и юридическими лицами;
- о времени и месте реализации огнестрельного оружия торговым предприятием или заводом-изготовителем;
- о возможности экспортирования в другие государства;
- о нахождении огнестрельного оружия или взрывного устройства в розыске;
- о наличии сведений криминального характера на лиц, во владении которых они находились;
- о совершении аналогичных преступлений в других государствах.
Поступающие сведения о похищенном за рубежом огнестрельном оружии НЦБ Интерпола направляет в ГИЦ МВД России для постановки на учет в АИПС «Оружие».
При раскрытии и расследовании преступлений в сфере высоких технологий правоохранительные органы по соответствующим запросам могут получать информацию:
- о сетевых адресах, именах доменов и серверов1 организаций и пользователей;
- о содержании протоколов, трейсингов, логических файлов2;
- об электронной информации, заблокированной в порядке взаимодействия правоохранительных органов при пресечении трансграничных правонарушений;
- о провайдерах и дистрибьютерах3 сетевых и телекоммуникационных услуг;
- о физических и юридических лицах, имеющих отношение к преступлениям в сфере высоких технологий;
- о программном обеспечении, методиках и тактике борьбы с компьютерными и телекоммуникационными преступлениями.
При обнаружении поддельных денежных знаков, используя каналы Интерпола, можно получить информацию об обстоятельствах изъятия других изымавшихся фальшивых денег, имеющих один источник происхождения.
В процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с подделкой документов, правоохранительные органы могут проверить по каналам Интерпола аутентичность, т. е. подлинность, этих документов, а также возможное их использование преступниками на территории других государств.
При необходимости идентификации или проверки по каналам Интерпола граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства на основании мотивированного запроса такие проверки, в том числе с целью идентификации, могут быть осуществлены по учетам Генерального секретариата Интерпола; по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам правоохранительных органов иностранных государств-членов Интерпола; по иммиграционным учетам этих государств; по банку данных НЦБ Интерпола.
В Генеральном секретариате такие проверки проводятся: по учетам лиц, объявленных в международный розыск; по учетам лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; по учетам лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в деятельности преступных сообществ и террористических организаций; по картотеке отпечатков пальцев.
Основания для идентификации или проверки указанных лиц по учетам Генерального секретариата Интерпола и национальным учетам зарубежных государств являются:
- наличие сведений о выезде из России лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений на ее территории;
1 Сетевой адрес — номер сети (подсети) и номер узла собственной системы адресации сетевого уровня; домен — совокупность сложных символьных имен, у которых совпадают несколько старших составных частей; сервер программный компьютерный модуль (узел), находящийся в режиме ожидания запросов.
: Протокол — формализованные правила, определяющие последовательность и формат сообщений, которыми обмениваются сетевые компоненты, лежащие на одном уровне, но в разных узлах; трейсинг - просмотр компьютерной программы; файл — поименованная область (набор тематических данных) на диске или ином машинном носителе.
3 Провайдер - фирма-поставщик услуг .абонентам компьютерной сети; дистрибьютер — распределите.!!-., пролапс!! \г-луг абонентам сети.
- наличие сведений о выезде из России лиц, уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных судом;
- наличие сведений о выезде лиц, проходящих по делам оперативного учета, из России в другие государства и занятии там преступной деятельностью;
- проведение проверки в отношении иностранца, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления на территории РФ;
- наличие сведений, указывающих на то, что изъятые с места происшествия следы пальцев рук оставлены иностранцем;
- задержание без документов или с поддельными документами лица, которое предположительно является иностранцем;
- проведение проверки в отношении иностранцев, проходящих по делам оперативного учета. Учеты Интерпола позволяют получать и другие сведения, необходимые для работы по раскрытию и расследованию преступлений международного характера.